Сельские школы. В них влюбляешься сразу и с радостью спешишь туда в каждый приезд, уверенный в том, что встретишь своих добрых знакомых, умилишься приветливости деревенских школьников, обязательно узнаешь много нового, позитивного. И погрустишь, конечно, из-за того, что с каждым годом мелеет поток спешащих на уроки учеников.

В Сорожской основной общеобразовательной школе я впервые побывала в августе прошлого года, потом приехала на День знаний. И вот, приступая к разработке темы «Незабытая родина» в Сороге и Покровском, снова в гостях в многоголосом доме на крутом берегу залива.

Эта школа (имеется в виду не здание как таковое) – одна из старейших, если не самая старая, в Осташковском уезде. Есть сведения, что в 1877 году было открыто Сорожское классное училище Министерства народного просвещения. Училище существовало на средства государственной казны. А это значит, что в училище обучались все желающие и имеющие возможность учиться. Наполняемость классов была большая; в 1889 году только в Сороге и в ближнем к нему Покровском проживало почти 1100 человек.

Многие дети после окончания училища поступали в Торжокскую духовную семинарию. Один из героев наших публикаций Иван Семёнович Можжерин (1874 г.р), получив свое первое образование в Щучинском волостном училище, затем учился во 2-классном образцовом училище в Сороге. А уже в 1887 году был помощником учителя в той же школе. А через год его перевели на такую же должность в Сиговское народное училище.

В 1911 году при Сорожском училище существовало одна из четырех народных библиотек уезда. Её книжный фонд составлял 394 экземпляра стоимостью 235 рублей.

В первые советские десятилетия училище было преобразовано в Единую Трудовую школу I ступени, потом в начальную, а с 1932 года школа стала семилетней (НСШ).

В 1941 году во время войны школа не работала. В декабре двухэтажное здание было разрушено. «На этих печальных берегах, укрытых глубокими снегами, было тихо и мертво. Откуда было знать нам, что после разгрома фашистов под Москвой велась невидимая титаническая подготовка наступления, и здесь, под Осташковом, в деревне Сорога, в простых крестьянских избах находился штаб Четвертой ударной армии» (Юрий Гришин «Истоки»). После того, как район освободили от немецко-фашистских захватчиков, с 1 февраля 1942 года школа была открыта вновь. Когда в школе возобновились занятия: старшие классы занимались в одном здании, а младшие в разных деревенских домах, арендованных у местных жителей.

После войны народилось много детишек; в классе было по 30-40 учащихся. Учиться в военные и послевоенные годы было трудно. Учебников не хватало, тетрадей не было. Дети готовили тетради из старых книг, оберточной бумаги, газет — кто, что мог достать. В классах было холодно, мерзли руки, застывали в чернильницах чернила. Но ребята работали и учились успешно. А как помогали совхозу, где в выращивании овощей руки были всегда нужны!

1960 году школа стала восьмилетней, однако только в 1971 году на месте двухклассного училища было построено новое типовое здание школы со спортзалом и собственной котельной. Классы и другие помещения школы были оборудованы мебелью, спортинвентарем, необходимыми техническими средствами и наглядными пособиями. В 1970-1971 учебном году в школе обучалось 114 детей.

— Сегодня в Сорожской основной общеобразовательной школе учатся 36 ребят; причем это не только сельские дети. Некоторые школьники приезжают из города, — говорит директор Наталья Захарова. – Преподают семеро учителей; четверо, включая меня, — административный и технический персонал. Из окрестных деревень кого-то привозят родители, большинство едут на школьном автобусе – из Светлицы, Глубочицы, Локотца… Занятия начинаются в девять часов, чтобы все успели добраться.

Н.В. Захарова

— Непростой вопрос, стоит ли оставлять на селе малокомплектные школы. По крайней мере, его нужно решать очень осторожно. Жива школа – жива деревня; жива деревня – жива Россия! – уверена Наталья Владимировна. – Сегодня система образования такова, что, как бы ее не критиковали, она во многом уравнивает возможности образовательных учреждений больших и малых. Это и технические средства, и образовательные программы, и платформы для дополнительного и самостоятельного обучения. Только в этом учебном году мы по целевой программе цифровизации получили новые ноутбуки.

Так получилось, что в деревне нет дома культуры и библиотеки. Поэтому мы стараемся занять детей в стенах школы. Работают кружки и секции. С первого класса начинают заниматься в кружке «Шахматы». Сейчас готовимся к соревнованиям по пионерболу между учащимися и педагогами (нам, взрослым, многое приходится наверстывать!). Недавно ребята со своим руководителем театрального кружка «Золотой ключик» Екатериной Дмитриевной Страмновой придумали мультик, как Чебурашка решил занести себя в Красную книгу. А многие ли знают, что при нашей школе активно действует экологический волонтерский отряд #ЧистоМы, который, помимо всего прочего, внедряет правила раздельного сбора отходов?!

Мы стараемся участвовать в общерайонных образовательных и развивающих мероприятиях: патриотических, краеведческих, эстетического и спортивного направления.

И тут следует сказать, что изюминкой Сорожской школы является картинная галерея, расположенная в ее стенах. В 2000-е годы художник Радомир Алехов подарил учебному заведению часть своих работ и полотна брата, Леонарда. С этой землей Алеховы связаны корнями, недалеко от школы был дом его деда. А сам Радомир Иванович практически всю войну прожил у бабушки в Погорелом и учился в Сорожской школе. На многих работах изображены родные места и даже написанное по памяти старое деревянное здание училища. Художник заезжает в школу, дарит свои книги. «Эстетическое направление – одно из приоритетных в нашей школе», — говорит Наталья Захарова.

Преимущества маленькой школы – это максимально индивидуальный подход к учащемуся, более тесное взаимодействие с семьей. Наконец, это создает ощущение семьи, в которой легче учиться и трудиться.
Конечно, мы еще вернемся в эту школу на берегу, чтобы рассказать о славных делах и замечательных людях.

Наталья Николаева

Добавить комментарий