Деревня Свапуще находится в 52 километрах от Осташкова. С нашей стороны — это самый крупный населенный пункт у границы двух областей — Тверской и Новгородской. Через него пролегает кратчайший маршрут до Великого Новгорода и Санкт-Петербурга. Ну и, конечно, эта деревенька хорошо известна миллионам паломников. На её территории начинается живописная лесная дорога, ведущая к истоку реки Волги.

Как обычно, мы проехали деревню насквозь, отмечая для себя всё значимое и интересное. По обе стороны улицы Центральной за высокими сугробами, образовавшимися после расчистки дороги, просматривались плотные ряды крепких деревянных домиков. Заброшенные встречаются редко. Справа промелькнул частный магазин. Мы проехали плавный поворот у самого озера и начали подниматься в гору. Снова ряды домов. Затем, слева тропинка, ведущая к погосту. На горе у перекрестка еще один магазин, на этот раз районного потребительского общества. Далее по улице Центральной — школа, а за ней, дальше по дороге, — большое современное предприятие «Софья». Возвращаемся обратно.

Если в центре деревни уйти в сторону с главной дороги на улицу Озёрную, то можно увидеть большое полуразрушенное здание механического цеха. Я помню его с раннего детства. Тогда оно выглядело иначе, но за забором уже ржавели чудовищных размеров комбайны. Я понятия не имел, какому делу служили эти “динозавры” и потому воображал себе всякие ужасы.

Но мы отправились на улицу Новую, где находится необычное здание местного клуба. Архитектурно это, вероятно, какая-то форма советского модерна. Чем было продиктовано такое смелое решение, не знаю, но в деревнях подобное встретишь нечасто. Я вот не встречал.

Здание клуба в деревне Свапуще

В этом здании сегодня располагаются Свапущенский территориальный отдел администрации Осташковского городского округа, клуб и библиотека. Территориальный отдел возглавляет местная жительница Галина Цветкова. Наш с ней разговор начался с установления родственных связей, от которых Галина Васильевна легко перешла к воспоминаниям:

«В своё время ваш дедушка (речь о Борисе Константиновиче Рябочкине, — прим. авт.) приехал сюда поднимать крупный совхоз «Заозёрный», который специализировался в основном на производстве мясомолочной продукции. На полях тогда сеялись рожь и пшеница. Школьники ездили на уборку картофеля. В совхозной конторе кипела работа. Крупные фермы были в деревнях Рвеница, Игнашовка, Коковкино, Сосново, Мосеевцы и, разумеется, Свапуще.

Жителей было много. Игрались свадьбы. Создавались семьи. Специалистам давали жилье. В 80-е годы даже стали строить новые дома. Так появилась эта улочка, на которой расположились 19 каменно-блочных зданий. Тогда же построили клуб. О рождаемости тех лет можно судить по числу учащихся в школе. В середине-конце 80-х наряду с классами «А» появились «Б». В клубе проходили большие концерты. Жизнь была интересной и насыщенной. А потом в 90-х всё стало угасать.

Руководитель территориального отдела Галина Цветкова

Моя мама работала в сельсовете в 70-х годах. В 25 наших деревнях тогда проживало 1000 человек. Когда я пришла работать в сельсовет, было уже 700 жителей на 31 деревню. Сегодня их всего 456. Около 200 проживают в Свапуще. Молодежь уезжает в Осташков, Тверь или за пределы области. Но нам еще повезло…».

Чем повезло вы, вероятно, догадываетесь. Всё могло бы быть значительно хуже, если бы в 1993 году на окраине деревеньки не возникло маленькое предприятие по производству дверей. В 2000-х оно выросло до большой современной фабрики, получившей международное признание.

«Сегодня на предприятии «Софья» занято почти всё наше трудоспособное население, за исключением бюджетников», — сообщила Галина Васильевна. «Местные держатся за свои рабочие места и достойную зарплату. Дома переходят по наследству. Их занимают трудолюбивые люди, которые трудятся на фабрике, и пенсионеры. Вот по этой самой причине вы не встретите в деревне заброшенных улиц или роскошных усадеб на берегу озера. Свапуще принадлежит местным жителям. Дачников здесь практически нет. Земельные участки с домами идут строго в границах населенного пункта. Сохраняется плотная историческая застройка».

Далее из беседы с руководителем территориального отдела мы узнали, что помимо «Софьи» и упомянутых выше магазинов, на территории Свапуще работают школа, детский сад, отделение почтовой связи, библиотека и клуб.

А еще с 90-х до октября 2021 года в границах поселения располагалась заправочная станция. Единственная на длинном пути (около 110 км) от Осташкова до Демянска.

Заправка эта закрылась, что удивительно, ведь в ближайшее время будет восстановлена кратчайшая дорога на Великий Новгород и Санкт-Петербург через Свапуще. В Осташков, на Селигер и к истоку реки Волги по ней будут приезжать туристы, которые столкнутся с отсутствием такого необходимого для путешественников сервиса. Жители деревни также вынуждены мотаться в город с канистрами.

Когда-то здесь была больница со стационаром. Сейчас в деревне вообще нет медика

Так мы вышли на тему проблем, с которыми сталкиваются местные жители. Я попросил Галину Цветкову обозначить самую главную.
«Когда-то в Свапуще была прекрасная больница. Стационар. Оказывались все виды медицинской помощи. Был отдельный корпус для пожилых людей, нуждающихся в поддержке и уходе. Работал стоматолог, к которому приезжали даже из Осташкова. К 2006 году остались только врач общей практики и медсестра. Два года назад не стало и этого. В прошлом году закрылась аптека. Сейчас у нас вообще нет медика. Укол сделать некому. Вот наша самая большая проблема».
От проблем хотелось перейти к положительным моментам, каковыми я считал активное участие жителей деревни в Программах поддержки местных инициатив. На территории Свапуще была реализована, на мой взгляд, самая крупная и важная инициатива в округе.

«В Программе поддержки местных инициатив Свапуще участвует с 2013 года», — с какой-то возникшей вдруг усталостью и грустью в голосе произнесла Галина Васильевна. «Жители относятся к программе крайне равнодушно. И я не знаю, почему так. Возможно, считают, что, как прежде в советские годы, о них должно заботиться государство, не требуя инициатив и участия рублём. Пожилые граждане привыкли к иному укладу жизни. Он резко изменился у них на глазах, но изменения эти были восприняты болезненно. У многих случился психологический надлом. Люди стали более замкнутыми и недоверчивыми. Общим делом, можно сказать, святым долгом, остался только выход на субботник на кладбище.

В 2017 году мы всё же вошли в программу с ремонтом насосной водопроводной станции, доставшейся нам еще от совхоза. Она обеспечивает водой все учреждения и подключенные к водопроводу дома. Большое дело сделали. Установили новое оборудование, поменяли электрику, трубы… В прошлом году сделали вторую ВНС. В этом у нас еще один сложный и большой проект — строительство универсальной спортивной игровой площадки. Провели собрание и вновь выслушали массу негатива: “А зачем нам это надо? У нас нет детей и внуков!”».

В деревне мы рассчитывали посетить все социальные учреждения, но в школу нам попасть не удалось. Карантин. Поэтому о ней нам также рассказала Галина Цветкова:

«Школой с начала 90-х руководит директор Надежда Алексеевна Ференчук. В штате восемь педагогов. Все работают в образовании уже свыше 25 лет. Математик Раиса Ивановна Серкова имеет стаж 59 лет. Это святые люди, без которых школы не будет. Молодежь в эту сферу идёт неохотно. Зарплаты несопоставимы с теми, что можно получать на той же фабрике. Сейчас в школе обучается 31 ученик. На базе школы также располагается музей военной истории нашего края».

Библиотекарь Наталья Михайлова

В кабинете по соседству с территориальным отделом находится библиотека. Там в просторном, но требующем косметического ремонта, помещении нас гостеприимно встретила библиотекарь Наталья Михайлова. В память о героях-защитниках на стене висят портреты местных ветеранов Великой Отечественной войны. В прошлом году ушёл из жизни последний — Евгений Яковлевич Воробьев. Тружеников тыла в деревне также не осталось.

«В библиотеке мы готовим образовательные программы и выставки», — рассказывает Наталья Борисовна. «Сейчас вы можете видеть выставку, посвященную Году народного искусства и нематериального культурного наследия. Еще каждую среду у нас работает детский кружок «Почемучка». Мы участвуем в акциях «Блокадная ласточка», «Библионочь», «Белые журавли»… Фонд библиотеки пополняется, но не так часто, как нам хотелось бы. Женщины берут журналы и любовные романы. Есть у нас старейшина — Анатолий Кусакин. Он активно интересуется исторической литературой. Кстати, это его любительские полотна с живописными видами Селигерского края украшают нашу стену».

Мы вышли из клуба и направились в детский сад, где нас уже ждала директор Валентина Тимофеева. Она возглавляет учреждение всего пять месяцев. Родом из Бежецка. Живёт в Соколе и каждый день торопится на работу к детям.

«Коллектив у нас молодой. Средний возраст примерно 40 лет», — сообщила Валентина Викторовна. «Три воспитателя, два помощника, повар, два сторожа, дворник, рабочий, три кочегара… Всего в зимний период 14 человек. Зарплаты у воспитателей достойные. С сельской доплатой и компенсацией на коммунальные расходы выходит порядка 20000 рублей».

Директор детского сада Валентина Тимофеева

Сад был построен в 1985 году. Отапливается он своей маленькой дровяной котельной. Со строительством связана одна любопытная история, которую нам поведала директор. В 80-х,
как вы уже знаете, в деревне было много детей. Но совхоз не шел навстречу местным жителям и не открывал сад. Тогда они написали письмо Валентине Терешковой, которое и ускорило принятие решения.

Сегодня руководитель сада столкнулась с новым вызовом современности. Учреждение с проверкой посетили компетентные органы. Рассказали про мероприятия по антитеррору (соответствующими брошюрами засыпаны стенды в коридоре) и потребовали установить на входе железные двери с домофонами. Порядок цен на такие двери что-то в районе 70000 рублей. «Безопасность нам нужна, но хотелось бы сделать крышу, забор поправить, и чтобы калитка — не на веревочке. Должен же быть какой-то разумный подход», — с грустью размышляет директор.

Малыши мирно дремали в своих кроватках. В садике — 21 ребёнок. Пообщаться с ними нам не удалось. Но мы выяснили, как ребята питаются. Завтракали пшенной кашей, кофейным напитком и булочкой с маслом. В обед — рассольник, плов с курицей и компот. На полдник — сок. Вечером будут блины.

Наш репортаж мы решили закончить в здании клуба, познакомившись с работниками культуры. Руководит культурой на селе Лариса Пидоренко. Помогает ей культорганизатор Ирина Колесова. Сегодня в огромном здании клуба фактически клуб занимает лишь небольшой зал без сцены. Он пережил в ноябре пожар, после которого в помещении был произведен вполне приличный косметический ремонт.

«Мероприятия готовим ко всем праздникам», — рассказывает Лариса Александровна. «Есть у нас свои палочки-выручалочки — наши артистки Елена Ракитина и Светлана Полякова. Еще нам очень помогает Сергей Чижевский и наши дочери. Аппаратура у нас старенькая. Нам бы ноутбук и подключение к сети Интернет, чтобы можно было нормально работать. Постоянных самодеятельных коллективов в клубе нет. Местные жители сильно устают на фабрике и им уже не до песен и танцев. Наряду с Новым годом, самый главный праздник у нас — день посёлка. Отмечаем его 14 августа».

Сотрудницы клуба Ирина Колесова и Лариса Пидоренко

Все сельские клубы сегодня влились в структуру Районного дома культуры. Лариса Пидоренко и Ирина Колесова видят в этом положительный момент: «Забрали бухгалтерию, меньше бумажной волокиты стало. Со снабжением проще. А главный плюс еще в том, что Районный дом культуры приезжает к нам со своими коллективами». 

Огромный кинозал пребывает в упадке


Большое здание клуба, в котором мы провели около двух часов, общаясь с работниками трёх учреждений, отапливается электричеством. Это дорого. При этом по территории Свапуще идёт газ. Идёт, минуя социальные учреждения. С подключением пока повезло только школе. Фасад не ремонтировался с 80-х годов.

Из актового зала по узкому коридору нас вывели на большую сцену. С неё открывался поистине шокирующий вид. Мы смотрели на некогда роскошный зал на 200 мест. По своим размерам он сопоставим с концертным залом Районного дома культуры, но внешне больше походил на зал кинотеатра. Кода-то здесь действительно показывали кино. С последнего сеанса минуло больше 20 лет. Края сцены обозначал потрепанный занавес, который видел концерты и собрания коллектива совхоза. Сейчас же он свидетельствовал о самом трагическом представлении. С развалом Советского Союза и совхозов огромный клуб просто некому и не на что содержать. Грандиозный замысел строителей обратился в груды поломанной мебели, горы ветоши и хлама. В своём первозданном виде высокому делу культуры эти вещи успели послужить совсем недолго. Трагедия это легко проецируется с масштабов конкретного клуба на большие масштабы.

Руины совхозных мастерских

На обратном пути в Осташков мы размышляли о судьбе клуба. О том, как это здание может вписаться в современный контекст, не став при этом непосильным бременем для поселения. О перспективах можно размышлять в привязке к тем значимым функциям Свапуще, что были обозначены в самом первом абзаце. Может ли в большом пустующем зале появится какой-то современный инфоцентр для паломников, кафе или хостел? Может, но для жителей деревни сейчас острее стоит вопрос элементарного выживания при полном отсутствии медицинской помощи. Тема сохранения культуры справедливо идёт после.

Андрей РЯБОЧКИН


Деревня Свапуще (Сопки) возникла в XVIII веке на месте перевалки грузов, идущих по озеру со стороны Осташкова в сторону Старой Руссы и навстречу. В 1859 году во владельческой деревне Свапуща (Сопки) Тверской губернии Осташковского уезда проживало 159 крепостных крестьян князей Шаховских в 22 дворах.
Во второй половине XIX — начале XX века деревня относилась к Залесской волости и Рвеницкому приходу Осташковского уезда. Работала земская больница (Северная участковая). Позднее, в 1896 году была построена школа.
В период коллективизации в Свапуще был организован колхоз «Красный бригадир». В годы Великой Отечественной войны, с октября 1941 по январь 1942 года, деревня была оккупирована гитлеровскими войсками. В это время в Свапуще сожжено около 50 жилых домов, социальные учреждения и хозяйственные постройки. В 1942 году деревня имела важное стратегическое значение в снабжении проходившего рядом участка фронта. В Свапуще по озеру Селигер из Осташкова доставлялись боеприпасы и провизия, обратно в Осташков вывозились раненые.
В начале 50-х годов в деревне организована Заозерная МТС, обслуживавшая 23 колхоза. В 1960 году Свапуще стало центром Заозерного сельского совета. В этом же году на базе колхозов и МТС образован совхоз «Заозерный» В Свапуще разместилась его центральная усадьба. В 1966 году построено новое здание Северной участковой больницы на 25 коек. Позднее, в 1984 году построен сельский дом культуры. 

Добавить комментарий