24 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения Нила Федоровича Рясенского, имя которого до сих пор хранится в памяти осташей старшего возраста. С ним связано возобновление церковной службы в Вознесенской церкви в 1947 году.

Брат священномученика

Нил Рясенский родился в 1906 году в семье старинного священнического рода. По примеру отца, священника Воскресенского храма Осташкова Федора Васильевича Рясенского, путь служения избрал его старший сын Владимир. После окончания духовной семинарии был рукоположен в сан, служил в храмах Вышневолоцкого и Осташковского уездов. В 20-е годы отец Владимир служил в Знаменской (Вознесенской) церкви Осташкова. Много раз священника вызывали в ЧК и с угрозами требовали, чтобы он прекратил произносить проповеди, но каждый раз он отвечал: «Произносил и произносить буду».

По наговору был арестован летом 1930 года. Во время заключения в тюрьме отца Владимира жестоко мучили, били, вырывали на голове волосы по волоску, но священник остался тверд в своем исповедании — не отрекся от Бога и не признал себя виновным в вымышленных преступлениях. Приговором Особого совещания при коллегии ОГПУ назначено пять лет исправительно-трудовых лагерей. Тяжелые условия следствия, путешествия по пересыльным тюрьмам и непосильная работа в лагере привели к тому, что о. Владимир 4 декабря 1932 года скончался. В 2000 году канонизирован как священномученик.

Отец Нил с матушкой Александрой и дочерью Верой, Казахстан

Предназначение стать пастырем

Видя гонения на священнослужителей в послереволюционные годы, отец Феодор не хотел этой участи для младшего сына. Хотя с ранних лет Нил был псаломщиком в Воскресенском храме Осташкова, в отрочестве он любил посещать Нилову пустынь, где помогал на службе в алтаре и на клиросе. В 1924 году Нил успешно окончил школу и, имея склонность к наукам, подал документы сразу в несколько высших учебных заведений, но везде ему был дан отказ, как сыну «служителя культа».

Таким образом, с момента окончания школы он не имел доступа ни к учебе, ни к церковнослужению. Насколько это было возможно в городских условиях, он занимался домашним хозяйством. В 1927 году как «сын служителя культа и тунеядец» Нил был лишен избирательных прав.

В 1928 году в Осташков прибыл назначенный викарием Тверской епархии епископ Иаков (Маскаев). Вместе с владыкой в Осташков приехала и его 24-летняя дочь Александра. Вскоре после знакомства Нил и Александра решили пожениться. Епископ Иаков настоял, чтобы жених его дочери окончил пастырско-богословские курсы. По их окончании 22 ноября 1929 году состоялось венчание Нила Федоровича и Александры Яковлевны.

Его отца, священника Феодора Рясенского уже не было в живых, и тесть-епископ сам благословил своего зятя стать священником, и уже 25 ноября сам рукоположил его в священный сан.

В ГУЛАГ по ложному обвинению

Однако уже в следующем, 1930 году на семью посыпались невзгоды: был арестован и осужден брат Владимир, умер первенец. Отец матушки Александры, епископ Иаков в том же году был переведен в Саратовскую епархию, впоследствии прошел заключение в Соловецком лагере, а в 1936 году был арестован и 29 июля 1937 года расстрелян. Осенью 1930 года Нила призвали на общественно-полезные работы в тыловом ополчении. Вернулся в Осташков в 1932 году.

Но жизнь преподносила новые и новые испытания. В то время в Осташкове усилились позиции обновленцев. Нил не хотел иметь какого-либо согласия с обновленцами, а тем более служить в обновленческой церкви, поэтому он был вынужден стать заштатным священником.

Зарабатывал на жизнь в качестве рабочего на Осташковском кожевенном заводе, затем трудился садовником на кожзаводе, разбил там сад, организовал оранжерею. Имел репутацию хорошего работника. В 1935 году в семье Рясенских родилась дочка Людмила.

В 1933 году в Осташков был выслан известный протоиерей Дмитрий Васильевич Поликарпов. Отец Димитрий очень скоро приобрел духовный авторитет в Осташкове. К нему домой за наставлением и утешением стали приходить священнослужители и миряне. Бывал в доме о. Димитрия и Нил Рясенский.

В июле 1937 года в Осташкове органами НКВД было сфабриковано дело по обвинению нескольких священнослужителей и мирян. Отец Нил был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной организации церковников, проводивших антисоветскую агитацию. 31 августа 1937 года тройка при УНКВД Калининской обл. вынесла приговор. Из проходивших по делу были приговорены к расстрелу: протоиерей Димитрий Поликарпов, священники Максим Стуканов, Александр Васильевич Смирнов, миряне Н.П.Кутляшов и Матвей Петрович Барбеев; церковная староста Н.А. Иверская — к 10 годам ИТЛ, а отец Нил, миряне А.А. Веселов и А.П. Белочкин — к восьми годам исправительно-трудовых лагерей.

В лагере (Коми АССР, Локчимлаг, Воркутпечлаг) Нил Рясенский был сначала фельдшером, потом — медицинским работником и заведующим амбулаторией. Работая в медпункте, он заботился о каждом больном, всеми средствами старался облегчить страдания заключенных. Отец Нил снискал уважение со стороны заключенных.

По ходатайству самого Нила Федоровича, по хлопотам Александры Яковлевны были предпосылки для пересмотра дела. Но начавшаяся война воспрепятствовала досрочному освобождению, и отец Нил отбыл весь свой срок до конца. С окончанием войны в 1945 году закончился и срок заключения его в лагере.

Возрождение церковной жизни в Осташкове

Из лагеря отец Нил вернулся с больными ногами, приобретя трофическую язву ноги, которую не мог залечить потом долгие годы. Сразу же поступил в кожзавод на прежнюю работу.

После войны стали открывать многие закрытые ранее церкви.
Жители Осташкова стали требовать вернуть для богослужений хотя бы один из храмов. Из воспоминаний Б.Ф. Карпова, автора книги «Осташков — наш город, мой дом, суть моя»:

«Завхозом в клубе кожзавода был Рясенский Нил Федорович. Я знал, что он священник и что он сидел за это. В 1947 году я видел, как к нему зачастили с визитами монашки Знаменского монастыря. А однажды пришла целая делегация. Я спросил у него, в чем дело. Он ответил, что пришли просить его возобновить службы в Знаменском храме».

По свидетельству Б.Ф. Карпова, отец Нил некоторое время медлил с ответом, размышлял. Он боялся снова попасть в тюрьму и подвергнуть лишениям беременную жену с дочкой-школьницей. Но вскоре он деятельно включился в работу по возобновлению служб и реставрации храма. В это время Александра Яковлевна родила дочь Веру.

Центральная часть Знаменской (Вознесенской) церкви в годы войны пустовала, а в боковых приделах располагался зерновой склад.

Начались труды по приведению церкви в надлежащий для совершения богослужений вид.

30 мая 1947 года была отслужена первая Божественная литургия. Епископ Калининский Арсений распорядился останки угодника Нила Столобенского переложить в новую гробницу ко дню празднования обретения его мощей. Это ответственное поручение было возложено на отца Нила.

Несмотря на то, что Нил Федорович не был настоятелем, а вторым священником, в памяти жителей Осташкова запечатлелись именно его труды по восстановлению храма. Лучшие художники нашего города помогали ему приводить в порядок церковную живопись и заново создавать утраченный иконостас.

Отец Нил энергично проповедовал, не боялся нести слово Божие своей пастве. Он много беседовал с прихожанами, делился с ними своей верой и любовью. И любовь эта была взаимной. Прихожане очень уважали батюшку. На богослужениях храм был полон народа. Люди приводили в храм своих детей. Батюшка привечал ребятишек и привлекал многих из них к служению на клиросе и в алтаре. На проповеди отца Нила отзывалась и молодежь.

Безбожники не могли терпеть такой активной позиции батюшки. И вскоре это отозвалось на его жизни и служении.

Новые гонения

По настоянию властей отец Нил был переведен в Казанскую церковь села Котицы. С больными ногами ему приходилось ходить до храма пешком 16 километров из Осташкова. Многие его прихожане из Осташкова, тоже пешком, стали ходить в Казанский храм.

Даже под страхом ареста отец Нил не прекращал свои проповеди о Христе.

26 октября 1948 года вышла совместная Директива МГБ СССР и Прокуратуры СССР, согласно которой на органы МГБ СССР и Прокуратуры СССР возлагалась обязанность вновь арестовывать государственных преступников, отбывших наказание и освобожденных из мест лишения свободы. Над отцом Нилом снова нависла угроза ареста.

Притом, что даже у уполномоченного УМГБ не нашлось достаточных доказательств вины Н.Ф. Рясенского, 24 января 1951 года отца Нила снова арестовали и обвинили в «участии в антисоветской организации церковников». Приговор — ссылка в Джамбульскую область Казахской ССР без указания срока. Обвинение выдвигалось по прежнему делу 1937 года.

С этого момента начинается новый этап служения Нила Рясенского Богу и людям, полный самоотречения.

Миссия в Джамбуле

Сначала ему для поселения определили местность, где не было ни храма, ни исконно православного населения. После хлопот его перевели в Джамбул, в небольшой Покровский храм, который вскоре трудами батюшки стал благоустраиваться, прирастать прихожанами. А потом, когда в ходе хрущевских гонений на Церковь закрылся Успенский храм, Покровский приход стал в городе основным. Отец Нил явил джамбульскому приходу личный пример духовного делания и молитвенного подвига, терпения и усердного предстояния перед Богом.

Отец Нил служил часто и всегда проповедовал. Службы его были продолжительными и торжественными. Проповеди он всегда говорил сам, никогда не читал по книге или с листа. Говорил он тихо, но очень внятно и доходчиво, хорошо поставленным певучим церковным голосом. Прочитав Евангелие, он всегда разъяснял смысл прочитанного, учил применять евангельские наставления к современной жизни, к быту. Батюшка учил блюсти чистоту веры и внимательно следить за богослужением. Из воспоминаний игумена Амвросия (Волкова), который в 1980-е годы служил диаконом в Джамбуле:

«Служба в храме была для него смыслом жизни. Когда же он практически потерял зрение и не мог читать, он все равно принимал участие в богослужении… После окончания службы он никогда не торопился уходить сразу домой. Он подолгу задерживался в храме, беседуя с прихожанами и отвечая на вопросы».

Отец Нил никогда не порывал духовного общения с Ниловой пустынью и ее подвижником преподобным Нилом Столобенским. В 1967 году отец Нил в соавторстве с протоиреем Владимиром Шустой к 300-летию прославления Нила Столобенского написал для журнала «Московская Патриархия» его подробное житие.

Нил Федорович Рясенский после реабилитации в 1956 году решил не возвращаться в родные края, но любил приезжать в Осташков, посещать закрытую и заброшенную тогда Нилову пустынь. Из Осташкова он привез в Джамбул икону преподобного Нила старинного письма и частицу его мощей.

Отец Нил был удостоен многих церковных наград, в том числе права ношения митры за богослужением, возведен в сан протоиерея.
Нил Федорович Рясенский умер 15 марта 1987 года и похоронен в Казахстане, городе Аулие-Ате (Тараз), бывший Джамбул. Матушка Александра умерла 16 июля 1992 года и упокоилась рядом с супругом и дочерью Людмилой.

Прихожане таразских храмов помнят отца Нила как праведника и исповедника веры, понесшего свет любви Божией через всю жизнь…

Наталья Николаева

По материалам журнала «Свет Православия в Казахстане»,
№№ 234-236

Добавить комментарий