Что если я вам скажу, что за прилавком местного спортивного магазина в окружении велосипедов, мячей и рыболовных товаров вы, сами того не зная, могли видеть экс-солиста арт-группы «Хор Турецкого» и талантливого участника ряда других известных вокальных коллективов, выступавшего на одной сцене с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом?

Нью-Йорк, 1999 год

Недавно я был в очередной раз крайне удивлён, когда вдруг понял, что чуть более года назад в спортивном магазине «СпортГрад69» блесну на щуку мне продал Роман Лаврецкий. Тогда в человеке с глубоким, поставленным голосом и не самыми привычными для провинции манерами я не распознал большого артиста с богатой творческой биографией. Роман с супругой Светланой уже пять лет проживают в нашем округе, но только на этой неделе мне удалось с ним познакомиться и пообщаться.

Родился Роман Лаврецкий 3 ноября 1971 года в Москве. Жил в районе Измайлова. С ранних лет проявлял незаурядный интерес к музыке. Мама заметила предрасположенность сына, и когда ему исполнилось пять привела его в детскую хоровую студию «Алые паруса» 68-й музыкальной школы. В шесть лет он поступил в общеобразовательную школу, которая также была с музыкальным уклоном. Значительную роль в становлении вокалиста сыграл дедушка.

— Мой дедушка по материнской линии Ефим Михайлович Граховский был начальником геодезической партии Москвы, — рассказывает Роман. — Но до Великой Отечественной войны, которая внесла свои коррективы в жизнь каждого участника тех страшных событий, он очень хотел поступить в музыкальное училище. Во мне дедушка, вероятно, пытался воплотить свою нереализованную мечту, проявляя самое активное участие в воспитании. По выходным мы часто ездили в Большой театр. Там я впервые увидел оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Царская невеста»… С ранних лет Ефим Михайлович знакомил меня с большим искусством. Просто гуляя по Москве, мы могли вдруг оказаться на площади Маяковского и пойти в концертный зал П.И. Чайковского. Или попасть в Театр Сатиры на постановку «Гнездо глухаря», в которой играл непревзойдённый Анатолий Папанов.

По окончанию музыкальной школы Роман попытался поступить на фортепианное отделение пушкинского училища и, как он сам вспоминает, с треском провалился. Был недостаточно подготовлен и излишне самоуверен. И тут важную роль снова сыграл дедушка.

Р. Лаврецкий с Валерием Полянским

— Он не дал мне сложить крылья, — с благодарностью вспоминает Роман. — Успокоил, сказав: «Всё хорошо. Тебе надо просто годик позаниматься и тогда ты сможешь доказать, что это твоё призвание». И через год я действительно поступил на дирижёрско-хоровое отделение в техникум, который позже стал называться Государственным музыкально-педагогическим институтом имени М.М. Ипполитова-Иванова. Окончил его дирижёром, пианистом и вокалистом. Техникум готовил и педагогов, но если бы мне в то время кто-то сказал, что в какой-то момент я начну преподавать, не поверил бы…

Проходя обучения на втором курсе техникума, Роман Лаврецкий оказался недалеко от репетиционной базы, где вёл прослушивание Михаил Турецкий – руководитель первой в мире арт-группы, получившей широкую известность как «Хор Турецкого».

— Так, совершенно случайно, в 1993 году нас свела судьба, — говорит о той роковой встрече Роман. — Следующие семь лет я работал в этом коллективе. Уже осенью хор взял курс на Европу и другие страны запада. Мы были в числе первых артистов, которые после развала Союза и открытия границ, отправились в дальнее зарубежье по всему миру. Франция, Германия, Англия, Израиль, США, Канада… Объездили практически весь мир! В этих странах развитого капитализма мы могли передвигаться абсолютно свободно. Было много удивительных встреч. Однажды даже выступали в Белом доме для двух конгрессменов.

В гастрольном репертуаре хора были русские народные песни, еврейская музыка и песни на идише – всё это вызывало подлинный интерес у слушателей из США и Европы. На западе совсем не знали нашу страну и культуру. Легко мог прозвучать вопрос: правда ли, что в Москве по красной площади гуляют белые медведи? В напряжённом графике хора тогда могло быть по два концерта в день со сменой часовых поясов.

— Был потрясающий концерт в Испании под Мадридом, — вспоминает Роман. – В старом замке выступал Пласидо Доминго с оркестром из Израиля. Прилетала даже королева Испании! Второй раз с Доминго и Хосе Каррерасом на одной сцене я встретился уже в составе другого коллектива на рождественском концерте в Москве. Видели, как они распеваются. Знаете, когда слышишь таких гениальных людей, то какое-то время не хочется заниматься музыкой.

С Пласидо Доминго. Гостинный двор. Москва, 2002 год

В таком режиме в Хоре Турецкого Роман Лаврецкий работал до 1997 года. Затем произошёл болезненный уход матери. На какое-то время пришлось взять паузу. После судьба приводила его в разные коллективы. Так в период с 1998 по 2002 год Роман работал с капеллой Вадима Судакова – гениального маэстро и профессора Музыкального училища имени Гнесиных.

