2 июля – День работников морского и речного флота

2021 год для Селигерского края — особенный. Это год 650-летия первого упоминания городка Кличена, жители которого основали Осташковские слободы. Наш город, наш край, его жители неразрывно связаны с Селигером, с многочисленными озерами и реками. А значит, и со средством передвижения по воде.

Осташи были знатными водоходами. Зная переменчивый, а подчас и суровый нрав Селигера, его узкие протоки и отмели, они могли управляться с лодками, парусом, позднее с пароходами, баржами, катерами.

«Николай внимательно посмотрел на правый берег, почти совершенно сливавшийся с тучею, и положил шест.

— Ну, ребята, — сказал он, — давай теперь через Кравотынское плёсо перебираться.

— С Богом! – слышится команда, и четыре весла дружно врезываются в воду. Лодка вздрагивает и круто сворачивает в широкое плёсо.
Туча быстро надвигается; гром грохочет все ближе и ближе.

Весла работают с ожесточением, лодка несется теперь прямо вперевес плеса. Волны ударяются о борта, порою обдавая нас холодными брызгами. На лодке царствует тишина, только слышно, как весла поскрипывают в уключинах.

Вот и середина плёса. Со всех сторон показываются белые гребни, из волн здесь образовалась какая-то толчея, лодку начинает заметно покачивать. Молнии ярко освещают картину бушующего кругом плеса, гром гремит почти над нашими головами.

Лодка борется с волнением, гребцы работают вовсю. Еще минут десять такой усиленной работы, и правый берег начинает понемногу вырастать перед нами; очертания прибрежных кустарниковых становится крупнее и крупнее. Волнение мало-помалу стихает, лодка идет свободнее, бурное место пройдено. Гребцы напрягают последние силы, и лодка летит и с налету врезается носом в берег… (И.Ф. Тюменев. В Верховьях Волги. 1894 г.).

Недаром из уроженцев Селигерского края вышло много знаменитых моряков: Герой Советского Союза Василий Быков, генерал-майор морского флота Федор Толбузин, контр-адмирал Виктор Лякин и многие другие.

Одним из уникальных явлений в истории Русской Православной церкви считался крестный путь по воде, который совершался 27 мая (по новому стилю 9 июня) из Осташкова в Нилову пустынь в день обретения мощей Нила преподобного.

Духовенство всех городских церквей и хоругвеносцы, участники крестного хода располагались на барже, которая была украшена гирляндами живых цветов. «По Селигеру вели на буксире на весельных лодках местные жители; гребцы были одеты в матросскую форму. Все на барже разместиться не моги, и пользовались лодками местных жителей, позднее – пароходами…» (Из воспоминаний краеведа Л.А. Савиной).

В Ниловой пустыни были и свои пароходы. Вот какую коллизию описывает литератор Василий Слепцов, побывавший в Осташкове в 1861 году и опубликовавший в «Современнике» «Письма об Осташкове».

«В то же время слышен был где-то тоненький свист, похожий на свист кулика.

Это меня заинтересовало, и я решился спросить о причине этого свиста. Отец архимандрит (В.А. Слепцов общается с наместником монастыря. – Н.Н.) рассказал нам, что некоторый доброхотный датель пожертвовал было монастырю маленький пароход, для того чтобы возить на нем богомольцев даром, но что город вступился в это дело и запретил, на том будто бы основании, что оттого может произойти убыток городу. Тогда доброхотный датель пожелал узнать, сколько город от этого потеряет! Оказалось, что с лодок получается в год около 400 рублей.

— Вот вам четыреста рублей, — сказал доброхотный датель.

— Не хочу, — сказал город (то есть осташковская дума). — Деньги, пожалуй, взять можно, а пароход все-таки чтобы не смел ходить и богомольцев чтобы не возил.

— Почему ж так?

— А потому — озеро городское.

— Как так городское? Озеро божье. По воде ездить никому не запрещается.

— Мало что не запрещается? Архимандрит с братиею не замай катаются, а за богомольцев плати деньги.

— Какие же деньги? Ведь вам дают четыреста рублей? Чего ж вам еще?

— То доброхотный датель дает, на то его воля; а по закону за причал с каждого богомольца пять копеек подай.

— За что ж за причал? Ведь у нас пристань в городе своя?

— Так что ж, что своя? Да ведь она в городе!

— Ну, вот и разговаривай тут с ними! — заключил отец архимандрит».

