Как сохранить культурное наследие,
сделав его популярным и привлекательным?

Случилось мне на рождественских каникулах побывать во Владимирской области. Поездка была очень волнующая, с трепетом ожидаемая: почти через тридцать лет мне удалось найти двоюродного брата; главную роль в этом сыграли два начала – Божий промысел (посредством протоиерея Димитрия) и интернет.

Следы родственников затерялись в Прибалтике, брат заканчивал в то время в Вильнюсе военное училище. По окончании его, как раз в знаковом для страны 1991 году, Вадим был направлен для прохождения службы в Азербайджан. И оказалось, что и служить там, и получить новое назначение и даже уволиться из Вооруженных Сил, чтобы вернуться на родину в Ригу, было очень непросто. Потом служба повела его по гарнизонам: Астрахань, потом Камчатка. А 15 лет назад он с женой решили все-таки выйти в запас и выбрали на жительство Владимирскую область – город Радужный. Это ЗАТО со всеми преимуществами недалеко от областного центра.


Надо ли говорить, что как только установилась связь, мы с братом, которого я не видела 34 года, только и мечтали о встрече. И вот в первые новогодние дни она состоялась. Оставлю все эмоции – они понятны. Все вечера проходили в разговорах, просмотре фотографий. В семье Вадима и Светланы Беловых все благополучно: замужняя старшая дочь, сын-студент.


Ну а дневная программа трех дней была заполнена путешествиями по достопримечательностям Золотого Кольца – владимирским святыням. 38 лет назад мне посчастливилось с экскурсией посетить Владимир, Суздаль, Боголюбово. Но временной разрыв очень большой, и многое предстало в совершенно другом свете, чем сохранила память.


Владимирская область меньше Тверской по площади, а вот по численности населения превосходит – 1 млн 400 тыс. против 1 млн 260 тыс. тверичан. Зато в нашей областной столице проживающих на 60 тысяч побольше. Владимир – старинный город, к 990 году относится первое упоминание поселения на реке Клязьме. Центр Владимиро-Суздальского княжества. Очень компактный, протекающая река определяет пейзаж исторического центра – обрывистые берега, змеящиеся улочки, так непривычные нам, выросшим в петербургской градостроительной парадигме. Главная достопримечательность, конечно, величественный Успенский собор XII века, вознесшийся над кручей. Остался закуток с сохранившимися фресками Андрея Рублева. Но из-за реставрации времен Екатерины Второй на выделенные ею значительные средства в старинную строгость интерьера собора затейливо вплелось золоченое барокко, что несколько отвлекает от захватывающего дух историзма.
Не менее значительна и интересна стоящая неподалеку от собора Димитриевская церковь (оба храма возведены при княжении Всеволода Большое Гнездо) с дивной резьбой по камню; среди фрагментов есть изображения Александра Македонского (!) и Геракла (!!!). Узнаваемым символом Владимира являются Золотые Ворота.
Ну а мы после осмотра храмов, исторического центра отправились на … Шалопаевку.


Небольшое «политическое» отступление. Владимирская область, обычно довольно скромная в федеральном пиаре, была на слуху осенью 2018 года. Губернатор Светлана Орлова, руководившая регионом с 2013 года, скандально провалилась на повторных выборах. Но дело не в этом. У владимирцев было много претензий к главе области, но где-то она действительно оставила о себе хорошую память. Например, в придании Владимиру более презентабельного вида. Это и дороги, и более нарядные, чем раньше, общественные пространства, и создание новых мест массового отдыха.


Так, появилась пешеходная зона – Георгиевская улица. Самой-то улице под 900 лет, и в разное время там были и монастырские усадьбы, и купеческие дома, и жилища посадских людей. Идет она от Георгиевской церкви по направлению к Спасской церкви, вдоль гребня береговой террасы высокого плато, и великолепный вид открывается с него на Успенский и Димитриевский соборы, Клязьму и заклязьменские дали.


Еще в XVIII веке улица была кривой и узкой, с деревянной мостовой. И как частенько бывало, в конце века выгорела практически дотла. Дома, появившиеся после пожара, были позначительнее, но тоже – так себе. А к началу века нынешнего улица, носившая название Красного профинтерна, была скопищем облупившихся домов без признаков городских удобств. Если еще в ее начале — вполне пристойные каменные строения, то потом начинается квартал, ранее известный как Шалопаевка, – название говорит само за себя.


Открытие современной пешеходной зоны на Георгиевской состоялось в августе 2015 года, на День города. Асфальт полностью заменен на брусчатое покрытие. Но не это главное. Это не Арбат, не бульвар, а именно пространство, как любят выражаться наши архитекторы, активированное. По этой змеящейся, довольно небольшой по протяженности улочке можно бродить часами, — и даже не один день, — заходя то в мастерскую, то в маленький музейчик, кафешку; любуясь пейзажами, угощаясь блинами и медовухой. А еще можно катать ребятишек на паровозике и без конца фотографироваться с арт-объектами, коих здесь не счесть. Между прочим, с водоразборными колонками. Потому что коммуникаций на Георгиевской как не было, так и нет. Ничего не напоминает?


Так вот, о домах. Как уже сказала, еще недавно здесь был «шанхай» с облупившимися фасадами, явно несущими следы небрежения госохраны памятников, коммунальных служб и жильцов (такого сколько хочешь сплошь и рядом). Однако ж! Стала улица пешеходной – и выправились скособоченные домишки. Видно, что старенький, подслеповатый – а подишь ты, фасон держит в общем строю! Народу на улице, невзирая на слякотную погоду, — великое множество. И это несмотря на обилие «гуляльных» мест в центре Владимира.
Эти путевые заметки ничуть не претендуют на журналистское исследование: просто увиделось — и провелась параллель. С нашим новым «бульваром на Миллионной». Да, областной центр – не уездный город. Но предаваться унынию не следует. Евстафьевская улица и прежде когда-то была любимой для прогулок. И сейчас возвращает былую популярность. Зазеленеют и подрастут деревца, придут художники, раскинут лавки коробейники, приедут мини-фургончики с лакомством и напитками. И старые дома, поверьте, подправят и новые поставят.


…А Золотое Кольцо в предрождественские дни подарило еще много впечатлений: Суздаль, Боголюбово, церковь Покрова на Нерли и застрявший в зубах печально знаменитый объект из песни тверского шансонье Круга – Владимирский централ. Но это, как говорится, уже совсем другая история.


Наталья Николаева

Добавить комментарий