— С капеллой мне довелось пережить поездку в Абхазию, — продолжает Роман. – Это был период уже после конфликта с Грузией. Мы были посланцами от Министерства культуры. Видели обстрелянный Сухуми, вооруженных автоматами пастухов на лошадях, семьи без мужчин… Тогда мы немножечко узнали, что такое война и какие беды она приносит. Еще мне памятен концерт в военно-клиническом госпитале на Октябрьском поле, который я тоже никогда не забуду. Там были на реабилитации ребята из Чечни. У кого-то не было рук, у кого-то ног. Я видел абсолютно неживые глаза молодых ребят. Мы не понимали, как и что для них петь… Но, когда стали работать, оказалось, что это тоже может быть лекарством. Они немного отвлеклись от той жуткой реальности.

Потом я узнал, что руководитель Государственной академической симфонической капеллы России Валерий Полянский, принявший оркестр от великого Геннадия Рождественского, проводит прослушивание в хор для поездки летом в Сполето (Италия), — мгновенно воспроизводит новый яркий эпизод своей жизни Лаврецкий. — Я прослушался, и меня взяли. Там в горах существует старый город и театр. Поражающие воображение места! Итальянец ставил оперу Лоэнгрин. Оркестр был американский, солисты – немцы, французы и русские, хор – русский. И вот таким дружным международным коллективом мы сделали восемь постановок.

Роман честно признался, что, находясь сегодня здесь, в маленьком городке на Селигере, который он очень любит, ему и самому уже подчас не верится, что были все эти встречи и концерты. И всё же они были, как был и прямой эфир на 37 стран в голливудской студии, который вёл Арнольд Шварценеггер. На музыкальном ринге в прямом эфире Роман оказался в рамках гастрольного тура по США хора Александра Целюка. После был ещё интересный опыт работы в Театре Надежды Бабкиной и много чего ещё, что сложно уместить в рамках одной публикации. А вам уже, наверняка интересно, как Лаврецкий оказался у нас на Селигере.

Воспитанники Богородицкого житенного монастыря с педагогом Р. Лаврецким

— В Москве я познакомился со своей будущей женой Светланой – очаровательной женщиной абсолютно из другого мира, — рассказывает Роман. — Она работала в большой спортивной компании начальником отдела закупок. И вот однажды мы оказались здесь — на Селигере. Тут нужно упомняуть, что мои бабушка с дедушкой частенько приезжали в деревню Гришкино, что располагается недалеко от святого Оковецкого источника. В свои летние каникулы, будучи еще ребёнком, я тоже стал бывать в этих местах. Увидел тогда Селигер и был поражён здешними красотами. В общем, нам с супругой здесь понравилось, и мы обзавелись квартирой на турбазе «Сокол». Со временем поняли, что Москва становится всё более душным городом. А на Селигере мы отдыхали душой и телом. И вот с 2017 года, уже пять лет, живём здесь круглый год, почти не бывая в столице.

— Но отдыхать и работать это разные вещи, — продолжает Роман. – Так мы решили открыть магазин «СпортГрад69» на улице Рабочей (ныне магазин располагается на ул. Тимофеевской, — прим. ред). Супруга развивает этот бизнес. Мы предлагаем качественный спортивный, туристический и рыболовный инвентарь. В общем, я работал в магазине и считал, что с музыкой у меня всё. Остаётся написать книжку с воспоминаниями.

В какой-то момент в магазин заглянула Ольга Матушевская, — подводит к новому повороту судьбы Роман. — Она выслушала мою историю и сказала, что мне непременно надо познакомится с матушкой Елисаветой и Богородицким Житенным женским монастырём. Как в последствии оказалось, матушка долго искала педагога по вокалу для деток. Про большое сердце матушки, которое бьется не для себя, можно написать не одну книгу. Она очень скромна и не любит, когда о ней много говорят, но это действительно потрясающий человек, ставший заботливой мамой для большого числа людей. Я познакомился с её воспитанниками и стал с ними заниматься тем, чему меня научили 25 лет сценической деятельности. Вошел в команду хороших, профессиональных педагогов. Сегодня при монастыре я уже не только педагог по вокалу, но и руководитель постановочных мероприятий.

Параллельно всегда стоял вопрос: как я еще могу применить себя в Осташкове? Познакомившись с молодым, талантливым руководителем Районного дома культуры Юлией Смирновой, я решил открыть вокальную студию. Юлия приняла мое предложение и предоставила помещение. Студия заработала! Как педагог, я слышу определенный потенциал. Могу настроить на пение и дать упражнения для раскрытия таланта в полной мере. Надеюсь, что через некоторое время мы даже сумеем поставить здесь мюзикл!

Вокально-театральная студия Романа Лаврецкого проводит занятия в Районном доме культуры и ведёт набор детей, подростков и взрослых.
Номер для связи 8-915-721-91-64.

Записал Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий