Здесь, на вершине водораздельной возвышенности, начинает свой путь река Волга. В конце мая на крестный ход и в туристический сезон летом на покрытых зеленью холмистых полях можно встретить множество паломников и туристов. Но как живёт в остальное время деревенька Волговерховье? Чтобы ответить на этот вопрос, по заснеженной лесной дороге от деревни Свапуще, мы отправимся в деревеньку на Валдайской возвышенности у самого знаменитого в России родника.

Зимний Исток, фото Юрия Крылова, 2010 год

От Осташкова до Свапуще приблизительно 50 км вполне приличного асфальта. Далее еще 20 км грунтовой дороги, которая, изобилуя неровностями и размывами, бывает почти непроходимой даже летом. Последняя неделя началась с обильного снегопада, и я позвонил игуменье Софии — настоятельнице православного Ольгинского женского монастыря на истоке Волги, с которой рассчитывал непременно увидеться. Матушка заботливо предупредила, что с визитом в деревню на легковом автомобиле лучше повременить, дождавшись, когда прекратится снегопад и расчистят дорогу.

Однако же, чтобы совсем не отказываться от намеченных планов, публикацию мы разделим на две части. Сейчас представим вам исторический блок, перемежающийся с авторскими размышлениями о судьбе территории, а когда позволит погода – совершим наше маленькое путешествие и пообщаемся с людьми, которые непосредственно связаны с этой деревушкой.

Почему решил ехать зимой?

Этот вопрос предсказуемо задали мне коллеги, обосновав его тем, что летом из поездки к истоку Волги я привезу красивые фотографии, а сейчас получится что-то серо-белое, напоминающее репортаж из сугроба. Всё просто: я, как и большинство паломников и туристов, привык видеть эту деревеньку раз в год — в конце мая – начале июня на Волжский крестный ход и водосвятие, когда сюда на дорогих автомобилях и вертолётах прибывает множество почётных гостей, а на сцене выступают творческие коллективы. Ровно с этой парадной стороны многие и знают сегодня Волговерховье, припоминая часовенку у истока реки, возвышающийся в сторонке Спасо-Преображенский собор из красного кирпича, деревянный храм во имя святителя и чудотворца Николая с памятником святому, ну и, конечно, природу, что является самым буквальным воплощением образа той России, что существует уже, казалось бы, лишь на картинах классиков и в самых чистых душах. То есть не знают совсем…

Исток Волги, фото С.М. Прокудина-Горского, начало XX века

Как появилось Волгино Верховье

На истоке великой русской реки Волги в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича открыли мужскую Спасо-Преображенскую пустынь, приписанную к Нило-Столобенскому монастырю. Условия для существования монастыря были невыгодными из-за труднодоступной местности. Этот фактор будет сказываться на развитии территории вплоть до наших дней. B конце XVII века монастырь был довольно известен и на него обратил внимание Пётр Великий. Он даже делал какие-то вклады, но из-за удалённости обитель продолжала запустевать.

В 1724 году монастырь постигло несчастье — все постройки сгорели и, несмотря на особый указ Верховного Тайного Совета, он не был восстановлен. В 1740 году монастырская земля перешла к Селижарову монастырю, который поселил на ней приписных в его вотчину церковников. Из этого поселка и образовалась деревня Волгино Верховье. Жители деревни по исконному русскому обычаю установили на ключе, из которого берет свое начало Волга, часовню. С тех самых пор к ней не прекращалось паломничество.

В 1889 году в деревне проживало уже 162 человека в 27 дворах. В 1900 году жители Волговерховья обратились в Тверскую епархию с просьбой о постройке у истока Волги церкви. Закладка трехпрестольного каменного храма во имя Преображения Господня по проекту архитектора В.И. Назарина состоялась 29 мая 1902 года. Руководил строительством И.Н. Суравков.

Комплекс зданий Ольгинского монастыря, фото Захария Виноградова, 1910-е годы

Женская иноческая обитель

При храме Преображения Господня собралась женская иноческая обитель-община. В 1907 году по её инициативе начали строить новый деревянный храм во имя святителя и чудотворца Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Построил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости, причем построил быстро. Она была освящена уже 27 июля 1908 года. В 1909 году из общины создали общежительный женский монастырь.

Ольгин женский монастырь был закрыт в 1918 году, но монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 г. — сельскохозяйственная артель; только лишь к концу 1924 года община монахинь Верхневолжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование.

От безбожия до лихих 90-х

Советская власть изъяла у монастыря буквально все — земли, здания… В одной церкви устроили склад, в другой разместили молотилку для зерна. Кресты были сбиты, а часовня у истока Волги пришла в запустение. Безбожное время превратило в пустыню не только обитель Ольги – великой княгини, первой русской прославленной святой, но и все село и округу.

Во время Великой Отечественной войны деревня оказалась на оккупированной территории и освобождена от захватчиков 12 января 1942 года. Монастырские храмы немцы не тронули.

В 1950 году в деревне проживало 72 человека. Работала начальная школа. В 90-е годы в Волговерховье проживало всего девять человек. Был среди них старый балагур и весельчак Вениамин Хишов, о котором в 2000 году снял фильм талантливый документалист Вячеслав Орехов.

«Дядя Веня»

Мастер складывать слова в стихи и частушки, которыми он веселил приезжий люд, Вениамин Хишов на стыке веков сам стал достопримечательностью Волговерховья. Многим тогда казалось, что дядя Веня вечно будет бродить по запыленной дороге мимо покосившихся изб. С искрящимися озорством глазами, житейскими мудростями и оттопыренным жидким весом карманом он развлекал туристов и широко улыбался беззубым ртом из-под своих окладистых усов, к которым прилагалась еще затейливая борода.

В 1942 году Вениамину было 10 лет. Он показал документалистам фотографию, на которой запечатлён мальчонка в военной форме, сообщив, что пошёл тогда к солдатам и работал при кухне. Семейная жизнь у дяди Вени не сложилась. С женой разошелся и осел окончательно в деревеньке Волговерховье. Почти всю жизнь он провел у истока Волги «посреди вечности», как он сам любил говорить. Сапожничал, пас коров. А к концу жизни всё же пришел к покаянию.

— А к старости мозга толи тупеет, то ли умнеет, но начинаешь касаться к боженьке, — произносит в конце фильма Вениамин. — Как засыпаю, так: «Отче наш, Иже еси на небесех…». Грешил с детства я. Было два сынка, потом с супругой разошелся. Уехал… А они не захотели сюды. Всё бросил… Извинюсь, когда предстану… А коли не простит, буду на том свете кипеть в смоле. А Бог милостивый, он отпускает грехи. Я так читал в книгах. А молиться никогда не поздно…

Если кто не видел документальный фильм «Дядя Веня», настоятельно рекомендую посмотреть. Вы без труда найдете этот живой слепок исчезающей деревни в сети Интернет. Она, наряду с балагуром Венькой, важный герой фильма.

Возрождение обители

28 декабря 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нем монашеской жизни, с назначением настоятельницы обители монахини Анастасии (Зиберт Татьяны Георгиевны). Начались восстановление женского монастыря и реставрация собора. Рядом с Никольской церковью в те годы был установлен памятник Николаю Чудотворцу.

Но иноческая община в тот период снова не сложилась. Монашеская жизнь на истоке Волги начала наполняться духовной силой, насельницами и постоянным молитвенным трудом лишь с появлением в 2007 году настоятельницы монастыря монахини Софии (в миру Прощаева Светлана Александровна). Начали совершаться постоянные богослужения в церквях монастыря, проводиться требы, крещения. В монастырь потянулись православные паломники, появились добровольные помощники и прихожане.

Отправляемся в путь

В своей книге «Селигерский край. Вчера. Сегодня. Завтра» И.П. Минаков писал, что «перспективы Волговерховья определяются всеобщим вниманием к истоку Волги». Вероятно, автор серии «Энциклопедия российских деревень» подразумевал, что это внимание может стать основой для развития туризма и паломничества с круглогодичными активностями, современными сервисами и прочими благами. Ну а о том, что из себя представляет территория Волговерховья сегодня, мы расскажем в следующем номере. Небо разъяснило, дорогу почистили, и мы отправляемся в путь!

Андрей РЯБОЧКИН
Продолжение в следующем номере

Добавить комментарий