«Без праведника» — ответ правильный, но риторический. А вот практический таков: город потеряет свой статус, если в нем будет ликвидирована акушерская служба.

«В память Елизаветы Бенардаки»

Из скупых сведений о 223-летней истории здравоохранения в Осташкове мы узнаем, что в последней трети XIX века, помимо шести врачей и семи фельдшеров, на службе земства находились две акушерки. А коренной переворот в деле оказания помощи роженицам и младенцам произошел 120 лет назад – в 1903 году. На территории городской больницы был выстроен родильный приют – деревянное здание на четыре палаты. Средства в размере 4000 рублей на его постройку были выделены Марией Константиновной Ребиндер – в память покойной матери Елизаветы Ивановны Бенардаки.

Как мы уже знаем из прежних публикаций об этих семействах, обе дамы были вовлечены в обширную благотворительную деятельность. Елизавета Ивановна и при жизни проявляла деятельную заботу о девицах и женщинах: возглавляла попечительские советы, заботилась о приданом неимущих девушек и обучении их полезному ремеслу. И Мария Константиновна, будучи душеприказчицей матери, также направляла завещанные средства на образование и улучшение качества жизни женского пола. Отсюда – пожертвование на открытие женской прогимназии в Осташкове в сумме 50 тысяч рублей и строительство отдельного помещения для родовспоможения.

Осташковская школа акушерства

Не имея достаточных известий о первых докторах и акушерках, сошлемся на воспоминания старейших акушерок Тамары Максимовны Кокоулиной и Зои Афанасьевны Цыгановой об их предшественницах и коллегах.

«Я застала еще знаменитую Капитолину Георгиевну Воскресенскую, которая передавала нам традиции русской акушерской школы. Помню по именам моих наставниц: Евдокию Георгиевну Андрееву, Марию Николаевну Малеину, Анну Ильиничну Конькову – высокую, статную; все очень достойные женщины, преданные своему делу. Софья Георгиевна Арсеньева была главной акушеркой, в 1967 году она свой пост передала Зое Афанасьевне Цыгановой» (Т.М. Кокоулина).

«В июле 1960 года я приехала на работу акушеркой по распределению в Осташковскую ЦРБ; здесь проходила практику в родильном отделении, обучаясь в Вышневолоцком медучилище. Начала самостоятельную работу в Жуковском фельдшерско-акушерском пункте, где были две койки для родов; до этого в деревне находилась участковая больница. Женщины рожали здесь, так как до города было 35 километров по бездорожью.

В 1962 году перешла в родильное отделение города. Отделение в то время находилось в приспособленном крыле основного корпуса больницы. Это были три палаты на 25 коек, предродовая палата и родовая. В то время работали два врача – Евгения Павловна Бурина и Ким Николаевич Кучеренко, шесть опытных акушерок: Софья Георгиевна Арсеньева, Анна Ивановна Конькова, Мария Николаевна Малинина, Евдокия Григорьевна Андреева, Вера Ивановна Дуркова и Тамара Максимовна Кокоулина. Для новорожденных детей была отведена самая светлая большая палата, где за детками ухаживали медсестры Елизавета Ивановна Алехова, Галина Алексеевна Евдокимова, Валентина Георгиевна Петрова и Анна Михайловна Варганова. В 1963 году пришла в родильное отделение акушерка Антонина Анатольевна Архипова.

Родов в те годы было много — по 300, а иногда 450-500 в год. Женская консультация находилась в городской поликлинике, где работали три акушерки: Августа Григорьевна Иванова, Зинаида Леонидовна Андреева и Валентина Петровна Моисеева. Когда открылась поликлиника кожевенного завода, то там тоже была наша служба; женщин обслуживали Галина Соловьева и Эмма Петровна Колобухина.

Коллектив родильного отделения Осташковской ЦРБ (1980-е)

Конечно, условия в родильном отделении не отвечали санитарным требованиям; было тесно. Но справлялись; принимали не только женщин из Осташковского, но и из соседних районов. В марте 1963 года наше отделение перевели в отремонтированное здание на территории больницы (сейчас там располагается комплексный центр социальной помощи). Нашей радости не было предела: шесть светлых просторных палат, детская, процедурная, столовая, автоклавная, душ… После тесноты – такой восторг! Бывало, что одномоментно в отделении находилось по 35-37 женщин. Если в детской было 15 детей, то считалось, что это мало; как правило, в кроватках сопели 20-25 малышей.