В этом году как раз исполняется 160 лет пароходства на Селигере. Мы не раз писали про славную историю селигерского флота. В год 80-летия с начала Великой Отечественной войны нельзя не вспомнить о вкладе наших водников в победу над врагом. Огромную роль в эвакуации населения, в перевозках воинских грузов и воинских частей сыграл флот Селигера. В течение трех навигаций (1941, 1942, 1943 гг.) под постоянными бомбежками, чаще всего в ночное время, на двух теплоходах и пяти пароходах, нескольких катерах и баржах они перевезли огромное количество пассажиров и грузов. В начале войны флот осуществлял перевозку эвакуируемых жителей из Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, ценностей, а также скота из соседних районов. Перевезено большое количество раненых из Демянского района Новгородской области, где шли ожесточенные бои в районе «Демянского котла».

Всего за годы войны флотом было перевезено военнослужащих — 615 821 человек, в том числе раненых — 140 362; грузов — 189 392 тонны.

Также заслуга плавсостава пристани «Осташков» состояла в снабжении всем необходимым строителей узкоколейной железной дороги от пристани «Осташков» к линии фронта (от станции Осташков до Свапуще и селения Бор), которые обеспечивали всеми видами снабжения 1-ю Ударную армию Северо-Западного фронта.

Работники пристани уходили в партизанские отряды, отважно вели суда в сложной обстановке, под обстрелами. 15 июля 1942 года мы будем вспоминать подвиг капитанов Алексея Хоробрых и Ивана Маркова, чьи имена теперь носят селигерские теплоходы.

Селигер невозможно представить без белых красавцев-теплоходов. Это символ, это гордость! И, несмотря на трудности, которые сегодня переживает пристань «Осташков», хочется поздравить селигерских водников с юбилеем, с профессиональным праздником и сказать: так держать! Семь футов под килем!

Наталья Николаева

Уважаемые коллеги – работники и ветераны ОАО «Тверской порт — пристань «Осташков»!
Мы, экскурсоводы, работающие на водных маршрутах Селигерского края, рады поздравить вас с вашим профессиональным праздником. Ведь водный транспорт на Селигере – это не только способ передвижения; это неотъемлемая часть впечатлений, которые увозят домой наши многочисленные гости. Насколько пунктуален диспетчер, вежлив экипаж, каков порядок на судне, как слаженно работает тандем капитан-экскурсовод – мелочей не бывает!
Мы с особым чувством благодарности адресуем слова поздравления ветеранам пристани: начальнику Юрию Николаевичу Смолкину (в августе исполняется 45 лет, как он вступил в ряды селигерских водников), диспетчеру Людмиле Александровне Быстровой (стаж 42 года), бухгалтеру Галине Васильевне Матвеевой, кладовщику Надежде Александровне Бубненковой, электрику Анатолию Ивановичу Цыкину. С благодарностью вспоминаем тех, с кем приходилось работать в прежние годы – капитанов Анатолия Алексеевичу Бойкова, Виктора Александровича Емельянова, Олега Петровича Данникова, Владимира Владимировичу Михайлова, Анатолия Алексеевича Перфеева; диспетчера Наталью Анатольевну Китанину.
Сегодня на капитанских мостиках теплоходов стоит новое поколение флотоводцев; это Роман Викторович Бойков, Александр Александрович Хрусталёв, Дмитрий Олегович Иванов. Они также верны лучшим традициям и уверенно ведут свои корабли по селигерским волнам. Поздравляем также экипажи туристических теплоходов, работников технической службы, диспетчеров.
Хотим пожелать всему коллективу ОАО «Тверской порт – пристань «Осташков», чтобы всем вместе двигаться в фарватере успеха и благополучия. Пусть каждая навигация будет удачной, а сеть экскурсионных маршрутов совместными усилиями расширяется.
Коллектив экскурсоводов пристани «Осташков»

Наталья Николаева

Совет ветеранов пристани «Осташков» поздравляет
селигерских водников – ныне работающих
и ветеранов – с Днем работников морского
и речного флота и с 160-летием пристани.

Сегодня хочется вспомнить тех, кто трудился в годы обновления реконструкции пристани, обновления плавсостава. С какой ответственностью, энтузиазмом перегоняли и встречали новые теплоходы! Работники пристани добивались лучших результатов в работе; наша организация была победителем соревнований, краснознаменным коллективом. Свой вклад вносили работники плавсостава, ремонтных мастерских, бухгалтерии, диспетчерской и таксировочных служб; труд каждого был почетным и по достоинству оценен. Слов признательности и благодарности заслуживают Ю.Н. Коровкин, А.А. Бойков, Л.А. Быстрова, Т.М. Федосенко, Ю.И. Кошелев, Н.А. Китанина, А.А. Перфеев, Н.А. Бубненкова, В.А. Емельянов, Е.В. Казина, В.В. Михайлов, Л. Панова и многие другие, не одно десятилетие отдавшие добросовестной работе на пристани «Осташков». С праздником вас, здоровья и благополучия вашим семьям.
Г.А. Рыженкова, председатель совета ветеранов

Добавить комментарий