В летний сезон острова Селигера привлекают туристов-робинзонов, готовых пересесть из автомобилей в лодки и добраться до действительно глухих и удалённых от цивилизации мест. Нам стало любопытно, что сегодня происходит на самом большом острове Хачин — в замкнутой системе, вобравшей в себя все богатства природы средней полосы России? Мы пересекли остров вдоль и поперек, оценив его туристический потенциал и инфраструктуру.

Начнём с короткой справки. По количеству островов Селигер может занять первое место среди озёр Европы. Их более 160! Каждый красив по-своему, но самым величественным и притягательным является Хачин. Площадь его более 30 км². С севера на юг протяжённость около 9 км. С запада на восток — 6 км. На острове обитают медведи, лоси, кабаны, барсуки, лисицы, еноты, зайцы, выхухоль, бобры, выпь…

Сам остров разделён искусственной протокой на две части, получившие названия Хачин и Малый Хачин. На острове имеется тринадцать озёр, причём большая часть из них расположена «цепочкой» с севера на юг. Также на нём находятся деревни Волоховщина, Сальниковщина, Ласкаревщина и Хретень.

Хачин Дом

Во вторник высадились в районе деревни Волоховщина у ресторана «Хачин Дом». Неприметный, обшитый вагонкой двухэтажный домик с зеленой дверцей давно является достопримечательностью острова, привлекающей гурманов со всего Селигера. О гостеприимстве хозяев и кулинарных изысках, подаваемых здесь к столу, ходят легенды.

Здесь можно отведать удивительные блюда, которых на Селигере больше нигде не встретишь. Разнообразные кутабы с мясом, картофелем, сыром и ягодами. Множество десертов, в том числе легчайшие низкокалорийные пирожные. Тонизирующие напитки, составленные из сборов местных трав.

Хачин вдоль и поперёк, изображение №2

Владеют рестораном супруги Павел и Людмила Синенко. Глава семейства прибыл на Селигер три десятилетия назад с целью развивать собственное фермерское хозяйство. Приехал из крупного города Харькова! И вот, оказался на острове изолированным от большой земли. Сегодня на плечах Павла и Людмилы полный цикл готовки, обслуживание гостей, мытье посуды и содержание территории в чистоте. Очень хотелось бы узнать, как живется Синенко на острове сегодня и не жалеют ли они о принятом десятилетия назад решении? Но, увы, очередной наплыв гостей не позволил им оторваться от готовки. Сезон на острове короткий, а потому, как говорится: «Куй железо, пока горячо!». Зимой, говорят, «Хачин Дом» тоже может принимать гостей, но по предварительной договоренности.

Милости прошу к шикарному шалашу

Метров через сто от места высадки, миновав несколько разной степени внешнего достатка домиков крупнейшей островной деревни, вышли к глэмпингу «SHIKSHA». Мы привыкли к маленьким ветхим деревенским домикам, соседствующим с роскошными виллами, ну а тут перед нами открылась картина доселе незнакомая, как и само слово «глэмпинг». Несколько комфортабельных, высотой с небольшой дом, палаток с бревенчатым каркасом образовали собой экологическую деревню в деревне. С зоной отдыха, спортивным инвентарем, прокатом велосипедов, столовой и прочими атрибутами традиционных баз отдыха. Иными словами, глэмпинг – это разновидность кемпинга, объединившая комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. И, да, по моему мнению, это лучший из возможных видов организации отдыха, гармонично вписывающийся в природные ландшафты, не уродуя их, а удачно дополняя.

Хачин вдоль и поперёк, изображение №3

Хозяин глэмпинга «SHIKSHA» Александр впервые попал на остров 25 лет назад. И, как и семья Синенко, стал его пленником. Крепко и навсегда влюбляет в себя Хачин. Желание проводить на острове как можно больше времени привело к тому, что в прошлом году, так же со своей супругой, Александр организовал глэмпинг. Семь палаток сегодня могут принять до 25 гостей. Цена проживания в комфортабельной палатке от пяти до шести тысяч рублей в сутки. В стоимость включены завтраки, ужины, прокат спортивного инвентаря и прочие сервисы. Понятно, что цена является своего рода фильтром, отсеивающим любителей попить водку в лесу, сломать лбом столетнюю сосну и закусить краснокнижным полушником.

Да, кстати, вдруг кому-то интересно, что означает название «SHIKSHA». Шикша – это ягода водяника. А в контексте названия для глэмпинга еще и ШИКарный ШАлаш. Довольно оригинально.

Как мы на «клопе» весь Хачин обскакали

Александр согласился стать нашим гидом по Хачину. У глэмпинга нас ждал его полноприводный SsangYong Korando по прозвищу «Клоп». Мы загрузились в «Клопа» и выдвинулись из Волоховщины в направлении Сальниковщины. Да, никаких привычных дорог здесь нет. Только тропы и направления.

Хачин вдоль и поперёк, изображение №4

Оставляя позади Волоховщину, мы наблюдали в окно, как местный рыбак, извлекая из садка здоровенную щуку, хвастался уловом. В деревне все друг друга знают. Радость и горе общие. Да и как не знать, когда всего по переписи на острове постоянно проживает десять человек. Помимо глэмпинга в этой деревне располагается комплекс «Андреевский кардон» с двумя деревянными домами, готовыми предложить традиционный комфортный отдых. Других, организованных для размещения туристов, мест на острове нет.

Углубляясь дальше в лес, мы поинтересовались, много ли на острове техники и как она сюда попадает. Оказывается, что возле базы летнего пансионата Московского института лёгкой промышленности (ныне Московский государственный университет дизайна и технологии) существует паром, готовый доставить на Хачин тяжелую технику.

— Я не хочу таскать сюда машины и другую технику для сдачи в прокат, — сообщил Александр. – Хачин — это идеальное место для велосипедных и пеших прогулок. Кроме того, за людьми с техникой нужен постоянный надзор. На острове, вдали от цивилизации кто-то может ощутить вседозволенность и утратить самоконтроль. А там и до трагедии недалеко.

«Клоп» пробирался по лесным тропам, и мы убедились в верности сказанного. То и дело просили нашего гида остановиться, чтобы сделать снимки: подсвеченные солнцем тропы, устланные мхом лесные чащи, грибы, ягоды – хотелось запечатлеть и потрогать всё это богатство. Ландшафты потрясающие! Ими надо наслаждаться неспешно.

— А что это за камень с табличкой и кусочком хлеба?

— Здесь похоронен островной конь-долгожитель по кличке «Мальчик».

Мы остановились снова. Надпись на камне гласила: «Коню долгожителю Мальчику, трудяге, незаменимому помощнику от благодарных жителей окрестных деревень. 1983-2014.». Как и когда на острове оказался белый конь доподлинно неизвестно. Поговаривают, что принадлежал когда-то лесхозу.

Хачин вдоль и поперёк, изображение №5

Вскоре мы оказались в Сальниковщине, а затем в Ласкаревщине. Что сказать про эти заброшенные, утопающие в дикой природе деревни с нежилыми домами и редкими небольшими дачками, не отличающимися традиционным для Селигера коттеджным размахом? Пожалуй, что ничего! Свидетельства некогда существовавшей островной цивилизации, занимавшейся сельским хозяйством и иными традиционными промыслами, практически исчезли. Отдых на Хачине – это история не про деревни. Забегая вперёд, скажу, что Хретень мы тоже посетили. Сказанное справедливо и для неё.

Самым явным проявлением вторжения современной цивилизации на остров остаётся летний пансионат МТИЛП, расположенный в южной части Хачина. С берега видна обновляющаяся ежегодно надпись «Селигер 2020». Ну а в сосновом бору в нескольких десятках метров от большого пляжа обнаруживаются все признаки обитания жителей больших городов, не желающих до конца расставаться с этими самыми городами. Вот, пожалуйста, встречает вас небольшой пиратский фрегат со скелетом в клетке. На озере Гнильцы основательная такая пристань. В шезлонге дремлет дама с собачкой. Виднеется кафетерий со стеклянными панорамными окнами и высокой многощипцовой крышей. Со вкусом живут будущие дизайнеры, что тут скажешь!

Хачин вдоль и поперёк, изображение №6

Дополнительно стоит отметить, что близ лагеря мтилповцев одна из самых больших туристических стоянок на Хачине. Вечером в лесу диджеи включают музыку. Иногда в сезон тут тусовки не хуже, чем на Ибице. В общем, да, этот уголок острова резко контрастирует с остальным.

Хачин вдоль и поперёк, изображение №7

Озёра и стоянки туристов

Мы уже упомянули вначале, что на Хачине с десяток крупных и мелких озёр. И вот они-то и представляют наибольший интерес для отдыхающих дикарями туристов. На Хачине два крупных внутренних озера: южное и северное Белое. А еще каскадом с юга на север протянулись небольшие озёра: Гнильцы Большое, Гнильцы Малое, Кобыльское, Пустое, Запольское, Щучье, Плотичье, Остреченье, Чёрное. Несколько особняком на севере находится озеро Каресово. В них, за исключением Пустого (оно и понятно из названия), водятся различные виды рыб.

Хачин вдоль и поперёк, изображение №8

Мы объехали практически все озёра и везде встречали туристические стоянки. Всего, проехав около 35 километров по самому Хачину и еще вокруг него на катере, заметили около полусотни стоянок. Отдыхающие держатся особняком друг от друга. Такой плотности как на материковом Белом озере близ Светлицы здесь не встретишь. Мусора в лесах также немного. Вывозят его или закапывают, сказать не берусь.

Не особо охраняемая территория или кемпинги?

Многое хотелось бы рассказать о природе Хачина, поделиться увиденным, но придется резко сворачивать повествование и переходить к выводам. Остров полон туристов – это факт. В основном это палаточники, живущие без всякого надзора. Откуда берут дрова, куда девают мусор, можно только догадываться. Нужно ли их прогонять с острова? Нет, потому как едва ли это вообще возможно. Если десятилетиями люди отдыхали на Хачине, то никакими запретами их уже не отвадишь.

Вместо этого целесообразно было бы создать условия для организации законных мест стоянок и кемпингов. Осуществлять надзор за соблюдением правил поведения туристов на территории и предложить необходимые сервисы: вывоз мусора, дрова, расчистка пешеходных и велосипедных троп. На Хачине нельзя строить турбазы и базы отдыха, в этом я убежден. Но экотуризм тут мог бы развиваться успешно. При должном контроле, разумеется. Вне всякого контроля и доступной альтернативы в виде организованных кемпингов может сбыться страшное пророчество немногочисленных местных жителей: «Сгорит наш остров от этих диких туристов. Вспыхнет как спичка от небрежно брошенной в лесу бутылки». Увы, номинальный статус особо охраняемой природной территории реально не способен защитить остров. Возможно, тогда это может быть история про экотуризм, заповедник с развитой системой сервисов, фермерскими продуктами при деревнях и отдыхом в кемпингах?

Лев ГАНИН

Добавить комментарий