или Почему Осташков так и не стал паровозной
столицей Бологое-Полоцкой железной дороги

29 сентября исполнилось ровно три года с момента запуска пригородного ретропоезда «Селигер», курсирующего на регулярной основе по маршруту Бологое-Осташков-Бологое каждую субботу и воскресенье. В составе поезда курсирует всего два сидячих вагона, которые выполняют функцию не только перевозки туристов, но и обеспечивают ежедневное пригородное сообщение, перевозя немногочисленных местных жителей в этом глухом краю. В летний сезон ретропоезд «Селигер» зачастую собирает большие группы туристов, желающих совершить железнодорожное путешествие по заповедной магистрали. По прибытию на конечную станцию Осташков начинается ажиотаж возле живого паровоза. Как не сделать красивый снимок на память рядом с этой удивительной машиной прошлого?

Паровоз после закрепления состава поезда затем отцепляется и переезжает на экипировку водой из паровозной гидроколонки.

После этого ажиотаж затухает, постепенно зрителям становится скучно и они расходятся кто куда.
Всем, конечно же, хочется продолжения программы, увидеть здесь ещё что-нибудь интересное, запоминающееся, непосредственно связанное с паровозами и историей заповедной Бологое-Полоцкой железной дороги. Хочется сходить организованно пообедать, ведь время прибытия самое обеденное. Но, увы, такого продолжения, к большому сожалению, нет… А могло бы быть, причём с размахом не хуже, чем в знаменитом паровозном депо «Подмосковная». Осташков — не столица, поэтому здесь возможности оказались упущены, и то богатое наследие, которое сегодня могли лицезреть туристы, ушло в небытие. И сейчас я вам о нём подробно расскажу.

Двадцатого мая 1906 г. одновременно с открытием коммерческого движения на Бологое-Полоцк-Седлецкой линии Николаевской ж/д, в провинциальном Осташкове, что на берегу знаменитого озера Селигер, было введено в эксплуатацию паровозное депо.

В конце ХIX и начале XX века Осташков представлял собой один из красивейших уездных городов Тверской губернии, с прямыми улочками и переулками, выходящими к озеру, старинными дворянскими домами, великолепными храмами.

Стоит отметить, что и локомотивное депо, и сама станция Осташков с её пассажирским зданием (вокзалом) и служебными постройками, выполненными в едином архитектурном стиле западноевропейского каменного монументализма с элементами готики и барокко, прекрасно дополнили облик древнего русского города, основанного ещё в 1371 году.

Разглядывая дореволюционный «исполнительный чертеж отвода воды из мастерских, паровозных зданий и от паровозных кругов на станции Осташков III класса», можно получить достаточно полное представление о том, что представляло из себя это депо в начале ХХ века.

На чертеже мы видим два симметричных веерных крыла с восточной и западной стороны, рассчитанные на 32 паровозных стойла, соединенные между собой прямоугольным деповским корпусом, и примыкающие к ним посередине ремонтные мастерские. Перед каждым веерным крылом находился поворотный круг системы Селлерса.

В период Великой Отечественной войны депо Осташков, как и сама Бологое-Полоцкая линия, очень сильно пострадало от авианалётов Люфтваффе. Налёты на станцию Осташков и депо гитлеровцы начали в июле 1941 года и продолжали вплоть до февраля 1944 г. В результате чего веерное крыло с восточной (бологовской) стороны было полностью уничтожено, а также был уничтожен один паровозный поворотный круг с западной стороны.

Второй поворотный круг с восточной стороны был разобран в 1989 году и заменён разворотным «треугольником».

Сразу после войны территория локомотивного депо Осташков представляла собой руины: сплошное крошево из обломков кирпича, металлоконструкций, шпал и рельсов. Его долго приводили в порядок вплоть до 80-х годов прошлого века, устраивая еженедельно субботники силами свободных от работы локомотивных и ремонтных бригад.

С началом перестройки в 1990 годы и связанными с ней экономическими преобразованиями в стране Бологое-Полоцкая линия начала постепенно приходить в упадок. Изменение существующих государственных границ бывшего СССР и разрыв существовавших экономических связей с республиками, входившими в его состав, фатально отразились на движении транзитных поездов, которые шли сплошным потоком по этой линии в Прибалтику и Белоруссию. К тому же массово стали закрываться заводы и фабрики в населенных пунктах, прилегающих к Бологое-Полоцкой, обеспечивавшие внутренний грузопоток на линии. Всё это привело к резкому падению внутреннего грузопотока, вскоре грузить вагоны на линии стало просто нечем, кроме леса.

А демографический кризис и отток населения из провинций в крупные города по причине безработицы также негативно отразился и на пассажирском движении.

Итогом экономического кризиса стало принятие решения о полном закрытии локомотивного депо Осташков ТЧ-34 в октябре 1998 года. Оставшиеся на тот момент времени локомотивы были переданы в эксплуатацию на другие участки российских железных дорог. После октября 1998 года ремонтный цех бывшего локомотивного депо Осташков был перепрофилирован для ремонта кранов на ж/д ходу, который продержался недолго, примерно до 2000 года.

После 2000 года весь комплекс построек закрытого депо перешёл в собственность МУП «Осташковгортеплосети», которому принадлежал до 2008 года, а затем был передан на баланс «Горводоканалу».

Сегодня закрытое депо Осташков, как и вся уникальная Бологое-Полоцкая линия, находятся в глубочайшей депрессии, без каких-либо надежд на выход из кризиса. Безлюдье и запустение теперь присущи этому некогда бойкому железнодорожному краю.

Будучи ещё совсем мальчишкой, ещё в советское и уже в постсоветское время, я застал депо Осташков действующим. В ремонтном цехе, разделенном на помещения категории «А», «Б», «В», «Г», «Е» стояли различные станки немецкого производства, полученные ещё после войны по репарации из Германии: токарные, сверлильные, фрезерные. На стенах высели растяжки с коммунистическими лозунгами, призывавшие работников депо к ответственности и добросовестному труду. В одном из цехов (уж очень это хорошо до сих пор отложилось в моей памяти) висела огромная репродукция художника Перова «Охотники на привале». В цехах стоял постоянно шум и грохот, летали ласточки, устроившие свои гнёзда прямо под кровлей внутри цеха. На обеденном перерыве мужики слесари и мастера в чёрных до блеска мазутных робах гремели под плотный папиросный дым и весёлый смех в домино: «Рыба!»

Ремонтные мастерские обладали всем необходимым оборудованием и станками для осуществления промывки паровозных котлов, подъёмочного ремонта.

Имелась возможность проведения технического обслуживания в объёме не только ТО2, но и ТО3 для тепловозов.

Ремонтный паровозный цех в депо Осташков просуществовал довольно долго — вплоть до начала 1990 года, поскольку паровая тяга на линии продержалась до 1976 года, а в маневровом и передаточно-вывозном движении ещё 10 лет.

Помимо этого, в депо Осташков производили процедуру консервации и переконсервации паровозов перед постановкой на базы запаса. Я прекрасно помню, как ещё в конце 80 — начале 90-х законсервированные Лебедянки рядами стояли с заколоченными будками на деповских путях.

Бологое-Полоцкая оказалась последней протяженной железнодорожной магистралью в европейской части России на паровой тяге. Удивительно, но тогдашний начальник локомотивного депо В.Н. Сигачёв уже в 1990 году строил паровозный тендерный цех!

Паровозы до самого закрытия в 1998 году использовались на отоплении в качестве котельной.
На территории бывшего депо в Осташкове находился склад топлива с возможностью заправки паровозов мазутом, имелась на территории ТЧ-34 и площадка для погрузки-разгрузки угля.

Иными словами, имелась вся необходимая инфраструктура и материальная база для организации целого ретро-депо в Осташкове, которое вполне могло стать одним из пунктов непременного посещения туристами, отправляющихся «в путешествие во времени» по уникальной линии, где можно было проводить интересные экскурсии и организованно кормить в деповской столовой.

При этом не требовалось каких-либо серьёзных финансовых вложений. Нужно было только осознать ценность уникальной исторической станции и принять волевое административное решение.
Туристическое ретро-путешествие по Бологое-Полоцкой линии можно сравнить с путешествием во времени — это не что иное, как возможность в одночасье оказаться на 50, на 100 лет в прошлом! Это возможность увидеть своими глазами старинные здания вокзалов IV и III классов, водонапорные башни, напоминающие средневековые замки, железнодорожные мосты с каменными опорами, добротные керосиновые погреба с необыкновенно прочной кирпично-каменной кладкой, деревянные линейно-путевые здания, украшенные изящными фронтонами, ручные стрелочные переводы со светящимися в ночи флюгарками, паровозные гидроколонки и многое-многое другое.

При этом сама Бологое-Полоцкая линия пролегла сквозь глухие смешанные леса Тверской и Псковской областей, огромные клюквенные болота с бобровыми плотинами прямо у железнодорожной насыпи и красивейшие сосновые боры. Недаром эти места так любили великие русские художники живописцы, в числе которых был и Шишкин.

На всём протяжении пути дорога пересекает живописные речки, причудливо извивающиеся змейкой, убегая вдаль к лесу, и проходит вдоль красивейших озер, таких как Бологое, Селигер, Пено, Охват, Волчье. Сочетание старинных построек начала ХХ века Бологое-Полоцкой линии с великолепными таёжными и среднерусскими пейзажами создаёт особую неповторимую атмосферу, которая дарит незабываемые впечатления от подобной поездки. А сам ретропоезд во главе с живым паровозом выступает в роли своеобразной «машины времени».

Алексей Алексеев, машинист электропоезда станции Осташков, автор канала «Заповедная магистраль» в «Яндекс. Дзен»

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий