Не так уж часто приходится писать про «драгоценные» свадьбы – сапфировые, золотые, изумрудные… А уж если корону семейных ценностей украшает бриллиант – это повод рассмотреть все его грани. И вот мы сидим во дворике храма Андрея Первозванного в деревне Ясенское и беседуем с Алексеем Ивановичем и Нелли Николаевной Ткачевыми, которые на этой неделе отмечают 60-летие совместной жизни.

Свадебное путешествие … в кино

Совместная жизнь всегда полна неожиданностей, радостных событий, невзгод и счастья. Она сложна и имеет множество всяческих рубежей и переходных состояний. Прожившие 60 лет вместе, супруги заслуживают величайшего уважения. Именно поэтому бриллиантовая или, как еще она называется, алмазная свадьба является праздником, символизирующим нерушимость и стойкость любви.

— Вот ведь как! – удивляется Нелли Николаевна, узнав про юбилейный символ их многолетнего союза. – А начиналось все простенько: расписались, стола праздничного не было. Этот день отметили походом в кино.

Да и какие торжества могли себе позволить молодые, скромные рабочие кожевенного завода? Жениху 22 года, невесте и двадцати не было. И послевоенная жизнь была не из простых – дорожили каждой копейкой, каждым куском хлеба. Родившийся в Климовой Горе перед войной, Алексей вспоминает, как полыхали деревни на селигерских берегах и на Хачине, как они – старики и дети — вынуждены были в преддверии зимы прятаться в землянках. Родители ушли на фронт, оставив сына на попечение тетки и бабушки. Мать в 1946 году вернулась уже после войны с Японией, а отец пропал без вести, скорее всего, подо Ржевом.

— А моя мама рано ушла, в 39 лет, — вспоминает годы юности Нелли Николаевна. – Наверно, полуголодная юность и недополученные мамины уроки семейной жизни заставили меня вести хозяйство так, чтобы мои муж и дети были не просто сыты – чтобы всегда было вкусно, тепло и уютно.

Так и вышло: супругов Ткачевых многие в Осташкове знают как гостеприимных, хлебосольных хозяев. Мамины уроки усвоили дочери Тамара и Елена, подхватили внучки, а теперь уже и старшие правнучки Саша и Даша без проблем могут испечь пироги.

Высота и широта Алексея и Нелли

Алексей Иванович, начав трудовую биографию в дубильном цехе ОКЗ, в 1965 году перешел работать в управление Калинингражданстроя; был высококлассным кровельщиком, жестянщиком. На какие только высоты не заносило его! Колокольню Спасо-Преображенского собора в парке, кстати, он тоже покрыл.

Как молоды мы были!

Нелли Николаевна тоже недолго задержалась на кожзаводе. После рождения старшей дочери Тамарочки (ее пришлось в два месяца отдать в ясельки – больших декретных отпусков не было), молодая мама решила получить профессию медицинской сестры и поступила в вечернюю медшколу. Работала, училась, управлялась по дому. А по окончании курсов устроилась на работу по специальности – в Осташковскую центральную больницу. Дольше всего — семь лет пришлось потрудиться в детском отделении, тогда еще старом, деревянном.

— Раньше ведь деток с мамами в стационар не клали; приходилось на пару с нянечкой кормить, лечить, обихаживать, утешать ребятишек. Все бы ничего, но приходилось, уходя на смену, оставлять свою семью – дочек уже двое было, невзирая на выходные и праздники. А тут подсказали, что есть место медсестры в детском комбинате (теперь детсад «Улыбка»). Получив этот опыт, в семидесятые годы перешла на должность старшей медсестры в большой новый детский сад – «Светлячок».

— У нас было счастливое детство, — говорит дочь Тамара. – Помимо того, что в доме было уютно и вкусно, родители проводили с нами все выходные. Особенно хорошо было летом, когда уже вечером в пятницу семья загружалась в лодку и отправлялась на ночевку. Грибы, ягоды, рыбалка: папа — заядлый рыбак, охотник. Мама умудрялась даже тесто с собой брать и на костре пироги печь! Наши родители очень добрые…

Молочко для внучка

И тут бы начать жить поспокойнее: размеренная работа, получили благо-
устроенную квартиру, дочери подрастали, Тамара училась в институте, на Дубке разработали участок и сами, вдвоем! – построили домик. В 1982 году родился внук Артём…

— Мы решили: раз родился ребенок – значит, он должен пить свое молочко. И завели сначала козу; с ней не получилось – слишком раскормили. Завели корову. До сих пор удивляюсь: как только все успевали! Ведь продолжали работать. Но одно дело – свой труд, другое – животное надо кормить, где сено заготавливать? Вот и стали подумывать, как бы в деревню перебраться? Подсказала моя коллега Танечка Крышкина: тогда, в начале 90-х, Агропромснаб, который возглавлял ее супруг Евгений Васильевич, организовал подсобное хозяйство в Ясенском. А когда мы пришли к нему на собеседование по трудоустройству, он неожиданно предложил мне стать управляющей. Пришлось освоить еще одну профессию! — вспоминает Нелли Николаевна.

Большая семья Ткачёвых-Шульцевых-Прошенко. Январь 2020 г.

Так вот неожиданно обернулась инициатива дедушки и бабушки попоить внука молочком от своей коровушки. К слову сказать, Тёма молоко не признавал…

…Мне в 1996 году приходилось побывать в Ясенском, познакомиться с успехами тогда передового хозяйства. Помню, какой образцовый порядок был на ферме и на свинарнике, которым заправлял Алексей Иванович. Работал колбасный цех, прекрасная молочная продукция продавалась в городе. Увы, инициатива не прижилась. Хозяйство развалилось, деревня стала пустеть.

А Ткачевы остались…

Дорога к храму

— Увидев красоту деревни, стоящей на озере Волго, а на берегу — церковь из красного кирпича, мы сразу решили, что это наша земля, здесь мы будем жить и работать, — говорят Алексей Иванович и Нелли Николаевна. – И почти за 30 лет не пожалели об этом. Пробовала жить с нами младшая дочка Лена, но возвращалась в город. А Тамара с мужем Александром и не планировали, а вот уже пятый год живут по соседству.

— Сама удивляюсь! – комментирует Тамара Шульцева. – Привел Бог. В 2013 году в Ясенском заложили, а в конце 2015-го освятили церковь Андрея Первозванного. Настоятель отец Алексей попросил мужа стать смотрителем храма; после выхода на пенсию я тоже здесь рядом с ним поселилась. В благодати живем!

Это большое семейство Ткачевых-Шульцевых-Прошенко – одно из самых многочисленных и активных в приходе Введенской церкви. Большие расстояния от одного сельского храма на Волго до других – на Селижаровском и Кравотынском плесах — не смущают. Да еще и в Троицу-на-Переволоке, на родину Алексея Ивановича в престольный праздник выбираются.

И благословляет Бог эту дружную семью детками. Двое детей и шесть внуков у Тамары. Четверо внуков у младшей, Елены. А к двум ее взрослым дочерям год назад прибавился сын – девятилетний Ярослав, которого Лена и Иван Прошенко усыновили; мальчик, кстати, уже успел стать призером нашего «Читай-города».

Навсегда…

Есть еще одно толкование, почему семейная жизнь длительностью в 60 лет считается бриллиантовой — в переливах этого камня видны все возможные цвета, каждый из которых олицетворяет определенную эмоцию. Именно такой спектр чувств приходится переживать людям за долгие годы, проведенные совместно.

— Конечно, за долгие годы все случалось: и обиды, и споры, и ссоры. Просто мы старались никогда не таить обиды. Побранимся, а потом кто-то другому скажет: пойдём чайку попьем? И глядишь, обиды проходят, дело общее находится. Стараемся не обижать друг друга.

(Обращаю внимание: случайно перебив супруга, Нелли Николаевна тут же перед ним извиняется. Алексей Иванович, накануне нашей встречи себя плохо чувствовавший, потихоньку объясняет: картошку втайне от жены сажал!).

Десять лет назад они скрепили свой гражданский союз венчанием. И сегодня, в канун своей бриллиантовой свадьбы сидят, под сенью храма, словно только что из-под венца.

Желаем вам, уважаемые супруги Ткачёвы, чтобы длились дни и годы в здравии и заботе близких, чтобы были силы на маленькие свершения, радости за успехи ваших дорогих детей, внуков и правнуков! Многая и благая лета!

Наталья Николаева

Добавить комментарий