15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск с территории Демократической Республики Афганистан. 31 год отделяет нас от того памятного дня, когда последний советский солдат покинул афганскую землю. 

Каждое время рождает своих героев. Ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека — гражданина, патриота.

Среди простых русских парней, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, был и наш земляк Сергей Борисов.

В 1984 году Сергей был призван в ряды Советской армии. Полгода в учебке пролетели незаметно, но многому научили – мужской дружбе и взаимовыручке, терпению и выдержке, а также чётко и быстро выполнять задание командира. Кстати, именно за быстроту выполнения команд, Сергея и прозвали тогда «голубой молнией». Цвет молнии определили по родам войск, так как судьбой Сергею предопределено было служить в воздушно-десантных войсках.

А через полгода, осенью, Сергея направили выполнять воинский долг в ДРА. Прилетели самолётом в Среднюю Азию, в Узбекистан. Приземлились на военном аэродроме, переночевали под крылом самолёта. И на утро — в Афганистан, в Кабул. Напряжение почувствовалось ещё в воздухе, так как с первой попытки долететь до Кабула не удалось — город обстреливали моджахеды. Вернулись назад, неделю жили в Фергане в учебном центре и только потом снова полетели в Кабул.

Сергей Александрович называет цифры: 103-я Гвардейская Витебская дивизия, 357-й воздушно-десантный полк, третий батальон, девятая рота, первый взвод — с этих чисел и названий и началась служба рядового Борисова. Сначала были марш-броски, занятия по огневой подготовке, а через полтора месяца отправили на блок-пост, где он с товарищами нёс службу месяц, пока не пришла смена. Смена заступила на блок-пост, а Сергей улетел в Кабул. Так поочерёдно и сменяли друг друга на протяжении всей службы.

Столько лет прошло, а Сергей Александрович помнит всё в мельчайших подробностях – пережитое в Афганистане не сотрётся из памяти, оно выжжено на сердце тяжелыми днями и ночами, обстрелами мождахедов, подбитой техникой.

Он отчётливо помнит новогоднюю ночь с 84-го на 85-й, когда душманы обстреляли блок-пост. Вот такой «подарок» преподнесла оппозиция советским солдатам.

В 1985 случай спас от гибели. Колонна советской техники направлялась на свои точки, и вот от колонны отделились две машины и бронетранспортёр «Нона», который ехал последним в группе, и направились на заставу. Проходит немного времени и вдруг «Нона» подрывается на мине. 

В одной из передних машин ехал рядовой Борисов. Военнослужащие с первых двух машин увидели подрывников, бегущих к кишлаку. Двух задержанных диверсантов и раненого водителя-механика Юрия Дарченко отправили на «вертушках» — кого куда – водителя в госпиталь, а моджахедов — на допрос.

— Если бы душманы нажали  на кнопку раньше, то я бы здесь сейчас не сидел, но им за «броню» больше платили, — говорит Сергей Александрович. – Бывало, едешь на БТР, а  по обе стороны от дороги — остатки подбитых и сгоревших бронетранспортёров, на которые ведут охоту душманы. И такое смешанное чувство охватывает — и страх, и неприятно от мысли, что тебя могут выбрать в качестве мишени.

Однажды Сергей нёс ночную службу на вышке и вдруг видит: в сторону Кабула полетела сначала одна ракета, потом другая. Мождахеды стреляли в сторону города с целью уничтожения инфраструктуры советских войск. Рядовой Борисов тут же сообщил об увиденном командованию, и получил приказ стрелять трассирующими пулями, указывая направление, откуда шёл обстрел. Той ночью, полученное ещё в учебке прозвище «голубая молния», он подтвердил ещё раз, оперативно и точно выполняя команды начальства. Полночи продолжался миномётный и артиллерийский обстрел по целям вероятного нахождения ракетной установки. Результатом успешно проведённой операции стало уничтожение переносной ракетной установки противника.

Самым тяжёлым во время службы были боевые рейды в горы. Требовались немалые усилия, чтобы подняться вверх, и при этом нести на себе более тридцати килограммов обмундирования и боеприпасов — бронежилет, пулемётные ленты, гранаты, патроны, ракетницы, сухпаёк.

Полтора года часть, в которой служил Сергей Борисов, простояла в Кабуле. Эти полтора года можно выразить одним скупым предложением — рядовой Борисов, стрелок десантных войск отрабатывал боевые задачи, поставленные командованием по ликвидации бандитских формирований.  

А если вдуматься в его рассказ глубже, представить себе описанные картинки из того времени, то всё это выльется в засады, обстрелы и тревожные ночи, когда спали в обмундировании и в обнимку с автоматами, и письма родным, которые не всегда доходили до дома, так как в то время, когда транспорт попадал под обстрел душманов, письма сгорали с остальным содержимым колонны.  

Сергей Борисов был знаком с Борисом Морозовым, геройски погибшим в Афганистане. Ребята вместе учились в ПТУ-30, только Борис попал в Афганистан раньше, где и погиб, а через год Сергей попал в ту же дивизию, в которой служил его земляк Боря Морозов. В Осташкове они много общались. Вместе ходили в парашютную секцию при ПТУ, в которой у Сергея и началась дружба с небом и парашютом. Позже секция была преобразована в авиационно-спортивный клуб, обосновавшийся в подвале ветеринарного техникума.

18 апреля 1986 года для Сергея Борисова и части его сослуживцев стало памятным днём – командир построил солдат в казарме, назвал фамилии бойцов и объявил, что завтра они летят домой. «Чистите оружие, собирайте вещи», — был дан приказ.

Дорога домой была как одно мгновение, а дома в деревне Рогожа, откуда Сергей Борисов родом, ждали родители и мирная жизнь.

Сергею Александровичу повезло вернуться с той войны. В мирной жизни он встретил свою вторую половину, с которой создал семью. Кстати, сын Александр отчасти повторил судьбу отца — выполнял боевой долг на гвардейском ракетном крейсере «Москва» у берегов Сирии. В 2015 году как участник боевых действий в Сирии он был награждён медалью Министерства обороны РФ.

У самого же Сергея Александровича тоже хранятся дома медали, как свидетельство отданному Родине воинскому долгу. В числе прочих есть и медаль «От благодарного афганского народа».

По возвращении на родину, Сергей Борисов продолжил дружбу с небом. На его счету 146 прыжков, он освоил несколько систем парашютов, чему потом учил молодёжь, дошёл до первого разряда в парашютном спорте, был помощником выпускающего из самолёта. 

А потом наступили девяностые годы, которые привнесли в мирную жизнь россиян хаос, вседозволенность и безответственность за принимаемые поступки в масштабах страны. Одним из таких  поступков стало закрытие авиационно-спортивного клуба в Осташкове. В 1995 году Борисов сделал свой последний прыжок с неба. 

Сергей Александрович Борисов — человек, для которого верность воинской присяге, честь и мужество, умение не дрогнуть в самых сложных ситуациях —  не простые человеческие качества, а часть его личной жизненной истории. Судьба преподнесла ему урок, благодаря которому он научился ценить жизнь, познал настоящую мужскую дружбу, научился самообладанию и выдержке.

15 февраля — значимая для России дата. Участие советских войск в афганской войне – особая веха в отечественной истории. Многочисленные примеры стойкости, героизма и самоотверженности солдат и офицеров – яркое свидетельство их верности присяге и лучшим ратным традициям своего Отечества.

В этот день желаем нашим землякам, воевавшим в зонах вооружённых конфликтов, крепкого здоровья, личного счастья, процветания, благополучия. 

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий