Её своими руками создала активистка, общественница, неравнодушный человек и просто замечательная женщина Тамара Семёнова.

Тамару Яковлевну в городе знают многие. Неутомимого борца за справедливость уважают, спрашивают совета, прислушиваются к её мнению.

6 ноября прекрасная женщина отметила юбилей. В преддверии знаменательной даты мы встретились и душевно поговорили. Тамара Яковлевна — интересный рассказчик, поэтому и разговор наш получился занимательным. А насыщенная событиями биография моей собеседницы и вовсе сделала её рассказ увлекательным путешествием в прошлое.

— Родилась я в деревне Марково Дорогобужского района Смоленской области. Помню, как впервые пришла в школу. Точнее, в школу меня привела соседская девочка, но меня не было в списках, так как мне всего было шесть лет, — рассказывает Тамара Яковлевна. — Учительница поочерёдно называла фамилии учеников и те становились в шеренгу. А когда все на фамилии отозвались, то я осталась одна. Стою и плачу. Учительница Татьяна Ефимовна спросила меня: «Девочка, ты откуда, как твоя фамилия?». Я ответила, что я из деревни Марково, фамилия моя — Козлова, а мой папа — Козлов Яков Герасимович. Учительница, выслушав, сказала, что мне ещё рано в школу. А я ей ответила, что очень хочу учиться. Так вот меня и оставили в школе, чтобы посмотреть, как у меня с учёбой получится. И только после первой четверти мою фамилию внесли в учительский журнал.

Школа находилась в другой деревне — в трёх километрах. Зимой приходилось вставать ещё затемно и в сумерках добираться до школы. Мама будила, а мне так спать хотелось, а она: «Сама пошла, никто не заставлял. Вот и ходи!»

Училась я с удовольствием и, как правило, большинство ребят в классе у меня списывали. Недавно поздравляла с юбилеем бывшего одноклассника — полковника МВД, в разговоре вспомнили и тот факт, как он у меня списывал задачки и контрольные.

В 1960 году отлично окончила семилетку, после чего продолжила учиться в средней школе №2 в городе Сафоново, которую успешно окончила в 1963 году.

После школы мы с подружкой хотели поступать на физмат в институт в Смоленске, но брат сказал: «Раз у тебя такая дружба с математикой, то поступай-ка ты лучше в Минск на экономический, это сейчас очень актуально».

Вот мы с подружкой и подали документы в Белорусский государственный институт народного хозяйства имени В.В Куйбышева, успешно сдали экзамены и стали студентками, я — планово-экономического факультета, а подруга — учётно-экономического. А ведь на вступительных экзаменах конкурс был — 12 человек на место!
А потом было замужество и рождение на последнем курсе сына Андрея. Пришлось совмещать учёбу с воспитанием сыночка, а это было нелегко. Спасибо маме за помощь и поддержку, — говорит Тамара Яковлевна.

Параллельно с экономическим образованием, Тамара получила специальность «Медицинская сестра гражданской обороны» и не раз в жизни применила столь ценные знания на практике.

По окончании института получила свободное распределение и перебралась поближе к родителям в Сафоново, где по специальности «экономист» устроилась работать на завод «Теплоконтроль», который молодому специалисту предстояло перевести на хозрасчёт, а после и все цеха завода — литейный, механический, гальванический, сборочный — на межцеховой хозрасчёт. Работать было очень интересно, но и большая ответственность лежала на молодом сотруднике.

Через год получила от предприятия однокомнатную благоустроенную квартиру, в которую въехала с сыном; к тому времени с мужем Тамара рассталась.

Свободное от работы время посвящала сыну и чтению. Как раз тогда увлеклась творчеством Юрия Рытхэу. Прочитала его роман «Сон в начале тумана», и так захотелось в те края, которые описывал автор.
У начальника штамповочно-заготовительного цеха брат жил и работал в Магадане. Так вот начальник цеха написал брату, что «есть такая, которая хочет в те края». С этого письма и начался новый этап жизни Тамары.

Личный листок по учёту кадров отправили в Магадан, затем был вызов. Месяц ушёл на проверку по линии МВД, и в конце августа 1972 года она уже летела на ИЛ-18 в Магадан. Сына на время оставила с сестрой в Солнцево. Сойдя с трапа самолёта, Тамара ожидала увидеть тундру, а увидела — лес, сопки и почувствовала чудесный запах хвои. Воздух был такой, аж голова кружилась.

— В тот год под Москвой горели торфяники, и вся Москва была в дыму, — продолжает Тамара Яковлевна. — Поэтому первое время на новом месте я не могла надышаться чистейшим чудодейственным воздухом. А ещё начало семидесятых запомнилось тем, что за продуктами приходилось ездить в Москву. А в Магадане зашла в гастроном, увидела прилавки, полные продуктов, и сказала себе: «Томочка, это твой город!» Так оно и было. Я прожила в Магадане тридцать счастливых лет.

Работала экономистом, старшим экономистом, начальником планово-экономического отдела на разных предприятиях города. Здесь встретила своего второго мужа, Игоря Владимировича Семёнова, который в то время работал начальником турбинного цеха на предприятии по ремонту электростанций. С ним я счастливо прожила 41 год.

В Магадане активно занималась общественной деятельностью, не раз отстаивала спортивную честь предприятия в лыжных соревнованиях, девять лет была народным заседателем городского суда, заместителем председателя профсоюза.

После насыщенных трудовых будней, практически каждые выходные выезжала в посёлок Снежная Долина, где на белоснежных равнинах в одном купальнике с середины февраля по май с удовольствием вставала на лыжи, а за время прохождения лыжной дистанции, помимо удовольствия, прилива сил и укрепления здоровья, бонусом получала исключительный, магаданский, загар. И когда в мае собралась в отпуск на родину, то в аэропорту на вопрос прохожих: «Вы с юга?», с гордостью отвечала: «Нет, с севера!»

Наступили сложные 90-е годы. Зарплату мужу не выплачивали, к тому времени я была уже на пенсии. Знакомые художники предложили стать смотрителем в городской художественной галерее. В то время Магадан был высококультурным городом с музыкально-драматическим театром, филармонией, скульпторами, художниками. Творческая жизнь била ключом.

А потом случилось то, что в корне перевернуло жизнь многих жителей большой страны под названием СССР. Союз растащили на отдельные республики. И вместе с этим ушли стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

После распада СССР мы переселились в Осташков. И здесь началась другая жизнь — общественная. После того, как одним росчерком пера в шесть раз была увеличена стоимость содержания жилья, то мне, как экономисту, стало не по себе. Выяснив незаконность действий администрации, интересы граждан пришлось отстаивать в суде. Несколько судебных заседаний, кассационный суд — и тариф за содержание вернулся в прежнее русло. Но это было — полдела. Нужно было добиться возврата населению переплаты, а это порядка 80 миллионов рублей. Удалось и это сделать! Не без помощи генпрокуратуры.

После этого жители города выразили мне доверие и избрали сначала депутатом Собрания депутатов, а позже и Совета депутатов. За время жизни в Магадане я заработала звание ветерана труда Магаданской области, ветерана труда РФ, была награждена орденом «Знак почёта». В Осташкове заслужила благодарность жителей, для которых и вместе с которыми отстаивала право на достойную жизнь.

Действительно, в Осташкове Тамара Яковлевна тоже потрудилась на славу — детские площадки, скамейки для отдыха, что были установлены, благодаря её хлопотам, до сих пор радуют жителей города. Многим она запомнилась и как депутат, который слову предпочитал дело, наводя порядок на вверенной ей территории.

После беседы Тамара Яковлевна провела для меня небольшую экскурсию по квартире — в каждой комнате, в прихожей и даже на кухне висят картины. Живопись — любовь всей жизни Тамары Семёновой.

Среди первых, что представила, оказались работы магаданских художников. Таких работ немало и все они отображают неповторимые пейзажи Магадана. Абсолютное большинство этих картин были доставлены грузовым контейнером, вместе с мебелью и бытовой техникой при переезде в Осташков.

Почётные места занимают и работы осташковских художников. Часть из них была подарена на один из юбилеев Галиной Смелко, Александром Кирьяновым, Александром Зазыновым, Юрием Поляковым. С полсотни картин привносят уют и красоту в дом Семёновой.

Эта удивительная женщина с юных лет любит живопись, дружила и сотрудничала с магаданскими художниками, которые приезжали к ней в гости на Селигер и здесь, в краю лесов и озёр, создавали замечательные произведения. Она вошла в круг осташковских художников, чьи картины отдают тепло её дому.

А ещё Тамару Яковлевну согревает большая семья. Единственный сын Андрей подарил маме троих внуков — Марию, Якова и Даниила, а внучка Машенька осчастливила бабушку двумя правнуками — Тимофеем и Дмитрием. Юбиляр с нежностью отзывается о каждом члене семьи — о тех, кто рядом и о тех, кого уже нет с ней.

Жизнь такова, что периодически бьёт по самому больному и приходится принимать удары — в 2015 году Тамара Яковлевна овдовела, а несколько месяцев назад, летом, трагически погиб внук Яков, которому всего-то было 26 лет. Боль от утраты остро отзывается в сердце бабушки.

Сейчас Тамара Яковлевна живёт в квартире с кошкой Дымкой и мечтает перебраться поближе к сыну. Она по-прежнему следит за порядком во дворе, даже умудряется с соседом подниматься на крышу и убирать опавшие с деревьев листья, чтобы те не засоряли водостоки. Ей всё так же хочется комфорта не только для себя, но и для окружающих.

Желаем этой неутомимой, энергичной женщине крепкого здоровья, счастья, мирного неба над головой. А ещё пожелаем, чтобы родные, как можно дольше, окружали её заботой и теплом, которые Тамара Яковлевна отдавала людям на протяжении своей удивительной жизни.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий