Скажи мне раньше, что буду слагать дифирамбы в честь мусорного контейнера… Обыкновенного, выкрашенного в грязновато-зеленый цвет, коих на улицах Осташкова множество – ни за что бы не поверила. Но… Вот куда, как говорится, деваться, если именно он, во всех отношениях непрезентабельный, кардинально изменил мое восприятие города?

В последние годы в Осташков приезжаю, можно сказать, регулярно. И каждый раз, въезжая в город, впадала в полнейший ступор: ну, кому пришло в голову встречать гостей царь-горой из бытовых отходов? Согласитесь: все равно, что пригласить незнакомых людей в дом, а там…Только что ужи не ползают! Этот способ сбора ТБО я, было, причислила к местным привычкам, отучить от которых практически невозможно. И вот теперь — нет тебе ни мусорной царь-горы на въезде, ни диванов чуть ли не на каждом уличном углу, выброшенных за ненадобностью осташами. А стоят, как мне представляется, в соответствии с нормами СанПина (а проще сказать – в шаговой доступности), вот эти самые контейнеры, которые не портят своим видом городской пейзаж и фактически стали индикатором активно создаваемой здесь комфортной для проживания среды.

О комфортной среде мы поговорим чуть позже, а пока позволю себе еще несколько слов о мусорной реформе, которая несколько лет назад была объявлена повсеместно. Но, честно сказать, мое отношение к ней до недавней поездки в Осташков было, как к очередному инструменту по отъему денег у населения. В соседнем городе, где я живу, с ее приходом практически ничего не изменилось: переполненные контейнеры, груды хлама вокруг них. А если взять во внимание нашу местную «особенность» определять под площадки для сбора мусора остановки, на которых народ ожидает общественный транспорт… Так вот, пробыв в Осташкове три дня кряду, не увидела ни одного переполненного бака или сдвинутой набекрень крышки на нем. Ни одного оставленного пакета с мусором рядом. А мы на этот раз буквально исходили город вдоль и поперек, причем, в разное время суток. Найдется, думаю, скептик, который непременно захочет мне возразить. Дескать, слишком идеальную картину нарисовала, а мне просто повезло увидеть город именно в эти дни. Возможно, что и аргументы тоже сыщутся, как, например, все еще нахально торчащий из зарослей старый диван, кажется, в Осташковском переулке…

Конечно, не все еще идеально, да и вряд ли так будет. Но я не об этом. Я об атмосфере порядка, которая уже создана и поддерживается не только сотрудниками соответствующих организаций (честь им и хвала!), но и самими горожанами. Согласитесь, когда вы утром, выходя из дома, видите, что тротуар подметен, а в урну заправлен свежий пакет, то настроение заметно улучшается и фантик от конфеты уже даже машинально не кинешь в ближайший куст. Понимаешь, что это не просто признаки определенного порядка, это — уважение к тебе. Так вот, подчеркиваю: я об атмосфере. Мне лично она напомнила маленький Плес, что в Ивановской области. Пока, конечно, как говорят в Одессе, Осташков и зацелованный туристами Плес – это две большие разницы, но вот идешь по скверику вдоль Селигера и непременно хочется присесть на скамеечку, полюбоваться на фланирующие по озерной глади лодки и катера, на уточек, что непугаными растут в прибрежной осоке. Тихо, спокойно, чисто. А главное – душевно.

В эти дни мы много гуляли, как бы я это сказала, по старому Осташкову. Мне хотелось разглядеть, откуда пошел город. И оказалось, что именно с этих территорий фактически и началось создание комфортной среды, о которой сейчас так много говорят и рапортуют. Это и понятно – очередная новомодная программа, на реализацию которой государство щедро отламывает куски из бюджета. Здесь, в Осташкове, я увидела, каким мощным механизмом она может быть на самом деле, если к казенным рублям относиться по-хозяйски рачительно. Улица Евстафьевская, как широкий проспект, старинные дома пообочь – страницы истории, одна интересней другой. А внутри – атмосферная зона отдыха. Качель, далее – скамеечки, а вот шахматный столик, за которым мама и дочка увлеченно передвигают фигурки. Моему пятилетнему внуку здесь точно понравилось бы. И мне досадно, что в его памяти не будет вот такой картинки из детства, которая навсегда могла бы связать его душу с родным городом. Да что досадно – больно… Недавно я решила проверить, как он ориентируется в городском пространстве и вот, что услышала:

— Мы едем, едем по дороге к нашему дому… Ямка, опять ямка. Папа ругается. А во дворе качелька. Одна. Сломанная…

И это тоже действительность, которая формирует и человека, и отношение к месту, где он живет. Но вернемся к Осташкову, на ту самую улицу, о которой речь шла выше. Язык не поворачивается сказать, что старинная застройка портит картину своим сегодняшним состоянием. Да, многие здания находятся в плачевном состоянии, хотя по-прежнему вызывают интерес. Их бы спасти. Для будущих поколений, для того, чтобы они смогли узнавать историю города не по фотографиям и картинкам, а как сейчас, «читать» ее, переходя от дома к дому. Возможно, что придет время, когда у государства найдутся средства для их спасения, ведь не случайно же чуть ли не каждое здание тут и сейчас находится под его защитой. Но когда это случится? Вопрос риторический и он уже явно запаздывает для Осташкова, который, как я читала, набирает и набирает обороты, как туристический город. И ему очень бы не помешал опыт турецкой Антальи, где строения, с которых «есть пошел» город, выкупаются у населения и консервируются для сохранения.

Набережная Селигера – еще одна территория, которой коснулась госпрограмма по созданию комфортной среды. По-моему, здесь тоже получилось достичь задуманного. Широкая, в ровном асфальтовом покрытии – и велосипедисты стайкой пролетают, и на самокатах, роликах детишки мчатся. При этом места хватает и тем, кто просто вышел погулять, и тем, кто за здоровый образ жизни: одни шагают со скандинавскими палками в руках, другие – закидывают удочку с парапета. Жаль, что соревнований по игре в рюхи в этот вечер не было. Игровое поле, как и тренажерные, детские площадки — по сухопутному контуру набережной, что значительно увеличивает и интерес к этой территории, и ее возможности. Два часа между прибытием и отправлением ретро-поезда «Селигер» в августе мы провели с внуком именно здесь. И, знаете, эмоций ему хватило не только на весь обратный путь, которыми он, не умолкая, делился с попутчиками в вагоне. Он еще и друзей из детского сада сумел «подсадить» на мечту всем вместе на самокатах погонять по набережной, кто быстрей!..

Несомненно, городская среда в Осташкове становится по-настоящему комфортной. И в подтверждение своих слов могу привести еще примеры, как преобразовываются другие территории, которые еще совсем недавно лишь отдаленно напоминали парки и скверы. Там работы еще много, но она непременно будет выполнена. Ведь, как известно, труден первый шаг, а их, этих шагов, сделано местной властью и горожанами много. При этом главным из них я по-прежнему считаю… Конечно же, чистоту. Любой порядок в доме начинается с метлы.

Тамара Водичева, член Союза журналистов России

Добавить комментарий