Вспомнить о такой осташковской традиции, как ревностное служение в добровольной пожарной команде, всегда уместно. Вот как описывает наших бравых пожарных автор «Памятной книжки Тверской губернии. Очерк Осташкова» Николай Рубцов (1863 год).

[Осташковские] пожарные отличаются особыми фуражками с околышем, украшенным золотым и серебряным галуном. Для практики нередко делаются репетиции, так что все знают свое дело как нельзя лучше. Можно вообразить себе как действует на пожаре эта сотня молодцов при прочных и исправных инструментах, при хороших сытых лошадях. Но этого мало: всякий из осташковских жителей, несмотря ни на возраст, ни на звание, считает своею обязанностью в случае пожара принять самое деятельное участие.

Мне случилось в 1860 году быть очевидцем действий пожарной команды, и если бы я не видел всего своими глазами, то с трудом поверил бы рассказам. Пожар случился недалеко от моей квартиры и от Преображенской церкви, близ площади, на которой устроен пожарный сарай. При первых звуках набата я поспешно оделся и вышел из дома, на что потребовалось по большей мере пять минут. Картина, представившаяся моим глазам, была самая оживленная: одна из труб была уже увезена без помощи лошадей, членами и чиновниками Городской Думы. Со всех сторон скакали верховые к пожарному сараю, поспешно закладывали лошадей с инструментами и бочкам и во весь опор отправлялись к месту пожара, народ бежал туда же опрометью со всех сторон.

На месте пожара я еще более был поражён: горел солодовый завод, устроенный на дворе одного купеческого дома. Огонь прорвался уже через крышу и угрожал обнять все деревянное строение. Трубы действовали отлично. Кроме того, десятки охотников бросались по лестницам с ведрами, наполненными водою, облепили, как муравьи, горевшую крышу, и вода лилась на огонь в изобилии. В соседнем доме нашли много войлоков, которые были облиты водой и разбросаны плотно на крышах строений, смежных с горевшим. 15 бочек доставляли немного воды, но находчивость осташей помогла беде. Огромные лодки, стоявшие на озере, накрененные на один бок, быстро наполнялись водой, человек тридцать или сорок, зацепив лодку крючьями на верёвках, дружно тащили ее к месту пожара, и таким образом, в воде недостатка не оказывалось.

Кончилось тем, что через час пожар потушен был окончательно: на горевшем строении пострадали части крыши и потолка, остальное все осталось цело. Соседнее с горевшим холостое деревянное строение, находившееся не далее 1½ аршина, осталось совершенно невредимым. Самый дом владельца завода и надворные строения соседних домов, несмотря на самое близкое расстояние от горевшей постройки, также остались целы.

Всеми действиями распоряжались городской голова и члены Городской Думы, которые подавали собою прекрасный пример. Со стороны полиции никакого участия не было, да и быть не могло.
После пожара, когда инструменты были осмотрены и поставлены на место, некоторые из членов Думы подарили пожарным денег, а вечером городской голова угощал их в своём саду чаем. К ночи, конечно, многие из пожарных были под хмельком, а на беду случился другой пожар: не в самом Осташкове, а в полуверсте от него на острове горел кирпичный завод. Был двенадцатый час ночи, пожар усмотрен был нескоро, так что спасти горевшее строение не было никакой возможности. Несмотря на это, десятка три полупьяных молодцов, без весел, переправились на лодках на остров и растаскали горящее строение. Очевидно, тут играли роль удальство и самолюбие, которое довольно сильно развито в пожарных и которое поддерживается внимательностью к ним городского головы и наиболее значительных граждан.

На святках в доме городского головы ежегодно бывает для пожарных праздник: обед и чай; после чего вечером дается для них и их семейств бесплатный спектакль в театре…

Благодарим Осташковское историческое общество за предоставленный материал /vk.com/osths?w=wall-164274747_5086; «Очерк Осташкова» sites.google.com.

Добавить комментарий