Из цикла «Незабытая родина»

15 лет назад началось возрождение практически заброшенной деревни Старые Поля Ждановского сельского поселения. Пётр Стонкус приобрёл участок земли, начал обустраиваться, позже привёз в деревню жену Марину и двоих детей — Евгения и Ивана. Со временем воздух Старых Полей разрезали голоса сыновей Бориса и Моисея.

Марина, Пётр с Моисеем, Борисом и домашними питомцами

Удивительно, но грунтовка до деревни в идеальном состоянии. Но пока едешь до места назначения, насладиться деревенским пейзажем не дадут заброшенные поля и практически ушедшие в землю дома-развалюхи, которые когда-то давно составляли большую деревню, и в которых кипела насыщенная, трудовая деревенская жизнь.

И вот я на месте. Навстречу ковыляет старичок Рико — пёс неопознанной породы. Что-то гумкает, встречая гостя, но, в силу возраста, гумканье это даётся ему с трудом. Следом, весело виляя хвостом, бежит самоед Рам. Он радостно повизгивает, ему всего полгода, потому и энергии — хоть отбавляй. Сначала треплю за ушко старичка, потом уделяю внимание самоеду.

В сопровождении четвероногих охранников направляюсь к дому, где меня встречают хозяева.

Марина приглашает пройти к столу, за которым и будет проходить наша беседа. Большой деревянный стол стоит на улице. Солнце приветливо светит, вокруг порхают бабочки, поют птицы. Над головой щебечут ласточки. Марина показывает гнездо пернатых, свитое прямо под крышей дома.

Прежде, чем начать разговор, осматриваюсь. Поражаюсь размерам участка.

— Всё началось с покупки земельного участка с домом, позже прикупили ещё один участок, позже ещё один. И все — рядом с нами, так как практически все дома в деревне брошены, — рассказывает Марина. — В Старых Полях проживают всего две семьи — мы да наша соседка. Ещё четыре дома оживают летом, когда в них поселяются дачники.

На трёх участках работы много, не один год уйдёт, чтобы облагородить, обиходить землю. Но у меня с мужем есть желание и силы сделать всё возможное, чтобы деревня жила, а земля вновь стала приносить урожай, чтобы каждый год цвели на участке яблони и груши. Вчера высадили на участок саженцы груш, выращенные из семечек понравившихся сортов.

— Вижу несколько теплиц и во всех что-то посажено. Чем балуете себя, какими культурами?

— Мы кормимся с огорода, поэтому сажаем всё необходимое для полноценного здорового питания. Выращиваем овощей много, чтобы хватило на год. В один год посадили почти тысячу корешков капусты. В другой год вырастили 150 килограммов зелёного лука. Лук на зелень сажаем до августа. Конечно, всё сами не съедаем, радуем плодами своего труда знакомых и друзей. Из яблок получается отличный уксус.

Помимо картофеля, огурцов, помидоров, выращиваем дыни, арбузы, каштановые тыквы для запекания, которые отлично заменяют картофель; разные виды пряностей.

В деревне в огромных количествах растёт иван-чай, который каждый год заготавливаем всей семьёй. Чай из душистой травы получается отменный. Пробовали несколько способов, но одна бабушка подсказала самый лучший. И уже который год пьём цельнолистовой ферментированный. И этот чай, действительно, самый лучший.

По просьбе знакомых заготавливаем ароматные веники для бани из донника, душицы, полыни. Повесишь такой веничек в бане, и водные процедуры будет сопровождать аромат душистых трав.

Вместе с соседями-дачниками занимаемся озеленением деревни. Без деревьев земля высыхает, ветер гуляет по деревне. Да и неуютно как-то. Одно время разоряли кабаны, подрывали заборы в поисках пищи, так мы теперь деревянные заборы не ставим, а сажаем живые из хвойных пород.

Возле теплицы стоят в горшках саженцы каштанов, ожидая своей очереди. Скоро начну высаживать по улице. Когда вырастут, начнут цвести, такая красота будет!

Но ведь её особо никто и не увидит.

— Ну и что? Деревню надо украшать. Она ведь есть, она — существует.
Семье досталось от прежних жителей деревни нехорошее наследство. Супруги разрабатывают землю не один год, и до сих пор откапывают кучи бытового мусора. Когда в деревне не было мусорного контейнера, люди бросали мусор за забор. Уже давно эти горы поросли травой, превратившись в зелёные валы.

Заходит разговор о сыновьях.

Старшие сыновья вылетели из родительского гнезда. Сын Евгений живёт в Сочи. Иван живёт и работает в Пеновском районе. Иван с детства увлекался техникой. Когда учился в шестом классе, самостоятельно отремонтировал стиральную машину, сам купил запчасти и наладил технику. Сейчас он мастерски ремонтирует машины и тракторы.

Клумба — творение Марины

Борис и Моисей находятся на семейном обучении. Посредством интернета получают задания и в течение года самостоятельно проходят школьную программу. На данный момент дети прикреплены к частной школе в Екатеринбурге. В школе они получили справку о зачислении, позже — о прохождении аттестации. Родители в полной мере взяли на себя обязанности по обучению сыновей.

Пётр по образованию — учитель истории. Одно время работал в школе. Марина окончила ветеринарный техникум. Как сама говорит, обучает сыновей на энтузиазме и по потребности.

Сначала искали уроки в интернете, но позже обратились к программе школы педагога Михаила Петровича Щетинина. Понравилась и программа советского и грузинского педагога Шалвы Александровича Амонашвили.

Мама делает упор на русский язык. В обучении помогают «сталинские» учебники, школьная программа в которых преподносится просто и доходчиво.

Обучение вне системы. Не заставлять ребёнка учиться, а найти программу, по которой он с удовольствием будет открывать для себя школьную науку. Такое возможно лишь на семейном обучении.

— У нас много единомышленников — родителей, у которых дети находятся на семейном обучении. Мы обмениваемся знаниями, делимся опытом. Одна мамочка жаловалась, что дочь не заставить весной учиться. Спрашивала совета, что делать в таком случае? На такой случай есть совет — окончить обучение в апреле, а май отдать ребёнку.

Мы в апреле отправили аттестацию и закончили обучение. Кому же захочется учиться в тёплом солнечном мае? Да, собственно, и времени до мая хватает на то, чтобы полностью пройти школьную программу за год.

В середине ноября, когда закончится огородно-заготовительный сезон, снова начну обучать сыновей школьным наукам.

Кстати, у Бориса — феноменальная память. Прочитав один раз стихотворение, он может его прочесть наизусть, — с гордостью говорит мама Марина.

Кто-то подумает, что дети оторваны от социума, не общаются со сверстниками. Подумает так и ошибётся.

Как-то родители прочитали в интернете про лагерь «Карельская застава», что в Карелии. В лагере этом дети без родителей и гаджетов, но с инструкторами, жили десять дней, осваивая разные ремёсла. Первым привезли в лагерь одного из сыновей — Ивана.

Моисей — помощник родителям

Оставили его, а сами поселились недалеко на те же десять дней в палатке в другом лагере, где проводились встречи друзей-мастеров. Время проводили интересно и занимательно, делились опытом в разных областях. Марина с Петром поделились опытом использования иван-чая. А также обучились фланкировке.

Во второй раз вместе с Иваном привезли в детский лагерь Бориса.
Страсть Бориса — рыбалка. Через это увлечение он научился читать, писать, увлёкся биологией и географией. В библиотеке брал много книг о рыбах и читал, читал, читал. Математика помогла узнать, сколько икринок откладывает судак, на какой глубине живут рыбы. Что касается географии — изучил реки России и какие в них водятся рыбы.

В доме отдыха, где помогает родителям по работе, прошлой зимой Борис работал егерем, также показывал туристам рыболовные места и помогал ставить жерлицы. И в подтверждение, что он не только подросток, но и удачливый рыболов, поймал щуку весом восемь килограммов.

Моисей помогает собирать травы для чая. Некоторое время назад братья разводили курочек и у каждой было имя. А ведь были времена, когда держали курочек в количестве семидесяти штук!

У мамы Марины — музыкальное образование, которое получила в музыкальной школе. Но тогда она ещё была Мариной Басовой. Кстати, она и сейчас носит фамилию не Стонкус, а Стонкене, как того требует литовское законодательство. У мужа Петра — литовские корни, сам же родился в Сибири. А с Мариной встретился, когда приехал в Осташков навестить сестру. Сама же Марина родом из Осташкова.

Помимо собак и ласточек в доме поселилась кошка Глуша. Назвали её так потому, что с рождения оказалась глухой. Потом семье подбросили кота, которого назвали Мышкин. Почему Мышкин? Чтобы закрепиться в доме, подкидыш начал рьяно ловить мышей, потому и назвали его Мышкин. Но, получив постоянную прописку, Мышкин мышей ловить перестал.

— Когда начинается день у людей, у которых такое большое хозяйство?

— Я встаю часа в три утра, чтобы встретить солнышко. Потом уделяю время себе, пока дети спят, гимнастику сделаю, книгу почитаю. Наша мама встаёт немного позже, — говорит Пётр.

— Нужно ответить себе на вопрос: «Для чего живут в деревне?» Жить надо в удовольствие, а не для того, чтобы умереть на грядках. Мне в удовольствие растить помидоры, а их в этом году высадила двести кустов. Нужно распределить работу так, чтобы не быть опустошённой к концу дня, а, наоборот, получить прилив сил. И с тысячью кочнами капусты, и с двумястами кустами помидоров такое, поверьте, возможно, — убеждена Марина.

— Во главу угла надо ставить свои потребности, и чтобы их реализация приносила удовольствие, радость. Вот мы сажаем в деревне деревья, и участки прикупали для того, чтобы посадить лес, разбить яблоневый сад. Сажаем также и краснокнижные деревья. Вокруг пожарного водоёма посадили липовую аллею. Если ты смотришь на год вперёд — ты сажаешь картошку. Если на десятилетия — деревья. А если на тысячу лет вперёд… Тут надо подумать, что посадить, — призадумался Пётр.

В этом году лоси объели молоденькие деревца яблонь, слив, сосен. Но Пётр и Марина, а также их сыновья не опускают руки, и вновь наполняют деревню зелёными насаждениями, получая, при этом хороший опыт, корректируя процесс и места посадки. Когда кабаны разоряли, приходилось по ночам дежурить, отпугивать непрошеных гостей.

Муж строит теплицы; ремонтирует, утепляет дом. Мнёт чай — а это процесс трудоёмкий и нужна физическая сила.

Зимой тоже не скучают — Пётр рисует, Марина шьёт, вышивает, вяжет. Дети много читают.

Борис читает книги Андрея Жвалевского и Евгения Пастернака. Братья любят фантастику, а также книги про животных, о войне, изучают историю Руси, планеты Земля. В числе любимых — Хроники тёмных времён Мишель Пейвер — фантастическое повествование о древних племенах, взаимодействующих с духами, природой. Любят Астрид Линдгрен, книги которой перечитывают по несколько раз; энциклопедии про рыб, птиц, животных.

Из продуктов мало чего покупают, им до следующего урожая хватает запасов. До нового года едят свои яблоки.

Хлеб пекут сами, заказывая в интернете биомуку с высоким содержанием клейковины и белка. Её производят из пшеницы, выращенной в хозяйстве фермера А.И. Шугурова. Мука богата витаминами B, E, клетчаткой, микроэлементами и аминокислотами.

У супругов в разных направлениях — планов громадьё. Помимо яблоневого сада, например, хотят завести пчёл, и чтобы мёд — колодный, настоящий, природный, произведённый пчёлами только из нектара цветов без подкормки сахарным сиропом. Азам пчеловодства когда-то учились у соседа.

Жизнь в Старых Полях тесно связана с животным миром. Как-то видели из окна, пробегающего по улице медведя. Повстречались с рысью, которая вышла на прогулку с детёнышами; любовались лисой; в пожарном водоёме живут бобры. Как-то пришли на пруд, а он зарос бредняком. Решили, что в следующий раз захватят инструмент да срежут древесный сорняк, чтобы не заполонил пруд, в котором купаются. В следующий раз пришли с топорами, а бобры уже выполнили работу и снова пруд стал чистым.

По всему участку развешаны скворечники и уже разливаются тоненькие голоса птенцов. На яблонях вьют гнёзда дрозды. Правда, приходится спасать от них клубнику.

Когда-то в этом доме, как в десятках ему подобных, кипела жизнь

А как-то осенью по ночам, спасаясь от медведя, в деревню на дымок из печей приходила медведица с детёнышами. Такое соседство с живой природой дорогого стоит.

— В 2003 году я приезжала в эти места за черникой и, обратив внимание на один из домов, подумала про себя, что хотела бы жить в этом доме и в этом месте. Мысль материальна! Выйдя замуж, приехала жить в Старые Поля и именно в этот дом.

Марина предлагает осмотреть подворье. Первыми на пути встречаются две брутальные клумбы для цветов. Из камня и цемента.

— Когда муж едет в город, спрашивает, что мне привезти. Я прошу мешок цемента.

Марина убеждена, что нестандартный подход к земледелию даёт положительный результат и облегчает работу. Фундамент теплицы сделан из глиночурки. Цемент и сухие дрова дают дополнительное тепло в теплице. Вместо деревянного забора — живой, мульчирование грядок – всё это реально работает на облегчение труда.

— Со временем это место нас приняло, мы его чувствуем. Это не объяснишь словами, это надо принять душой. Коренных жителей в деревне не осталось и теперь мы считаем себя таковыми. Когда-то грибы багажниками из леса возили, а теперь леса вырубили, не стало в почве влаги — и черники стало меньше, и грибов, поэтому наш долг — принять посильное участие в восстановлении лесов, по которым безжалостно прошёлся топор, чтобы оставить детям в наследство великое счастье жить в деревне со всем её великолепием.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий