Идут светлые пасхальные дни, еженедельно до Вознесения будут проводиться крестные ходы. И самое время рассказать об особых начинаниях осташей в сфере благочестия – как в прошлые века, так и в настоящее время.

Религиозное усердие

Описания экспертов-исследователей Осташкова как феномена российского градоустройства сохранили свидетельства энтузиазма жителей Селигерского края. Издревле «осташи отличались необыкновенным усердием к религиозным обрядам, церковным службам, церквам, монастырям. Эта черта характера жителей Осташкова есть одна из самых замечательных», — отмечает Василий Покровский. И продолжает: «Религиозное чувство жителей Осташкова проявляется, между прочим, и в учреждении многочисленных крестных ходов и церковных торжеств. В этом отношении Осташков проявил такое религиозное усердие, что в течение прошлого и нынешнего столетий (соответственно, XVIII и XIX вв.) епархиальная власть не раз ограничивала число дозволенных крестных ходов».

Помимо традиционных для всей Православной Церкви крестных ходов, наши земляки учредили несколько особых, нигде более не практикуемых.

Например, в день святого Пафнутия Боровского, 1 мая (по старому стилю), из собора крестный ход к часовне деревни Ёмши двигался четыре версты с образом святого. «Когда бывает это шествие, то все младенцы, какие есть в городе, подносятся, а дети, могущие сами ходить, подводятся под образ святого Пафнутия; многие в этот день святому служат молебны о здравии детей. «Происхождение этого обычая никто не мог объяснить нам в Осташкове». Теперь «детские» крестные ходы не проводятся. Но хороший обычай в Вознесенском соборе сложился несколько лет назад: в день Рождества Христова осташи приводят детей на Божественную литургию, чтобы ребятишки причастились и приняли участие в детском празднике. Не в последнюю очередь стимулом к этому бывают сладкие подарки, собранные на средства благотворителей. Еще одним поводом посетить богослужения у детей школьного возраста и подростков-студентов является молебен на начало учебного года и освящение дневников для отличных оценок.

По воде аки по суху

Но главным событием всех православных не только Осташкова, но и окрестностей являлся праздник Обретения мощей Нила преподобного 27 мая (9 июня по н.ст.). И уникальный крестный ход из Осташкова в Нилову пустынь по водам Селигера. Еще в 60-70-е годы прошлого века во многих домах осташей хранились литографии с изображением крестного хода.Но посмотрим на это глазами очевидцев:

«В самый праздник из Осташкова отправляется в пустынь крестный ход. Для этого устраивается особая большая баржа, разукрашенная разноцветными флагами. По вступлении крестного хода на эту баржу, она трогается от пристани, буксируемая девятью небольшими лодками, на каждой из них сидят по три гребца, одетых в одноцветные рубашки, с белыми шапками на головах. По бокам главной баржи плывут еще две другие баржи меньшего размера, из которых в одной помещаются члены городовых присутственных мест, а в другой наиболее значительные лица из числа осташковских жителей. Сверх того, за баржами следует по обыкновению значительное число частных лодок, а вдали – пароход с богомольцами.

Как только флотилия покажется в виду монастыря, там начинается звон к обедне. Крестный ход подплывает к самым святым воротам (очевидно, к архиерейской пристани. Н.Н.), где встречается архимандритом со всею братиею. После того тотчас начинается обедня, по окончании которой рака с мощами угодника поднимается с катафалка, выносится из собора и ставится под вызолоченный балдахин, особо устроенный для крестного хода…»

«…Стали встречать крестный ход со Знаменья (это девичий монастырь, как Селигер переедешь). Ты бы только взглянул, такой красоты я еще не видывала! Пароходы, баржи – и все изуцвечены, все кресты монастыря блестят, горят, как луч огня. И они, скоро ли по озеру приплыли, все пели. Наш крестный ход им встречу поёт» (из воспоминаний Е.Ф. Ивановой, богомолицы из Фировского района, побывавшей на празднике в начале ХХ века).

Но чествование святого покровителя нашей земли не заканчивалось после праздника Обретения. Икону Нила Столобенского привозили в Осташков, и она «ходила» по городу. По желанию горожан ее принимали в домах и служили молебен. Так продолжалось до Успения Пресвятой Богородицы. После чего крестным ходом икону обносили вокруг города и провожали в сельскую местность. Обойдя все деревни, святой образ возвращался в Нилову пустынь.

Еще особым образом в Осташкове чтился праздник Крещения Руси – день прославления святого князя Владимира, крестителя Руси (15 июля по ст. стилю). Недаром же о нем сугубым образом хлопотали осташковские хоругвеносцы!

Осташковские хоругвеносцы

Осташковское общество хоругвеносцев преподобного Нила Столобенского Чудотворца было образовано в 1902 году. Не сказать, что это была уникальная инициатива: таковые объединения существовали в России с первой половины XIX века. Вспомним описание крестного хода Иваном Шмелёвым в «Лете Господнем» и ту ревность, с которой принимали в нем участие его близкие. И кафтанчики имелись, и знаки отличия. И благочестивые осташи с их особой любовью к крестным ходам воспользовались примером уже учрежденных в столичных и губернских городах обществ ревнителей крестных ходов!

Мысль об учреждении в Осташкове Общества Хоругвеносцев была воспринята всеми с воодушевлением. Главной своей задачей Общество считало служение Церкви Божией, торжественности и порядку совершения крестных ходов и других церковных процессий.

Для поднятия авторитета Общества его почётными членами были митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий; сенатор, князь Николай Дмитриевич Голицын, бывший Тверской губернатор; настоятель Ниловой пустыни и другие. Среди прочих скромно значился протоиерей Кронштадского Андреевского собора Иоанн Сергиев. А это ни кто иной, как Иоанн Кронштадский, наиболее уважаемый в то время российский священнослужитель, уже при жизни снискавший славу молитвенника и заступника. Кстати, батюшка не просто числился как почетный член Общества: в числе неприкосновенных капиталов, отчисленных по постановлению общего собрания на нужды Общества, имелось 25 рублей о. протоиерея И. И. Сергиева. Августейшим покровителем Осташковского Общества стал Великий князь Константин Константинович Романов.

«Главную святыню Общества составляло хоругвь-знамя, сооружённое в 1902 году ко дню Обретения святых мощей преподобного Нила. Знамя имело вид металлического флага, украшенного серебряно-позолоченным орнаментом с эмалью, с изображением на обеих сторонах икон преподобного Нила — небесного покровителя Осташкова.

Вторую святыню общества составляла святая икона преподобного Нила Столобенского Чудотворца, полученная обществом в дар от настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. Третья святыня — святая икона молитвенника земли Русской, преподобного Серафима Саровского, приобретённая обществом в Саровской пустыни и освящённая 19 июля 1903 года на месте прославления святых его мощей.

По отчёту 1904 года 99 членов общества имели форменную одежду, которая состояла из кафтана со стоячими воротниками и с галунами на воротниках и обшлагах, на груди, по бокам и позади с кисточками.
В 1903 году общество приняло участие в 82 крестных ходах и разных церковных торжествах, в 1904 году — в 83.

Самый величественный и в то же время самый трудный — это крестный ход со всех церквей и монастырей вокруг города с чудотворной иконой преподобного Нила Столобенского Чудотворца 15 июля. Этот крестный ход был возобновлён обществом Хоругвеносцев. Горожане готовились к этому событию: осушались улицы с помощью вновь вырытых канав для стока воды, возводились временные мосты, насыпи, чтобы была возможность крестному ходу пройти по самым окраинам городских улиц по суше.

Накануне, 14 июля, Чудотворная икона преподобного Нила Столобенского крестным ходом доставлялась из обители в Троицкий собор, где служилась всенощная. Следующий день начинался с литургии. По её окончании и общий крестный ход со всех церквей и монастырей при стечении тысяч верующих христиан, не только городских, но и сельских жителей, направлялся на городскую пристань, где совершалось водоосвящение, и затем следовал вокруг города Осташкова.

Величественно и медленно шествовала духовная процессия по крайним улицам города во главе знамени-хоругви Общества. Кроме чудотворной иконы преподобного Нила, в крестном ходе участвовали все местночтимые иконы. Непрерывный звон колоколов городских церквей, громогласное пение трех хоров певчих Соборной, Преображенской и Крестовоздвиженской церквей, а также народного хора, чудная погода, игра лучей солнца на хоругвиях и святых иконах, — всё это возвышало душу верующих, делая крестный ход ещё более торжественным. Улицы, по которым следовал крестный ход, были усыпаны песком, зеленью, цветами. На фабриках и заводах работы были прекращены. Торговые заведения были закрыты.

Крестный ход преодолевал расстояние более чем в семь вёрст. Три с половиной часа продолжалось это торжественное шествие вокруг города, и крестный ход вновь возвращался в Троицкий собор, где завершалась служба. По окончании крестного хода всё духовенство города приглашалось правлением в Дом Благотворительного Общества, где был приготовлен чай и закуска от города и церковных старост.

К добрым делам общества в 1904 году относятся сооружение лампады к раке святых мощей преподобного Нила; реставрация иконы преподобного Нила Столобенского Чудотворца из Житенного монастыря, сооружение хоругвей в храм преподобного Нила на реке Серемхе — месте первоначальных подвигов святого.

Оценку деятельности общества даёт И.Ф. Токмаков: «…Общество с напряжённым трудом и усердием …. успело в короткий срок своего существования внести значительную долю оживления в местную церковную жизнь, немало способствовало величию, торжеству и благолепию службы Божией и совершаемым крестным ходам, к искреннему утешению городского населения, возбуждению в нём христианской любви и благоговения к местным святыням и поднятию и укреплению в нём вообще церковности».

Государственная политика после 1917 года и преобразования советского времени нарушили эту православную традицию в нашем городе (из статьи «Православная традиция. История Осташковского общества Хоругвеносцев преподобного Нила Столобенского Чудотворца». «Новый Селигер» №2, 2011 г).

Время собирать камни

В пределах этой статьи оставим рассуждения и гипотезы, почему так скоро нарушились традиции, столь заботливо взращиваемые на протяжении веков. Но пришло время, когда народ, как от обморока, ожил. За минувшие 30 с небольшим лет видим восстановление заброшенных приходских церквей (Введенская в Кравотыни, Казанская – в ближнем Залучье, Троицкая – на Серемхе и еще одна Троицкая – на Переволоке, Успенская – на Никола Рожке); строительство новых – в Березовом Рядке, в Соснице, Ясенском, Петрикове, Крапивне, на острове Фомино. Радостно смотреть, как хорошеет главный храм Осташкова – собор Вознесения Христова.

Общественность Осташкова уже в конце 1980-х годов начала хлопотать о возвращении в лоно православной церкви Нило-Столобенской пустыни, предотвратив передачу обители одному могущественному ведомству. И впоследствии осташи принимали посильное участие в восстановлении монастыря.

Возрождаются старые традиции приходской жизни в Осташковском благочинии и возникают новые. Проводятся межрегиональные Рождественские и Пасхальные фестивали, благотворительные ярмарки. В конце минувшего года состоялся первый фестиваль-конкурс духовной музыки «Едиными устами и единым сердцем». В каждом приходе – свои традиции, которые объединяют верующих и создают неповторимую атмосферу братства, взаимопомощи, единения перед ликом Божьим. Особенно ценно, что в этом духе воспитываются дети и молодежь.

Радостным событием этих пасхальных дней стало возрождение еще одной давней православной традиции – колокольного звона. Для этого рядом с Вознесенским собором была установлена звонница, и детки после воскресной Божественной литургии пошли звонить в колокола. А как радостно было идти крестным ходом под благовест! Колокола были изготовлены и приобретены в Ярославской области фабрикой «Софья», сотрудниками же этого успешного, стабильно работающего предприятия смонтирована звонница, отлажено звучание. Да не оскудеет рука дающего!

Наталья Николаева

Добавить комментарий