или философия жизни Евгения Збруева

Лучшие и самые счастливые годы жизни и период становления одного из самых ярких представителей династии Збруевых — Евгения Евгеньевича — пришлись также на годы молодого советского государства. Вместе с ним он рос и мужал сам, вместе с ним переживал время военного лихолетья, вместе радовался успехам и всестороннему развитию страны.

Оставшись в свои тринадцать лет круглым сиротой, мальчишка не озлобился на суровое время гражданской войны, не затерялся в подворотнях бывшей царской империи. А набравшись ума разума, целиком посвятил себя служению великому государству под названием СССР.

Хочу вкратце напомнить читателям содержание двух предыдущих материалов, опубликованных на страницах газеты «Селигер» и посвященных династии Збруевых. Первый из них рассказал о выходце из дворянства, талантливом художнике Алексее Алексеевиче Збруеве, второй о его внуке, Евгении Евгеньевиче – земском докторе в мирное время и военвраче в период войн.

Октябрьскую социалистическую революцию доктор Збруев встретил под алым полотнищем и лозунгом большевиков «Землю – крестьянам, фабрики –рабочим»!». Нисколько не сомневаясь в правоте революционных перемен, он занял место начальника в красноармейском госпитале, на самой передовой антиколчаковского фронта в Тюмени.

Анастасия Ивановна (слева), крайний справа (сидит) Евгений Евгеньевич Збруев, в центре — их сын Евгений. Деревня Жабки Рязанской губернии

Но дни жизни Евгения Евгеньевича и его супруги Анастасии Ивановны были тогда сочтены. В конце 1920-го года военврач Збруев заразился от больных тифом и умер, а несколькими днями раньше ушла из жизни его любимая жена.

Предчувствуя неминуемый конец, Евгений Евгеньевич обратился к своему верному другу армейскому аптекарю Леониду Васильевичу Денисову: «Леня, если вдруг что со мной, возьми Женьку на воспитание, он у меня очень дохленький, долго не протянет».

И впоследствии Денисов с честью исполнил роль приемного отца, вложив в Женьку и душу, и сердце. Вскоре после войны его большая и дружная семья перебралась в Осташков. С ним-то и связал всю свою последующую биографию круглый сирота Евгений Збруев.

В 1927-ом году он получил документ об окончании Осташковской единой трудовой школы второй ступени. А в удостоверении, сопровождающем выпускника во взрослую жизнь, говорилось: «…что он принимал участие в работе ученических организаций, являлся членом бюро школьного самоуправления, членом саниткома, культкома, членом редколлегии журнала и газеты школы, принимал участие в общественно-политической работе школы и состоял членом бюро «Безбожник», являлся секретарем ячейки ВЛКСМ при школе, представителем горсовета и школьного совета».

Демонстрация трудящихся Осташкова, посвященная очередной годовщине Великой Октябрьской
социалистической революции

Столь богатый нравственный багаж, полученный Евгением в стенах школы, стал в дальнейшем его своеобразным путеводителем по жизни. И уже через год после окончания школы Збруев был направлен осташковским комсомолом на работу в городской пионерский клуб.

Вот как тепло и трогательно вспоминает то золотое времечко в сборнике «Мы – пионеры Верхневолжья» (1971 года выпуска) ветеран пионерского движения города Осташкова комсомолка тридцатых годов Мария Степановна Шашнина: «Обычно по субботам, когда верующий и просто праздный городской люд, отправлялся в церковь, наш отряд, созданный при заводе «Битум-сланец», построившись по звеньям, шел на пионерский сбор в центральный пионерский клуб. Он находился на Евстафьевской улице, в доме, где теперь общежитие финансового техникума (сегодня на этом месте просто пустырь авт.).

Его заведующим был Николай Михайлович Тарасов, а позднее Евгений Евгеньевич Збруев. Впереди отряда шли горнист и барабанщик. За ними, чеканя шаг, держа равнение. мы шли в ногу по мостовой. Когда умолкали горн и барабан, мы запевали песню, а по обеим сторонам мостовой рядом с нами бежали ребятишки, останавливались прохожие, долго глядели на нас. А мы шли, и нам хотелось, чтобы все видели и знали: вот идут пионеры…

Заведующий общим отделом райисполкома Е.Е. Збруев (справа) беседует с Озеровым

Мне скажут: «Несерьезно, детство.» А я отвечу: «Что все серьезное: и дела, и мысли, и чувства наши с малого начинаются. Не от этой ли гордости за красный галстук на груди родилась и рождается великая гордость за наше красное знамя, за нашу Родину! Не здесь ли начинается и наша любовь к ней!»

А дальше колесо судьбы Евгения Збруева закрутилось с еще большей центробежной силой. Его преданность Родине, партии и родному селигерскому краю была востребована на многих этапах жизни Осташковского района.

Вот как отражал кадровый круговорот своей биографии, спустя десятилетия, сам Евгений Евгеньевич Збруев: «В 1930 году началась коллективизация и райком комсомола послал меня на село секретарем комсомольской организации в деревню Святое, устроив на работу делопроизводителем-кассиром. В этом же году 9 марта я женился на дочери служащего Раисе Ивановне Можжериной. После этого мы переехали в город Осташков, где райком комсомола направил меня на работу во вновь организуемый ящерный институт на острове Городомля.

Но из-за конфликта с директором работать здесь мне пришлось недолго. Он взялся за мои заметки в газете. И после увольнения я поступил на должность заведующего избы-читальни Осташковского дома крестьянина. Но уже вскоре я вновь поехал в Святосельский сельсовет, где восемь лет проработал избачом…»

Е.Е. Збруев подводит итоги заготовки кормов

Именно этот период оставил самый добрый след в жизни Збруева. Достоверным источником культурных событий той поры стала пожелтевшая от времени газета «Путь Октября» за 29 марта 1938 года. Ее вторая тематическая полоса «За многогранную культурно-массовую работу на селе» открывается радостным для сельчан сообщением: «За отличную культурно-массовую работу в Святосельской избе-читальне ее культколлективу присуждено переходящее красное знамя газеты «Путь Октября».

24 марта в сельсовете состоялся торжественный пленум. Под бурные аплодисменты красное знамя было вручено избачу тов. Збруеву…»
На этой же полосе помещен портрет главного героя торжества. А под заголовком «Женя Збруев» журналистское повествование о нем.

«… Кто не знает в районе этого скромного простого энергичного человека, превратившего избу-читальню в очаг подлинной социалистической культуры. Смотришь на него и восхищаешься, каких славных талантливых организаторов воспитывает комсомол! Какая настойчивость, инициатива, горячая любовь и неограниченные творческие способности таятся в этом скромном сельском работнике…

Изба-читальня небольшая, уютная, светлая горенка. На столе множество журналов, газет, игры, патефон. Это штаб, центр сосредоточения большой компактной системы многогранной культурной и политико-воспитательной работы. Отсюда тянется проволока в колхозные избы к репродукторам. Кроме московских докладов, лекций, веселых концертов при помощи изготовленного Збруевым из простой телефонной трубки микрофона передаются новости дня по колхозам сельсовета. Здесь печатается любимая колхозниками многотиражка. Отсюда Женя руководит, опираясь на свой селькоровский актив, колхозными стенгазетами. Отсюда направляется работа тридцати кружков текущей политики. Изба — читальня имеет клуб, хорошую библиотеку. И вся эта большая работа направляется по строгому плану, по календарному расписанию. А какое многообразие форм и приемов придумывает избач Збруев, чтобы разнообразить работу, сделать ее живее, интересней. Проводятся литературные вечера, богатые содержанием лекции, беседы. Организуются вечера вопросов и ответов.

На помощь призваны радио, патефон, волшебный фонарь, кино-диапозитивы, световые газеты, печать. На стеклографе печатаются специальные макеты для колхозных и бригадных газет.

Ветераны комсомольского движения на Селигере, апрель 1958 года

Женя Збруев любитель-фотограф. Он организует фотовитрины, показывая в них лучших людей, красивую жизнь, работу, строительство. Он делает яркие, с любовью подобранные и художественно оформленные выставки. В них показывается многогранная жизнь Родины, наглядно отражаются высочайшие достижения страны. На ярких примерах пропагандируются статьи сталинской конституции.
Много радости и веселья несет изба-читальня колхозникам. Она воодушевляет их на борьбу за победы, высокие урожаи, за зажиточную жизнь. Избач Збруев живет и дышит колхозной жизнью. С колхозниками он разделяет все: и радость, и надежду, и любовь к труду… И если вы спросите Женю в любое время о любом колхозе сельсовета, вам будет дан полный исчерпывающий ответ о состоянии колхоза, о готовности к севу, о недостатках в его работе, о людях, их делах и жизни…»

Да и сам Евгений Евгеньевич Збруев всегда охотно делился горячими новостями из жизни святосельского сельсовета с читателями газеты «Путь Октября».

Тем временем и в личной жизни избача Збруева хватало добрых перемен. Его собственная изба то и дело пополнялась ребятишками. В 1930 году, в год свадьбы Евгения и Раисы на свет появилась дочь Ираида. Спустя шесть лет родилась дочь Валентина, а за два года до войны наконец-то династию Збруевых пополнил долгожданный мальчик. Без всяких сомнений родителей сын также был наречен Евгением. Когда же первенцу Ираиде исполнилось двадцать, Бог послал Збруевым еще одну дочку – Татьяну. К тому времени их большое семейство перекочевало из деревни Святое в Осташков. Но об этом чуть позже.

Документ военной эпохи, адресованный Е.Е. Збруеву

По-разному сложилась судьба младшего поколения Збруевых. Получив профессии, все обзавелись семьями и разлетелись из родительского гнезда. Ираида вышла замуж за осташа Станислава Владимировича Жабо и через некоторое время навсегда прописалась в братской Белоруссии, куда был направлен ее муж, молодой сотрудник КГБ. Сегодня она живет в Бобруйске, собираясь отметить в декабре свой девяносто второй день рождения.

Большая часть жизни Валентины и ее супруга Евгения Михайловича Абакшина была связана с нашим легендарным предприятием «Звезда», но к сожалению, два года назад ее не стало.

Главный носитель, можно сказать зеркального отражения имени, отчества и фамилии своих предков Евгений Евгеньевич Збруев почти сорок лет отработал на ведущих предприятиях Барнаула, а потом вновь вернулся в родной Осташков. Он-то по завещанию отца и стал главным хранителем уникального семейного архива Збруевых, который в считанные минуты готов вернуть его обладателям в глубину веков.
Во благо жителей нашего города и района трудилась младшая дочь Татьяна Евгеньевна Шишова, связав свою судьбу с комбинатом бытового обслуживания населения.

В самый канун Великой Отечественной войны молодой член ВКПБ Евгений Збруев был избран председателем Святосельского сельсовета. Поэтому сполна хлебнул горюшка суровых военных лет, особенно в первые два года, когда Осташковский район оказался в прифронтовой полосе и директивы летели в сельсовет одна за одной, а на учете стоял каждый пуд зерна, каждая корова.

Специальным разрешением Осташковского районного отделения НКВД было дано разрешение на ношение огнестрельного оружия системы наган.

В конце 1943 года Збруев заболел сыпным тифом и по той причине был освобожден от занимаемой должности, а после лечения вновь вернулся в деревню Святое, где занял должность культработника леспромхоза. В победном 1945 году он был назначен заведующим общим отделом осташковского райисполкома. Тогда же указом Верховного Совета СССР он был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Однако природная тяга к культуре вновь взяла верх. И через год Евгений Евгеньевич занял должность инспектора Осташковского культпросветотдела. Эта работа подарила ему немало интересных встреч с увлеченными искусством и творчеством людьми. В мае 1949 года Збруев вполне заслуженно стал одним из героев всесоюзного журнала «Культурно-просветительная работа».

Агитбригада Дома культуры города Осташкова, январь 1959

«… Вот, например, инспектор Осташковского района Калининской области т. Збруев. Десять лет заведовал до войны избой-читальней. Тогда его неоднократно премировали. Он был неоднократным участником всероссийского совещания по культпросветработе. С 1946 он стал инспектором районного отдела. Тов. Збруев – идейно подготовленный, квалифицированный, увлекающийся своей профессией работник. Его характерная черта, что каждое дело он хочет знать основательно. Овладев в совершенстве радиотехникой, он успешно исправляет радиоприемники на месте и обучает культпросветработников правилам пользования ими. На семинарах и при выездах в клубы и избы-читальни он учит, как писать лозунги и плакаты, как оформлять стенную и световую газеты, как смонтировать выставку и как лучше оформить наглядную агитацию в клубе.
Он хорошо разбирается в библиотечном деле. Такая разностороння подготовка и почти двадцатилетний опыт дают возможность правильно обследовать сельские клубы, избы-читальни, библиотеки, оказывая им конкретную помощь на месте.»

Трудные дороги работников культуры

Любовь Збруева к профессии не осталась незамеченной даже в Москве. Его имя было занесено в книгу Почета Министерства культуры РСФСР. Кроме этого он был награжден Почетной грамотой Всесоюзного комитета по радиовещанию. Надежным тылом для Евгения Евгеньевича всегда оставалась его любимая жена Раиса Ивановна. Она с большим уважением и пониманием относилась к многогранной деятельности супруга, к его твердой гражданской позиции, взвалив на себя все повседневные хлопоты по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.

Даже переехав в 1945 году из Святого в Осташков, в скромный домик на улице Гагарина, потомственная селяночка не утратила интереса к прежнему укладу жизни. С удовольствием занималась содержанием солидного поголовья кур и уток, запросто справляясь даже с коровами. Подсобное хозяйство Раисы Ивановны помогало семье выживать в непростых условиях послевоенного времени.

Хор русской народной песни под руководством Григорьева, аккомпанирует Г.М. Макаров

— Наша мама была хоть и малограмотным, но очень мудрым человеком, познавшим многие тяготы и лишения. Была строга, но ее строгость всегда граничила со справедливостью. Именно о таких женщинах из русских селений писал в своем стихотворении Некрасов. А мы, повзрослев, с нетерпением ждали встречи с ней, и хотя бы раз в год на день рождения мамы собирались за ее хлебосольным столом, — с некоторой грустью вспоминает далекое прошлое Евгений Евгеньевич.
Ну а его отец, завершая свой долгий трудовой путь, успел поработать даже литсотрудником районной газеты «Заря коммунизма».

Очень символично, что в эти последние дни октября, когда свой очередной день рождения отмечает комсомол, истинному патриоту селигерского края Е. Е. Збруеву исполнилось бы 115 лет со дня рождения.

Олег СЕВЕРОВ
Фото из семейного архива Збруевых

Добавить комментарий