Ничья земля и лес ничей…

В продолжении темы варварских вырубок лесов на территории Осташковского городского округа мы побывали в Ждановском сельском поселении. Этот рейд дополнил общую картину бедствий рядом любопытных обстоятельств.

В администрацию Ждановского сельского поселения мы снова прибыли в сопровождении депутата Осташковской городской Думы Михаила Симоненко. Ему как-то проще находить общий язык со своими коллегами – бывшими главами сельских поселений. А впрочем, возглавлявший до недавнего времени Жданово и продолжающий работать в территориальном отделе Николай Румянцев и сам охотно пошел на контакт. С 2014 года он активно борется с лесорубами на своей территории, но, как и прочие, не снискал на этом поприще значительных побед. Слишком большие деньги замешаны в деле.

Без бумажки мы букашки, лесоруб же – человек!

Николай Румянцев рассказал, что уже много лет его территорию, как и другие в нашем районе, хищнически разграбляют. Вырубаются сотни гектаров леса. Здесь прекрасно работает описанная нами в предыдущих публикация схема, когда под видом расчистки земель сельхозназначения вырубается деловой лес. При этом, напомним, земли в аренду отдаются за копейки. Но наряду с этим работают в Жданово и другие интересные и более простые механизмы, позволяющие безнаказанно валить деловой лес.
В определенный момент лесорубы здесь начали работать по «липовым» документам, решив, видимо, что история с аукционами слишком хлопотная и проще самим нарисовать любую бумажку, все равно подлинность её проверять некому.
Если уже эта схема возмутила вас своей простотой, то следующая информация, которой с нами поделился экс-глава поселения, способна привести в полнейшее замешательство.
– В районах деревень Старые Поля, Раменье, Липовец, Крутец и ряде других вырубки велись вообще без каких-либо документов, – сообщил Николай Румянцев.
Поясним, что это значит. Эти земли не проходили через аукционы и иные правоустанавливающие процедуры. У лесорубов нет никаких договоров аренды и оснований для ведения вырубок. Это ведь хорошая возможность поймать «черных лесорубов» и показательно наказать реальным сроком, не так ли? Но увы!
Николай Румянцев передал нам копии постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам рубок древесной и кустарниковой растительности на землях сельхозназначения, расположенных близ деревень Раменье (постановление от 2 марта 2017 года) и Старые Поля (постановление от 8 января 2018 года).
В обоих постановлениях звучит следующая формулировка: «Мер, предпринятых администрацией МО «Ждановское сельское поселение» на посадку и стимулирование роста деревьев на территории участка, где была произведена рубка, не было. Деревья самостоятельно произросли на указанной территории, что является сугубо природным явлением. Следовательно, права собственности на рассматриваемые лесные насаждения у администрации МО «Ждановское сельское поселение» не имелось…». Далее в документах говорится о том, что и правоустанавливающих документов на земли у поселения нет. На этом основании в возбуждении дела полиция отказала и проверки проведено не было.
И в самом деле, земли эти Ждановскому сельскому поселению не принадлежат. Но, как считает Николай Румянцев, это совершенно не значит, что они ничьи и лес может пилить любой, кому это вздумается. При этом он ссылается на пункт 1. ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что «Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований».
Дополнив наше большое расследование, посвященное вырубкам на территории Осташковского городского округа еще несколькими штрихами из Жданово, мы уже готовы были отправляться в Осташков. И тогда автор этих строк, в качестве шутки, спросил своего коллегу по Думе: «Вот мы тут с вами мотаемся по селам, а вокруг ничья земля с бесценными лесами. Руби – не хочу! Расчищай под сельхозку. Может ну его? Пилы в руки и вперед – в миллионеры?!» Михаил Симоненко посмеялся над мои предложением и ясно дал понять, что миллионером быть не каждому дано. Не каждому дано и лес рубить. Тут нужен особый талант и покровители. Да что там лес, простому человеку и землю возделывать спокойно не дадут. И в качестве подтверждения своих слов Симоненко решил познакомить меня с фермером Сергеем Румянцевым (братом Николая).