В 1966 году Евгению Павловну Бурину перевели в Калинин (она много лет трудилась в облздравотделе, была заместителем заведующего по лечебной работе), заведование отделением перешло к Лидии Яковлевне Хмелевской. В шестидесятые-семидесятые годы через осташковскую акушерско-гинекологическую службу прошли многие доктора: Галина Петровна Романова (впоследствии главврач роддома №5 Твери), Любовь Петровна Тимохина (возглавила роддом Вышнего Волочка), Светлана Николаевна Мешкова, Светлана Алексеевна Михеева, Галина Петровна Бажукова. В те же годы приехала Галина Васильевна Егорова, впоследствии много лет возглавлявшая акушерско-гинекологическую службу Осташковского района.

Работящий, стабильный был коллектив; бессменным педиатром, наблюдающим новорожденных, была Людмила Петровна Петихина. Наши нянечки – Полина Мартыновна Ерина, Мария Дмитриевна Кудрявцева, Валентина Алексеевна Суворова, Тамара Алексеевна Антошилина, Антонина Николаевна Никитина, Мария Леонова — успевали навести порядок, помочь специалистам, поддержать мамочек. Много лет сестрой-хозяйкой работала Тамара Ефимовна Богданова.

В начале семидесятых прибывали новые кадры на замену уходящей на заслуженный отдых старой гвардии: Нина Николаевна Грачева, Людмила Александровна Скородумова, Галина Александровна Берфина, Вера Александровна Веселова. Позднее коллектив акушерской службы также пополнился за счет выпускниц медучилищ; это Елена Михайловна Дуркова, Любовь Николаевна Соколова, позднее – Светлана Кимовна Фомичева, Анна Васильевна Постникова. В 1992 году пришла на работу Валентина Юрьевна Лебедева. Перенимая опыт и лучшие традиции, работники родильного отделения отдавали все силы и знания своим пациенткам и новорожденным. Акушерки в ночные смены справлялись практически со всеми родами самостоятельно и лишь в экстренных случаях вызывали врача.

Акушерки Светлана Кимовна Фомичева
и Зоя Афанасьевна Цыганова (1980-е годы)

В 1976 году родильное отделение перевели во вновь построенное здание, хотя и приспособленное, но свободное, с множеством палат и служебных помещений. Приезжали новые врачи: Александр Геннадьевич Веселов, Владимир Евгеньевич Усачев, Галина Ивановна Лукашова, Ольга Николаевна Самохвалова; позднее Сергей Павлович Федотов, Наталья Николаевна Лебедева, Наталья Владимировна Пенская. Сегодня остался единственный врач акушер-гинеколог – Олеся Александровна Лозену Нана.

Хочется вспомнить врачей-педиатров, в разные годы наблюдавших наших новорожденных: это Людмила Зосимовна Страхова, Галина Ефимовна Погомий, Татьяна Викторовна Тихонова, Нина Александровна Петухова, Владимир Витальевич Макаревич. Много лет работал неонатологом Сергей Александрович Никитин, а теперь – врач от Бога Анна Алексеевна Васильева.

Со временем и помещение, и принципы работы стали меняться в соответствии с новыми требованиями. Была обустроена своя операционная, и акушерки освоили навыки операционных сестер при проведении кесарева сечения. Организованы палаты для совместного пребывания матери и новорожденного. При том, что у беременной женщины появлялось право выбора, где ей рожать (так называемый родовой сертификат), большинство наших землячек выбирали осташковский роддом. И очень много хороших воспоминаний и благодарностей от женщин хранят книги отзывов и наша память.

Мне, 45 лет отработавшей акушеркой родильного отделения, из них сорок – старшей, больно смотреть, как служба родовспоможения в нашем городе пришла в упадок – при всех имеющихся возможностях и прекрасном помещении. Мне очень жалко женщин, в особенности будущих мам, что им не оставили права выбора, и местом рождения их детей определили Тверь, что для многих это дополнительные траты и волнения. О какой демографии может идти речь?!» (З.А. Цыганова).

Акушерский компромисс

5 мая, в профессиональный праздник – День акушерки, мы встретились с Зоей Афанасьевной Цыгановой и ее преемницей Светланой Кимовной Фомичевой, которая уже 25 лет из отработанных в роддоме сорока занимает пост старшей акушерки.

Только вот в юбилейный, 120-й год своего существования родильное отделение Осташковской ЦРБ было ликвидировано.

Впрочем, не все так однозначно…

Не без волнения (как и любая женщина, услышавшая здесь первый крик своего дитяти) поднимаюсь на второй этаж. Все по-прежнему, кроме, пожалуй, какой-то ослепительной чистоты – и пустоты… Меня встречают заведующая отделением Олеся Лозену Нана и уже знакомая Светлана Фомичева. День хоть и воскресный, а уже с утра несколько экстренных обращений: такая служба! Но вот помощь женщинам оказана, и медики уделяют немного времени для прояснения ситуации и маленькой экскурсии по отделению. Оно теперь называется гинекологическим.

— В решении о закрытии родильного отделения, которое очень расстроило и нас, и вызвало много слухов в Осташкове, не стоит искать местную инициативу или чьи-то недоработки. Это федеральная программа, направленная на оптимизацию системы здравоохранения, и в частности, родовспоможения. Цель – экономия ресурсов, а также причина кроется в нехватке специалистов. Смысл заключается в том, что роженицы, в зависимости от течения беременности и состояния здоровья, направляются в областные учреждения: роддомы №1 и №5, или перинатальный центр.

— В Осташкове все же удалось сохранить акушерскую службу первого уровня на базе гинекологического отделения с 15 койками и ургентным залом, то есть с возможностью принимать экстренные роды, в том числе посредством кесарева сечения. Это безусловная заслуга исполняющей обязанности главного врача ЦРБ Ларисы Васильевны Резниковой, которая смогла убедить региональное ведомство в насущной необходимости такого межрайонного лечебного учреждения в нашем городе, — так объяснила Олеся Александровна новый статус старого роддома. – Здесь пролечиваем женщин с хроническими и острыми заболеваниями, а также проводим мероприятия по сохранению беременности до 22 недель.

— С 2020 года, когда началась реформа с направлением рожениц в областной центр, у нас резко упало число родов: со 108 в 2019-м, до 10 – в 2022-м. А уже за четыре месяца текущего года было десять случаев, и каждый из них — это спасенные жизни женщин и младенцев, четыре из которых – кесарево сечение, — дополняет Светлана Кимовна.

Трудно представить последствия, если бы не удалось отстоять компромиссный вариант для акушерско-гинекологической службы и потерять контингент опытных акушерок, способных ассистировать на операциях!

Врач акушер-гинеколог Олеся Александровна Лозену Нана

— Если в период внедрения родовых сертификатов будущие мамы получили выбор, где наблюдаться и рожать, то теперь такое право у них резко ограничивается. А ведь немало тех, кому удобнее и спокойнее было бы рожать в своем роддоме. В основном, это мамочки больших семейств или с материальными проблемами. Какие аргументы находите?

— Мы стараемся очень внимательно подходить к каждому случаю – как в медицинском, так и в социальном плане. Не настаиваем на досрочной госпитализации без особых показаний. Если у семьи нет возможностей доставить роженицу в Тверь и привезти назад уже с новорожденным, договариваемся с соцзащитой. А время пребывания после родов теперь три дня – вне зависимости от нахождения учреждения.

— И все-таки, даже не вдаваясь в детали экстренных родов последних месяцев, позволю предположить: женщины до последнего не вызывали скорую, рискуя здоровьем своим и ребенка. Все ли предусмотрено?

— Конечно, отдаленность Осташкова, а тем более сельских территорий нашего округа, пеновских и селижаровских населенных пунктов, — это дополнительный риск в экстренной помощи, какой является помощь в родах. Ведь даже санавиация не всегда сможет оперативно прибыть. Поэтому снова и снова беседуем с женщинами о важности своевременного прибытия в роддом. Даже приходится продумывать состояние дороги до населенного пункта: на уровне администрации округа приходилось решать вопрос о грейдировании до местожительства роженицы.

— Наконец, о сохранении жизни в самом ее зарождении. Некоторое время назад мы в газете рассказывали, как совместно работают врач-акушер, священник, психолог, чтобы снизить число абортов. Есть результат?

— Есть, и наше отделение успешно работает в этом направлении. И отец Дмитрий, и психолог Татьяна Валентиновна, и я – аргументированно и деликатно стараемся разговаривать с женщинами, предлагаем пути поиска поддержки, если нежелательная беременность произошла, но есть шанс её сохранить. Или не допускать, что сейчас совершенно доступно и необременительно.

В конце беседы мы прошли по палатам и кабинетам. Прекрасное оборудование (два аппарата УЗИ в стационаре и один в женской консультации), операционная, родовая палата – все с иголочки. Вот только детская… Она пуста. Как пусты и компактные палаты «мать-дитя».

Но Осташков пока город. Пока.

Наталья Николаева

Добавить комментарий