Этим материалом мы завершаем цикл статей, посвященных народным инициативам граждан Осташкова.
«Как будто какой-то Любек»
Уже в первой трети XIX века по Российской империи пошла слава об Осташкове как о передовом городе. Даже критично настроенные личности относительно уклада и образцовых нововведений не могли этого не отметить. Так, приехавший в 1861 году в Осташков литератор Василий Слепцов с целью разоблачения сусальной репутации «образца городского устройства», не мог не заметить сильное отличие горожан от их соседей по губернии: грамотность, стремление даже небогатых осташей к красоте, распространение искусств (театр, музыка, обилие художников), технические новинки. Один из героев «Писем об Осташкове», «значительное лицо», довольно скептически дававший характеристики городским новинкам, проговаривается: «Да вот хоть бы наш Осташков. Что такое? Вдруг где-то там, в захолустье, на болоте, стоит уездный городишко, растет, богатеет, заводит у себя свою пожарную команду, банк!.. Понимаете? — банк! Ведь это что такое? Театр!.. Библиотеку для чтения!.. А? Ну, где это видано? Наконец, живет самостоятельно, как будто там какой-нибудь Любек, что ли….».
Любек, заметим, — один из трех ганзейских независимых городов, имевший с 1226 года политическую самостоятельность.
В прежде опубликованных статьях по этой теме мы уже говорили о традициях и нравах, религиозности осташей, трудолюбии, предприимчивости и стремлении следовать передовым веяниям в образовании, развлечениях, моде.
В восемнадцатом веке складывается понятие «городское общество», которое сообща решало принципиальные вопросы. Каким бы ни был незначительным капитал купцов, составлявших костяк общества, однако они уже чувствовали себя хозяевами не только своего бизнеса, но и родного города. Сегодняшним языком говоря, средний класс! Да и простой обыватель-осташ называл себя гражданином, а не митькой, прошкой…
Рассказывая о таком уникальном явлении для уездных городов как Общественный банк, мы отмечали, что основной целью кредитного учреждения было, прежде всего, развитие местной промышленности и торговли. Но уже на первых порах в уставе были заложены и такие направления, как поддержание церквей и священнослужителей, поминовение погибших в воинах осташей. Некоторые состоятельные граждане определяли направление доходов от размещенных капиталов в пользу беднейших горожан (уплату податей). Граждане города были уравнены в правах приносить в заклад драгоценности и получении ссуд.
На средства банка был построен Дом благотворительных заведений, в нем бесплатно помещались богадельня, два приходских и девичье училище.
«Семья детей»
Стоит особо сказать о взаимоотношении внутри городского сообщества и традициях благотворительности.
Василий Покровский, описывая нравы и обычаи осташей в исследовании 1880 года, отмечает такую черту: «…все [гости] одинаково пользуются вниманием хозяина; и из гостей никто ни к кому не показывает пренебрежения. Обычай этот сохранился от глубокой старины, <…> редко где можно встретить такое общение между различными слоями общества, какое еще существует в Осташкове».
Славься, город наш родной!
Славься не своим богатством,
Не торговлею своей,
А любовью, крепким братством
Ты своей семьи детей.
Единожды подвергнутые всероссийской критике за пренебрежение в отношении подкинутых младенцев (Опекунский Совет Императорского Воспитательного дома, узнав об этом, разослал 3 декабря 1771 года по всем городам империи объявление, в котором распубликовал обнаружившиеся в Осташкове негуманные факты), осташи были уязвлены и выводы сделали. И впредь городское общество немало потрудилось на ниве благотворительности, начиная с открытия воспитательного дома и богаделен.
«В 1776 году были открыты в наемных, обывательских домах богадельни мужская и женская, для призрения неимущих и престарелых граждан. В первое время призреваемые получали пропитание от доброхотных дателей; одеждою же, бельем и обувью снабжало их городское общество», — читаем мы в «Историко-статистическом описании города Осташкова».
Впоследствии для учреждений строились добротные здания: помимо Дома благотворительных заведений (1857), Дом милосердия советника коммерции Ф.К. Савина (1893), Лариков приют (1891), предоставлялись состоятельными гражданами или у них приобретались. Ревностно относились к своим обязанностям попечители из числа самых уважаемых и состоятельных граждан Осташкова.
Посетивший в 1861 году Дом благотворительных заведений писатель Слепцов в нелицеприятных эпитетах описывает обстановку в них. Причем, не грязь, не убогость отмечает литератор-обличитель, а … вышколенность персонала, почти воинскую дисциплину. Ну, воля ваша, Василий Алексеевич! Добро пожаловать для сравнения в ведомство господина Земляники, что у собрата по перу Гоголя упомянуто…
Особый вклад в развитии благотворительности в Осташкове внесло семейство фабрикантов Савиных. Сохранились подробные отчеты, а также воспоминания Прасковьи Ивановны Орловой-Савиной. В современном исследовании Александра Бушкова «Русский Ротшильд, или Господа были хорошие…» о становлении и развитии благотворительности в России было приятно прочитать очерк об осташковских меценатах: маленький Осташков опять впереди (почти!) планеты всей!
В 1895 году было официально создано Осташковское Благотворительное общество. Помимо различных случаев благотворительности и выдачи пособий обращавшимся за помощью лицам, основным делом была организация бесплатной народной столовой.
Любопытно, что находим и такой вид помощи, как лечение мастерового на старорусских минеральных водах. Источники пополнения фонда помощи были различными: членские взносы учредителей, пожертвования частных лиц и обществ, проценты с капиталов по завещанию, а также доходы от беспроигрышной лотереи, кружечный сбор, сборы от благотворительных спектаклей (самый большой сбор к концу XIX века составил 173 рубля 28 копеек), и прочие.
Сердобольные
Отдельно хочется рассказать о милосердии горожан, которое проявлялось в лихие годины войн и пожаров.
Осташковское общество в XIX веке было очень чувствительно к потребностям воинов – защитников Отечества. Во время Отечественной войны 1812 года было пожертвовано на потребности армии 20000 рублей и плюс еще 5000 рублей – на крупу. Но не менее милосердно отнеслось и к поверженным врагам: пленным солдатам французской армии была пожертвована крепкая обувь и теплая одежда, больных лечили, приносили им питательную и легкую пищу, навещали в лазаретах.
Столь же неравнодушно принимали участие жители Осташкова и уезда в формировании войска и его снабжении в период Крымской и Русско-турецкой войн.
В 1904 году по случаю возникновения военных действий на Дальнем Востоке между Россией и Японией Осташковской городской управой и другими учреждениями в городе открыта добровольная подписка пожертвований в пользу увечных и раненых соотечественников и их семейств, давшая за полтора месяца 1904 года более 1000 рублей. Была выделена помощь из городской казны. Кроме того, образован Дамский кружок по изготовлению разных вещей для раненых и больных воинов. С той же целью устраивались спектакли. Учащиеся учебных заведений жертвовали по добровольной подписке, а педагоги отчислили на усиление флота и другие военные надобности по два процента от получаемого содержания.
Столь же активно, особенно в первые годы, осташи старались помочь воинам и жертвам Первой мировой войны. С самого первого дня войны в Осташкове осуществлялся сбор пожертвований в пользу больных и раненых воинов и их семей. Труппа местного театра ставила также спектакли, доходы от которых шли на благотворительные цели.
Не оставались равнодушными граждане Осташкова к пострадавшим от пожаров. Особенно страшным был пожар в июне 1868 года, который уничтожил 200 домов, 60 лавок, 30 других заведений. Сильный ущерб нанесен Знаменскому монастырю: сгорели кельи, пострадала Вознесенская церковь. «Тяжко было положение погоревших. Беднейшие из них, не имея ни хлеба, ни одежды, ни приюта, рады были приютиться на ночное время в банях, а многие ночевали под открытым небом. Рука помощи, впрочем, не замедлила раскрыться для бедствующих», — находим такие свидетельства последствий огненной стихии.
Гласные Думы распорядились в срочном порядке выделить из Общественного банка погорельцам 5000 рублей на покупку самого необходимого – одежды, обуви, нужных для работы инструментов. Нуждающиеся в дневном пропитании бесплатно получали муку из общественного хлебного магазина. Была открыта подписка в пользу пострадавших от пожара.
Кроме того, Дума ходатайствовала о пособии погоревшим из суммы Комиссии, учрежденной для вспомоществования пострадавших от неурожая, состоявшей под председательством государя наследника. И такое ходатайство было уважено. К 10 000 рублей, выделенных Осташкову из средств Комиссии, прибавились 11 661 рубль отпущенных банком и собранных в виде пожертвований. Эти деньги и поступили в виде пособия пострадавшим, по распределению особо учрежденной из граждан комиссии. Благодаря этому, как пишет Покровский, следы опустошения скоро стали понемногу изглаживаться.
Не оставлен был без помощи и погоревший монастырь. Настоятельница с сестрами устроилась временно в Доме благотворительных заведений. Всем необходимым на первое время снабдила их Прасковья Ивановна Орлова-Савина. Она же много содействовала успеху подписки в пользу монастыря в Москве и Санкт-Петербурге. Уже к концу 1868 года были построены помещения взамен сгоревших, а вскоре и строительство зимней части церкви началось; как мы помним, это был первый большой труд известного строителя Ивана Николаевича Суравкова.
В завершении рассказов о том, что способствовало успешному развитию Осташкова в предыдущие века, благодаря чему он стал известен всей России, следует заметить: и сегодня мы можем и должны гордиться нашими земляками, теми, кто стремиться привнести часть своих умений, талантов, материальных ресурсов, свободного времени, труда для общественной пользы, для родного края и своих сограждан.
«Осташи неравнодушны к делам общественным. Факты минувшей жизни Осташкова показывают, что предприятия, имевшие целью благо общественное, всегда находили у здешних граждан моральную и материальную поддержку…».
Наталья Николаева
На фото: лотерея в пользу раненых у Набережного сада. 1916 г. (из коллекции Осташковского исторического общества)