История обманутого фермера

Посреди поля, раскинувшегося на сотни метров близ деревни Жилино, (Ждановское сельское поселение) возле вспаханных борозд остановился небольшой тракторишка. Из него вышел великорослый мужчина с интеллигентным лицом. Неподалеку паслись коровы. Такую пасторальную картину нынче встретишь нечасто. Фермерство у нас по-прежнему остается занятием экзотическим – удел редких приверженцев крестьянского труда, убежденных, что в жизни главное далеко не прибыль.
В 1991 году Сергей Румянцев открыл фермерское хозяйство по производству кормов и семян многолетних трав. В 1993 году получил первые семена, но они оказались уже никому не нужны. Сельское хозяйство начало разваливаться. Поэтому фермер был вынужден переключится на животноводство.
– У меня здесь в собственности поле общей площадью 45 гектаров, – рассказывает Сергей Румянцев. — Раньше вокруг был лес. Уже в 2006 году к нему начали подбираться лесорубы. Я им говорю: «Мужики, вы лес воруете». А они отвечают: «Нам все пофиг!» Тогда я написал заявление в милицию. Приехали сотрудники. Поговорили с лесниками, и те сообщили, что лес не их и они не знают, чей он. Затем мы доложили о случившемся в администрацию. Там никаких мер не предприняли.
– Я поехал в департамент лесного комплекса и поинтересовался, как мне самому взять этот лес в аренду, чтобы его не вырубили весь, – продолжает свой рассказ фермер. – Там мне объяснили, что этот участок леса относится к землям фонда перераспределения, соответственно, без перевода его в земли лесного фонда и регистрации прав собственности предоставление в аренду невозможно. Кроме того, в департаменте мне сказали, что в 2011 году запланировано проведение работ по межеванию лесов, расположенных на землях иных категорий, с целью перевода их в земли лесного фонда. После постановки данного участка на кадастровый учет и регистрацию права собственности его можно будет взять в аренду.
– Администрация Осташковского района заниматься переводом земель не стала. Процесс застопорился. Главы сменяли друг друга, и при Михаиле Тузове было дано обещание, что землю отдадут мне в аренду, а я уже сам смогу инициировать процесс ее перевода в лесной фонд. И вот однажды приезжаю я на своё поле, а вокруг валят лес. Оказалось, что земля была выставлена на аукцион и продана. Я о нем, конечно, не знал. Меня попросту обманули.
В январе 2014 года на основании постановления главы Осташковского района Михаила Тузова комитет по управлению и распоряжению имуществом, возглавляемый Еленой Козыревой, заключил договор аренды с ржевской компанией ООО «Татласт-Био Инвест».
Мы ознакомились с этим договором. Из него следует, что участок земли площадью в 368 гектаров, на котором по факту произрастал лес, был продан как земля сельхозназначения всего за 1’356’600 рублей.
Для рядового жителя нашего округа эта сумма может показаться значительной, но нужно понимать, какую прибыль извлекли из этой земли лесорубы. Из таксационных документов, имеющихся у Сергея Румянцева, с одного гектара лесорубы в среднем вывозили 200 кубов леса. Всего леса с этого участка вывезено на общую сумму около 500 млн. рублей. Если бы Румянцев перевел эту землю в лесфонд, то вырубки строго регламентировались бы. Но кому это надо, если бравые «волонтеры» могут зачищать сельхозугодья, вырубая все подчистую?
Но даже не то, на какие суммы украдено леса, беспокоит фермера. Его интересы куда более приземленные. Он вывел нас ближе к центру поля, а затем, остановившись, предложил взглянуть под ноги. После раздосадовано сообщил: «Лес держит влагу. Если его и дальше вырубать, то у меня здесь скоро пустыня будет. Уже сейчас, после произошедшего, трава почти не растет».
Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий