Ирина Константиновна Кулакова – заведующая театральной мастерской Районного дома культуры. В ее творческой биографии — более десяти выпущенных спектаклей. Театр — искусство уникальное, где каждый специалист — полноправный участник замысла, и труд художника по костюмам также значим, как труд актера и режиссера. А еще — это большие возможности для проявления своих творческих способностей.

— Я всегда любила рукоделие, — рассказывает Ирина. — С детства вязала крючком и спицами, вышивала. Меня этому научила мама — Светлана Лукьяновна Воробьева. Она очень хорошо вышивала и вязала. В школе я с удовольствием занималась на уроках труда, мы ходили шить на настоящих производственных машинах на швейную фабрику. Помню пошитые собственными руками фартук, рубашку, юбку. У меня и на всех куклах были эксклюзивными модели собственного производства. Поэтому, когда окончила восьмилетнюю школу, с выбором будущей профессии проблем не было. Поступила в Тверское профессиональное училище №40. По профессии я портной-универсал женской одежды. То есть могу выполнить изделие от начала и до конца.

После училища три года работала в ателье «Волна». Моим наставником была хорошо известный осташам закройщик верхней одежды Любовь Ивановна Пыльникова, у которой я многому научилась. Потом был перерыв в работе, связанный с рождением сыновей. А в 2001 году пришла в Районный дом народного творчества, он тогда так назывался, на должность костюмера. С 2013 года заведую театральной мастерской.

Театральный костюм – это высший пилотаж в профессии портного. С одной стороны этот вид творчества подразумевает полет фантазии, уместной, впрочем, в любом искусстве, с другой стороны требует углубленное изучение литературного материала, истории костюма, особенностей кроя.

Для исторической достоверности и точности костюмов художнику нужно постоянно осваивать какую-то область знаний, изучать новую информацию.

«Легенда о Тиле Уленшпигеле»

– Сначала я обговариваю с режиссерами все нюансы, цветовое направление, стиль, — говорит Ирина Константиновна. – Читаю произведение, затем изучаю время. Приходится штудировать и немало энциклопедической литературы по истории костюма.

Сколько споров было в процессе создания костюмов к постановке «Легенда о Тиле Уленшпигеле»! Действие происходит в Нидерландах, шестнадцатый век. Прочитала, что в то время одежда имела свою специфику, она шилась без пуговиц, на завязках. Это была попытка отобразить эпоху и, по-моему удачная, в спектакле было занято тридцать человек, и все были одеты согласно времени действия пьесы. Жаль, что эта работа нашего театра имела маленькую сценическую жизнь.

Очень интересно было работать над спектаклем «Ящерица». Там тоже много было персонажей. В создании костюмов я использовала трикотаж, искусственный мех и дермантин. Даже обувь была пошита. Вообще работа со старинными костюмами — это интересное занятие и простор для творчества.

Люблю я и свой первый серьезный спектакль классического репертуара «Горе от ума». Сделала для него три комплекта мужских костюмов и три женских. Если с женскими платьями было проще, то с мужскими костюмами, которые были пошиты в точном соответствии с образцами одежды той эпохи, пришлось потрудиться. Для исторической достоверности использовала покрой того времени, даже брюки были сделаны со штрипками и с застежкой на боку.
Надо учесть, что тогда непросто было с тканями. Что-то покупала на швейной фабрике в Твери, что-то на нашей фабрике, выручали подручные средства, домашние запасы и добровольные пожертвования знакомых.

Были и другие спектакли с режиссером Сергеем Евгеньевичем Тихоновым — «Женитьба», «Душа миллиардера», «Очень приятно». Работала с режиссером Людмилой Ивановной Евсюковой – «Свинопас», «Пречисто-Каменка», а также со Светланой Николаевной Павловой – «Огниво», «Книга сказок».

Спектакль «Ящерица»

Ирина Константиновна относится к тем людям, которые не останавливаются на достигнутом. Уже имея серьезный опыт работы в своей профессии, она в 2010 году поступила в Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова, и успешно окончила курсы повышения квалификации и переподготовки кадров по специальности социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество. Три года она изучала секреты декоративно-прикладного искусства – лепку из глины, разные виды вышивок, роспись по дереву, валяние из шерсти, витражи, батик, плетение поясов.

Одна из ее курсовых работ была посвящена истории тверского народного костюма. О значении и сохранении лучших национальных традиций культуры русского народа говорить нет необходимости. И Тверская область — богатый кладезь для изучения и развития культуры наших предков. Ирина не только изучала традиции народных костюмов, но и шила костюмы, делала головной уборна кукол, с точным воспроизведением вышивки, росписи, орнамента.

— А что же носили наши модницы? – не могу удержаться я от вопроса.
— К сожалению, по нашему осташковскому костюму очень мало сведений. Образцов крестьянского костюма нет вообще. Некоторое представление дают картины Колокольникова по поводу приезда императора Александра, но там представлены в основном наряды горожан, — отвечает она. – Бытовал традиционный распашной косоклинный сарафан. Он состоял из двух прямых полотнищ спереди и одного сзади, соединенных по бокам клиньями. Будничные сарафаны шились из холста, праздничные из красной крашенины, кумача. Большое влияние на осташковскую моду оказал новгородский костюм. Особую смысловую и композиционную роль играл головной убор. Девушки носили на голове мягкие или твердые повязки, не закрывающие волос на темени. Женские головные уборы надевались сразу после венца и под них убирались все волосы.

Бытовали разные виды женских головных уборов. Самыми известными были кокошники. Они очень разнообразны по конструкции и украшению, главная их особенность в том, что они плотно обхватывают голову женщины. Нередко использовалось украшение речным жемчугом. Из литературных источников известно, что в Осташкове невесты получали в приданое коробочку скатного жемчуга. Широко были распространены старинные свадебные головные уборы-кокошники из парчи или красного бархата, украшенные жемчугом, цветными гранеными стеклами, расшитые золотом, блестками. Такие кокошники в Осташковском уезде известны под названием «головка» или «ясная головка», часто их носили с платком, сложенным на угол. У меня даже была возможность ознакомиться с такими образцами в Осташковском краеведческом музее. Словом, в создании костюмов и головных уборов столько интересного! Это не просто одежда, а целая философия.

Тут следует вспомнить, что Ирина и сама шила стилизованные народные костюмы для фольклорного коллектива «Околица», созданного в 2010 году. А еще с легкой руки его руководителя Людмилы Иосифовны Новиковой она запела, и сама стала участницей «Околицы». И тут ей пригодилась учеба в осташковской музыкальной школе. Она вместе со своими подругами пела фольклорные песни, причем, «а капелла». У народных песен — своя, особая, стилистика, специфика исполнения. И девушки прекрасно справлялись со своими задачами. Три года назад «Околица» стала просто вокальным ансамблем. В его репертуаре появились произведения советских композиторов, народные песни, исполняемые на голоса. Все эти нововведения случись благодаря новому руководителю, замечательному музыканту — Ирине Анатольевне Антоновой. Изменился и состав коллектива. Но в числе тех, кто остался предан песне, кроме героини материала, остались Юлия Смирнова и Светлана Павлова.

Ирина, кстати, с большой благодарностью отзывается о всех своих коллегах.

-У нас очень дружный коллектив, мы поддерживаем друг друга не только в профессиональной деятельности, но и в житейских ситуациях.
— Ирина Константиновна – настоящий мастер своего дела, — говорит о ней директор РДК Юлия Смирнова.- Она не ограничивается рамками должностных обязанностей. Поговорка «И швец, и жнец, и на дуде игрец» – это про нее. «Одевает» все мероприятия, справится с любым, даже сложным костюмом, поет, может подменить заболевшего товарища. А если надо, то и «медведем» выйдет на детском утреннике.
Профессиональная деятельность Ирины Константиновны отмечена многочисленными дипломами, почетными грамотами, а в 2014 году она стала лауреатом премии губернатора.

А еще она — мама двоих взрослых замечательных сыновей. Старший Алексей живет своей семьей, младший Павел пока с мамой и папой. Оба по примеру отца, Владислава Юрьевича, работают водителями. А по выходным вся семья выезжает в деревню Ореховка, где у них, как сейчас принято говорить, дачный дом.

Ирина — знатная огородница, прекрасный цветовод и ландшафтный дизайнер. Ее яркие клумбы, альпийские горки радуют глаз пышным цветением от ранней весны до поздней осени, а растущим там пионам, розам, нарциссам, тюльпанам позавидует любая оранжерея.

Наталья КАБАНОВА

Добавить комментарий