Газета неоднократно писала о рыбаках нашего города. Ещё в царское время они прославили наш город и не ударили в грязь лицом и не спасовали перед трудностями.

Я же хочу написать о рыбаках в военное и послевоенное время. Мои родители – мать и отец были 1904 года рождения. В семье отца было десять детей. Мужчин было двое – мой отец и дядя Лёня, но он был немного моложе, остальные были женщины. Так одна из них, тётя Зина, сестра моего отца, была замужем за рыбаком – Легковым Анфимом Андреевичем.

Во время войны и после было много рыбацких артелей, я запомнил, в Заплавье. Хотя карточки отменили в 1947 году, но всё равно есть хотелось. Если летом можно было прокормиться на подножном корме – то есть крапива, кислица, грибы, ягоды, всё что росло, то зимой приходилось туго. Перекапывали поля в поисках оставшейся картошки, из которой делали чёрные лепешки.

Дядя Анфим был в городской артели. Раньше в городе была артель, где вязали сети. Моя мать и я ей помогали. Нам давали мотки ниток, которые мы распутывали и мотали в клубки. Цевки и планки на размер ячеек. Вязали не только рыбацкие, но и спортивные – волейбольные, и сетки ручные – для продуктов.

Дядя Анфим по-родственному шепнет, где они будут тянуть тоню. Мне было лет 9-10 и я напросился с отцом. У отца был сак с большой ручкой, такие называли подсадниками. В районе Осташковского плёса приехали рыбаки на двух лошадях (санях). В одних — сети, в других — коловорот и длинные жерди, метров 15-20.

Прорубив майну и очистив от льда, опустили жердь, к которой привязали веревки от сетей, и протащив их через отверстия во льду, сделали круг диаметром метров 300 или более. Потом концы веревок привязывали к коловороту и тащили сеть. Как только сеть покажется, начинали её тянуть. С одной стороны майны тянут рыбаки, а с другой – подсадчики, очищая сети от рыбы, чтобы не путать сети, и чтобы они не гнили.

Если рыбы попадало в мешок в конце сети мало, то они делали второй заход, отъезжая в другой район. А бывало так, что попадало много и было не увезти на санях. Приносил рыбу домой.

Я заливал водой двор и каток замерзал. На него выкладывали рыбу, промораживали её, чтобы дольше хранилась.

Ели рыбу да то, что вырастет в огороде, так и выживали до счастливого времени.

Николай Александрович Иванов
На фото: Селигерские рыбаки; А.А. Легков (в центре)

Добавить комментарий