Вовсе не праздный интерес заставил меня в середине сентября покинуть привычные апартаменты в Осташкове и отправиться в район Кавказских минеральных вод, а точнее в город Железноводск. Здесь прожил большую часть жизни мой младший брат Павел. Здесь он навсегда обрёл вечный покой. И,отдав дань памяти родному человеку, я решил потратить пару дней на прогулку по уютному и привлекательному во всех отношениях городу.

Уютных мест в городе не счесть!

Прошло более десяти лет с тех пор, когда последний раз знакомился с его обликом и достопримечательностями. И надо заметить, что перемены, произошедшие за это время в его судьбе, меня приятно удивили.

Но вот в чём основная беда — бывая каждый раз за пределами Осташкова, всегда невольно сравниваю его состояние с состоянием других городов. И далеко не всегда можно поставить знак равенства.

По площади Осташков в десять раз уступает Железноводску, который словно утопает в объятиях нескольких живописных гор, и оттого кажется более компактным. Но на самом деле — это лишь оптический обман. А вот по числу населения он превосходит столицу Селигерского края всего на семь тысяч человек.

Южный город сродни нашему и по количеству учебных заведений. Здесь всего три средних школы и лицей. Примерно то же количество детских садов и учреждений дополнительного образования детей.

Железноводские проекты неоднократно приносили городу многомиллионные гранты в различных Всероссийских смотрах-конкурсах. Так, например, в 2023 году Железноводск победил в номинации «Энергетика» Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город». Курорт предложил лучшее решение цифровой модернизации освещения, что позволило сэкономить до 73 процентов электроэнергии. При этом, каждая улица города остаётся освещенной.

Кроме того, в настоящее время Железноводск является одним из самых энергоэффективных городов в странах БРИКС. Исследования проводились путем сравнения опыта ОАЭ, Индии, Бразилии, Египта, Ирана, Китая, Эфиопии и ЮАР.

Зона отдыха в парке Станислава Говорухина

Безусловно, вечерний Железноводск удивил меня обилием и разнообразием фонарей, подсветок и рекламных витрин. Но и при дневном освещении он нисколько не теряет шарма и привлекательности. Так, за последние годы до неузнаваемости преобразились сразу две масштабные зоны отдыха по соседству с улицей Энгельса, на которой я остановился в доме родственников.

Одно общественное пространство с заросшим озерком, в десятки раз превышающим по площади наш неприглядный пруд, превратилось в элегантную зону для прогулок и развлечений. Сам же водоём был очищен от тростника, по всему периметру облицован природным камнем и обустроен причалом.

Вокруг водоёма протянулась асфальтированная дорожка, по которой наматывают полезные километры любители скандинавской ходьбы, велосипедисты, мамочки с колясками и пешие горожане. Рядом находится большая асфальтированная площадь с концертной сценой для праздничных представлений. И пока площадь свободна, на ней с удовольствием выписывают пируэты любители катания на роликовых коньках.

А на противоположном берегу открыты площадки для любителей скейтбординга и футбола. Ещё один берег увенчал уютный тенистый сквер со скамеечками и несколькими кафе, издающими соблазнительный аромат шашлыка.

А вот выше в гору на несколько сотен метров вытянулась шикарная Аллея любви, востребованная и старшим, и юным поколениями горожан и днём, и вечером. Масса интересных архитектурных решений завершается каскадным фонтаном с подсветкой. В центре его — влюблённая бронзовая парочка спряталась от дождя под зонтиком и стала обязательным фоном для фотосессий. Никогда не пустеют на Аллее любви и скамейки, вмонтированные в обручальные кольца с подсветкой, и симпатичные резные качели на два посадочных места. Здесь же установлены тренажёрный и игровой детский городки.

Фонтан с влюбленной парочкой — популярная фотозона

Не мог не обратить внимание на больную для Осташкова тему остановочных павильонов, которую неоднократно поднимал перед нашей администрацией ещё в бытность исполнения депутатских полномочий. Но к сожалению, картонные коробки и овощные ящики и по сей день служат для горожан мусорными урнами.

В Железноводске же идёт серьёзная реновация остановочных павильонов. Простые типовые павильоны с антивандальным остеклением и урнами под бронзу вытесняют отслужившие свой век навесы.

Как ни странно, несмотря на огромное количество горячих целебных источников в районе Железноводска, здесь огромной популярностью пользуется городская баня. Даже среди рабочего дня тут припарковалось два десятка авто, в том числе, бизнес-класса. Один из посетителей, закутавшись в махровое полотенце, вдыхал осенний воздух, сидя на скамеечке у парадного входа. А почему бы не расслабиться, если торговля идёт неплохо и даже его небольшой магазинчик приносит прибыль.

Кстати, о магазинах. Наряду с привычными для нас супермаркетами, в Железноводске практически в каждой многоэтажке приютились торговые точки различной направленности. Местные предприниматели прошли на хитрость, уступив потолок цен сетевикам и не прогадали, остались на плаву.

Интересы бизнеса коснулись и городской бани. Часть ее площади арендатор обустроил в стиле русской баньки вкупе с небольшим бассейном. И теперь каждый желающий за отдельную плату может побывать «В гостях у бабы Гали». К сожалению, вопрос строительства в Осташкове вторых Сандунов так и повис в воздухе.

Совершенно в противоположном облике предстали перед моим взором и отдыхающие в санаториях и пансионатах Железноводска. Если гости Селигера с огромными тележками затариваются в наших супермаркетах, создавая длинные очереди, то в здравнице при наличии тысяч отдыхающих, таких картин я не увидел. И даже слегка пожалел сетевиков за отсутствие покупателей. Если осташковский турист часто делает ставку на водку и пиво, скупая горячительные напитки оптом, то железноводские отдыхающие мирно восседают в лечебных грязевых ваннах и в бюветах с такой же лечебной водой.

Одним из брендов Железноводска стала минеральная вода «Славяновская», рекомендуемая при хронических заболеваниях органов пищеварения, гастритах, изжоге, болезнях печени, почек, поджелудочной железы, при сахарном диабете и ожирении.

Дворец культуры имени Сергея Пускепалиса

То есть, в определённой мере она способна нейтрализовать последствия весёлого отдыха на Селигере.

Ещё одна больная тема пролегла пограничной полосой между двумя условными курортами. Если более двадцати санаториев и профилакториев, расположенных в городской черте Железноводска, находятся в правовом налоговом поле, то десятки частных заимок на берегах Селигера, именуемых базами отдыха, гостевыми домами, работают только на свой карман, что негативно отражается на состоянии местного бюджета.

Кроме того, Железноводск входит в перечень территорий, где взимается курортный сбор. В 2024 году он составил сто рублей в сутки с человека. Фонд курортного сбора в полном объёме идет на реализацию первоочередных проектов города. Когда-то и на въезде в Осташков взимался подобный сбор, но потом наш город утратил статус курорта, да и сами сборщики проворовались.

Привлекла взгляд и уникальная аллея с бронзовыми барельефами почётных граждан города рядом с местной администрацией. А мы пока не можем увековечить в подобном ракурсе даже героев Советского Союза — наших земляков.

Не мог не обратить внимание и на полное отсутствие в городе зданий, находящихся в аварийном состоянии. Похоже, подобной проблемы в Железноводске просто не существует. А строительство нового жилья в городе идет неплохими темпами. Сразу несколько многоэтажек возводится по соседству с улицей Энгельса. Но даже при этом цена на бэушную трёшку достигает здесь десяти миллионов рублей. Видимо поэтому каждый метр свободной земли востребован здесь администрацией и жителями города.

Уникален город и своими достопримечательностями. Если Осташков может предложить гостям лишь посещение краеведческого музея, музеев рыбы и забытых вещей, небольшую экскурсию по парку Свободы и прогулку по городской набережной, то Железноводск предлагает посещение Лермонтовского, Славянского, Смирновского источников, Пушкинской галереи, Железной горы, Дворца эмира Бухарского, грота вечной мерзлоты, Курортного озера, курортного парка, каскадной лестницы, Островских ванн, горы Медовой и нескольких храмов. А маршрутные такси легко доставят отдыхающих в соседние города Пятигорск, Минеральные Воды и другие, где также никому скучать не придётся.

Как и Осташков, Железноводск манит к себе организаторов различных массовых мероприятий. Главным из них в этом году стал кинофестиваль «FERRUM-24», проходивший с 26 по 29 сентября.

В его программе значился показ патриотических фильмов, мастер-классы и многое другое. В этом году он совпал с днём города, а на площадках кинофестиваля за четыре дня побывали 90 тысяч гостей. Центром фестиваля стал городской дворец культуры имени Сергея Пускепалиса. Ведь именно этому актеру в 2019 году принадлежала идея проведения здесь столь грандиозного фестиваля. И можно сказать, прямо с подмостков фестиваля 2024 года на передовую СВО отправился точно такой же бронированный автомобиль, на котором в свою последнюю поездку отправился к нашим бойцам Пускепалис.

Но не всё так уж и гладко и в сказочно красивом королевстве Железноводска. В глаза бросилось огромное количество бродячих собак, значительно превышающих число осташковских сородичей. И пока попытки волонтёров и ветеринаров не могут прервать их бесконтрольное размножение.

Собаки регулярно кусают горожан, ставя в неудобное положение руководство города. Но глава Железноводска Евгений Бакулин оперативно реагирует на городские проблемы. В этих целях регулярно проводит прямую линию с жителями города-курорта.

Так, в рамках последней прямой линии, мэр ответил на вопросы по освещению улиц, работе маршрутов общественного транспорта, реконструкции парка имени Станислава Говорухина, по удалению ветхих деревьев и отлову бродячих собак.

Оказывается, и общих проблем у наших совершенно разнополюсных курортов хватает.

Олег СЕВЕРОВ
Фото автора

Добавить комментарий