Формула социального предпринимательства и чистой прибыли

Жизнь пластиковой бутылки, картонной коробки из-под телевизора, да и пожелтевшей от времени газеты для рядового потребителя товаров и услуг заканчивается выносом оных в ближайший контейнер. Оттуда они совершают короткое путешествие до мусорного полигона, где им суждено разлагаться от двух лет до нескольких столетий, нередко нанося урон экологии. Но стоит в эту схему добавить несколько звеньев, как очевидная проблема вдруг оборачивается новыми рабочими местами и, пусть небольшой, но стабильной прибылью.

Многие поколения помнят пункты приема стеклотары и повсеместный сбор макулатуры — ритуалы, оставшиеся в советском прошлом. При этом именно сегодня, при многократно возросших уровне потребления и нагрузке на биосферу, сбор и переработка отходов могли бы стать не только полезным для экологии, но и довольно прибыльным делом.

В ряде европейских стран переработка вторичного сырья уже давно стала трендом. В некоторых из них фирмы по утилизации перерабатывают свыше 60% бумажных отходов, принося своим владельцам стабильный доход. Также активно перерабатываются пластиковые бутылки, автомобильные шины, бытовая техника и электроника. Дальше всех пошла Швеция, где только 4% отходов закапывается в землю, а все остальное поступает на переработку. Это звучит как новости из другой реальности, но благодаря государственной программе по получению энергии путем сжигания мусора, эта страна стала импортировать отходы.

В России, преимущественно в больших городах, в последние годы также стали появляться заводы по переработке мусора. Национальный проект «Экология» предусматривает, что к 2024 году должно перерабатываться 36 % отходов.

Для этой цели должна быть выстроена система раздельного сбора в масштабах страны и построены заводы по сортировке и переработке общей мощностью 37 млн тонн. Но, будем честны, пока от этих целей мы очень далеки, а до провинции, как известно, федеральные тренды доходят с большим опозданием.

Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности. Для местного предпринимателя Виталия Чистохвалова осмысление этих фактов стало началом пути к построению бизнеса по сбору вторичного сырья.

— По работе я часто совершал поездки в Тверь на автомобиле, который мог вмещать до 700 кг картона, — рассказывает предприниматель. — Порожняком гонять машину не хотелось, и я подумал: а почему бы мне перед поездкой не забирать картон из местных магазинов? Его отдавали с большой охотой. Объем был небольшой, но мне хватало, чтобы отбить дорогу и даже получить прибыль. Примерно так всё начиналось, а уже после нескольких рейсов было принято окончательное решение превратить это в масштабируемый бизнес с возможностью наращивания объемов.

До недавних пор в Осташковском городском округе не было оператора, который бы на постоянной основе занимался сбором, сортировкой и вывозом картона, макулатуры, ПЭТ бутылок, пленки, канистр и флаконов из-под бытовой химии. Именно эту нишу твёрдо решил занять Виталий Чистохвалов. Для этих целей приобрел оборудование и арендовал склад на окраине города по соседству с магазином «Светофор». В августе 2020 года на складе уже работал мощный пресс, формировавший кипы. В тоже время появился и первый сотрудник. Сейчас их уже четыре и даже есть небольшой автопарк с машинами для транспортировки и погрузчиком.

По вопросам вывоза вторичного сырья и сотрудничества можно обращаться
по телефону: +7 (996) 136-40-06
Группа «ЭкоПроект Осташков» в социальной сети «Вконтакте»
https://vk.com/ecoproekt_ost

— В 2020 году, когда у меня возникла идея всерьез заняться вторичным сырьем, я должен был выработать для себя стратегию, — вспоминает Виталий Чистохвалов. – Опираться на советский опыт я не мог. Тогда существовали плановые показатели по сбору макулатуры, но никто не прочитывал логистику и экономику, что в современных реалиях было бы фатальной ошибкой. В рыночных условиях, чтобы предприятие было устойчивым и могло развиваться, оно должно быть прибыльным. Это не волонтерский проект. Как предприниматель я должен платить заработную плату своим сотрудникам, которым приходится трудиться не в уютных офисах, а в довольно суровых условиях. А кроме того, нужно стремиться к получению прибыли, которую можно инвестировать в модернизацию и масштабирование бизнеса.

Во вторник мы побывали на складе и пункте приёма вторичного сырья. В это время он был забит картоном, какими-то внушительного размера пластиковыми бочками, плёнкой и прочими материалами, спрессованными в брикеты и готовыми к отгрузке. Где-то в глубине уже шумел погрузчик. Также мы обратили внимание на книжные полки у стены со спасёнными от утилизации многотомными трудами Маркса и Ленина – личная складская библиотека предпринимателя.

— Что сегодня составляет основной объем вашего склада? – спрашиваю у Виталия.

— Картон. Его мы собираем примерно 20 тонн в месяц. На втором месте плёнка. Те же 20 тонн нам удаётся собрать примерно за четыре месяца. Далее идут канистры и емкости из-под бытовой химии – 10 тонн в год. ПЭТ бутылок вывозим пять тонн в год.

— Кто главные поставщики?

— В Осташковском городском округе это частные магазины, сеть «Красное и белое» и наши крупные предприятия. У сетей «Пятёрочка» и «Магнит» свой центр по обработке вторсырья. В Селижаровском районе мы работаем только с самым крупным промышленным предприятием. В Пено — почти со всеми мелкими магазинами и предприятием «Пеновские Источники».

— Я пытаюсь понять, а кто кому платит за вывоз вторичного сырья из магазинов и предприятий?

— Да, поначалу многие удивлялись, что за вывоз не нам нужно платить, а совсем наоборот – мы сами платим. Всем предлагаем сотрудничать с нами по определенному прайсу, который привязан к плавающему курсу в конечном пункте приёма. Кто-то продолжает работать с нами по принципу: ничего не надо, только увезите, ну а для каких-то организаций денежка за картонные коробки – это приятный бонус. Можно купить бытовую химию для уборки магазина или покрыть недостачу, каковые случаются.

— Мы можем попробовать умозрительно проследить путь вторичного сырья на примере простой коробки?

— Да, разумеется. Путь картонной коробки выглядит примерно так: забираем её из магазина, привозим на склад, прессуем в кипы и вывозим на бумажно-картонную фабрику в Кувшиново, где на мощной линии сырье перерабатывают, выпуская новые картонные изделия. Бумагу отвозим нашим партнёрам в Тверь. Оттуда она отправляется в Санкт-Петербург на завод, где её перерабатывают и используют в производстве гипсокартона. ПЭТ бутылки везем в Тверь на завод вторичных полимеров, где из них делают гранулы, которые используют в производстве множества разных товаров, в том числе медицинских масок.

— Это действительно интересно, как то, что мы привычно называем мусором, обретает вторую жизнь. А почему не возите стекло?

— В техническом плане нет ничего сложного в том, чтобы организовать определенного вида площадку для хранения битой тары, а именно в таком виде нужно хранить стекло. Также можно приобрести специальную машину для транспортировки. Но, к сожалению, на выходе всё это оказывается просто нерентабельным для небольших сборщиков.

— Мимо вас также проходит и вторичное сырье, которое производят рядовые потребители. И тут я не могу не спросить про ваше отношение к раздельному сбору мусора?

— Мы уже установили в городе четыре сетки для сбора ПЭТ бутылок. В следующем году, в качестве пилотного проекта, планируем установить еще минимум 10. Но, буду откровенен, это скорее относится к волонтёрству, направленному на воспитание культуры разумного отношения к окружающей среде. Реально на положение дел можно повлиять только на государственном уровне, разработав правовую базу, которая позволила бы создавать современные сортировочные пункты на полигонах, осуществляющих прием мусора от населения. Посчитайте, сколько вторичных отходов производит семья за неделю: пластик, алюминий, картон, бесчисленные пакеты… Масштабируйте это до размеров населения даже небольшого Осташкова. Уверяю, что сортировочный пункт даже на нашем полигоне не только себя окупил бы, но и стал бы действительно прибыльным бизнесом. Примерно 80% того, что вы ежедневно выбрасываете может быть отсортировано и пойти на переработку. Вот вам и польза для экологии.

— И что, никто до этого так и не догадался?

— Почему же. На некоторых полигонах по серой схеме работает сортировка. Но, уверяю, увиденное привело бы вас в ужас. Это десяток людей, ползающих в нечеловеческих условиях по огромной зловонной куче. Я же говорю о чистых ангарах, в которых работает линия по сортировке. Считаю, что к этому, в частности, должны стремиться и региональные операторы – не бояться инвестировать в свои полигоны.

— Знаю, что в качестве социального проекта вы несколько раз бросали клич по школам. Предлагали сдавать макулатуру. Расскажите о результатах.

— Да, в этом проекте приняли участие все образовательные учреждения Осташковского городского округа, включая сельские школы. Такой клич мы бросали дважды. В первый раз больше всех макулатуры сдала средняя школа №3. Ну а недавно лидером стала гимназия №2 – 4358 кг макулатуры! Восемь школ за участие в этой акции получили кулеры с подогревом воды. Также за первые три места мы вручали коробки с бумагой для печати.

— Существуют ли меры государственной поддержки для такого рода бизнеса?

— Единственный вид поддержки – это патентная система налогообложения. И она реально важна. Если ее уберут, то мелкие сборщики просто уйдут с рынка. Других мер нет. Работаем на общих условиях и, в принципе, не жалуемся.

Мы поблагодарили Виталия Чистохвалова за интервью и сделали несколько фотоснимков, чтобы проиллюстрировать ими полосу. Признаюсь, что этот бизнес, которой изначально воспринимался мною примерно так: набрал картон, вывез, получил маржу, – оказался на деле куда сложнее. За рамками публикации остался разговор о котировках. Хотите верьте, хотите нет, но предприниматели, решившие заняться подобным бизнесом, четко следят за синусоидами роста и падения цен на вторичное сырье. Курс зависит от насыщения рынка и потребности предприятий, занимающихся непосредственно производством. Всё это необходимо учитывать, чтобы не прогореть и не пролететь как лист картона над Осташковом.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий