Ровно 50 лет назад 8 июля 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». В этот же день отметит свой замечательный юбилей жительница Осташкова Надежда Александровна Лосева, посвятившая БАМу 35 лет. А ещё 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. И как в этом случае Лосевым не собраться за большим праздничным столом?

8 июля 1954 года в самой обычной советской семье Александра Алексеевича и Александры Семёновны Юферовых на свет появилась дочь Надежда. Когда её отцу шёл пятый десяток, а маме — четвёртый, столь счастливым событием отметилось село Славново Судиславского района Костромской области. А поскольку отец работал железнодорожником, то и большая часть её детства прошла под стук вагонных колёс.

Родители Надежды были легки на подъём, и в поисках лучшей жизни и достойного заработка, поколесили по нашей необъятной стране. За плечами отца осталась служба в Харбине, строительство железной дороги на Сырдарье в районе Бухары и железнодорожной станции Таёжка. А ещё были Ачинск, Одесса и другие точки Советского Союза.

Нелёгким жизненным путём прошагала мама. В августе 1941 года ей исполнилось 18, и она пришла добровольцем в военкомат, где выдали солдатскую гимнастёрку, сапоги и шинель, отправив на курсы зенитчиц. А потом была война, до самых победных залпов салюта. Было смертельно опасное небо и боль потерь боевых подруг. А вот войну вспоминать никогда не любила, а может, просто не хотела теребить душевные раны.

Следуя маршрутами мужа, Александра Семёновна старалась не падать духом. Как могла обустраивала скромный быт вагончиков-бытовок. В столь простых спартанских условиях росла и крепла единственная дочь Надежда. Одних только школ за десять лет обучения сменила целых пять. Мама её при этом соглашалась на любую приемлемую работу. Одно время, например, трудилась в сберкассе. А чуть позже — дежурной по железнодорожной станции, начальником станции.

Далеко не каждый ребёнок мог выдержать подобный кочевой образ жизни, к тому же в суровых таёжных условиях. Вот и Надежду в начальной школе то и дело преследовали болезни. И ей часто приходилось менять школьную парту на больничную койку и наоборот.

Но слава богу, все обошлось. В 1972 году девушка успешно выдержала экзамены на зрелость, закончив 10-й класс на станции Сураково, куда отец Александр Алексеевич подался из тёплой солнечной Одессы на строительство участка железной дороги в Хребтовая-Усть-Илимск.


Набравшись смелости, Надежда отправилась покорять Новосибирск, где подала документы в институт железнодорожного транспорта. До проходного балла слегка не дотянула, но от идеи связать дальнейшую судьбу со стальными магистралями всё равно не отказалась. Успешно сдала экзамены в Красноярский железнодорожный техникум. И в 1975 году за отличную учёбу ей предоставили право выбора места трудоустройства. Остановилась на Брастском отделении ж/д, где ей предложили должность дежурной по станции.

— Это просто фантастический край, который благодаря людям преображался на глазах. На месте непроходимой тайги строились посёлки, города, дороги, а рядом с городом Усть-Илимск — грандиозная гидроэлектростанция, перекрывшая величавую Ангару. Тут же возводился мощный лесоперерабатывающий комплекс с подъездными путями и огромными цехами. Рядом с рабочими из многих республик СССР рука об руку трудились болгары и венгры. Зрелище было просто впечатляющее и незабываемое, — возвращается в комсомольскую молодость Надежда Александровна Лосева.

Как правило, после напряженной трудовой недели молодёжь спешила в местный клуб железнодорожников на танцы. И ведь именно здесь в реальной земной обстановке без служб знакомств, свах и разумеется без интернета с завидным постоянством складывались крепкие семейные союзы.

Предложением руки и сердца закончились танцы и для Надежды. 13 февраля 1976 года она скрепила гербовой печатью брачный союз с Александром Лосевым. Так вот уже почти полвека они идут по жизни вместе, деля на двоих все печали и радости.

За окном в день свадьбы было минус 52, что даже по сибирским меркам считалось морозно. Ведь уже с минус 42 все предприятия здесь закрывались, чтобы не рисковать здоровьем трудящихся. А для двух влюблённых сердец и такой мороз не стал помехой.

Припрятав туфельки и фату в сумку, невеста облачилась в валенки и пуховый платок. Нашлись подходящие валенки и шапка-ушанка и для жениха. Расписаться-то молодые расписались, только вот до застолья пришлось ждать ещё сутки. Виной тому тогда стал бамовский свадебный бум.

По законам бамовской стройки молодожёны тут же получили комнату площадью 12 квадратных метров в щитовом общежитии, рассчитанном на 12 семей. В центре его находилась общая кухня, одна на всех. Но тогда принципы кулинарного коллективизма были даже в радость. Ведь БАМ собрал настоящих романтиков большой дороги.

А свадебные подношения гостей Лосевым пошли на обустройство жилища. Денег хватило и на кровать, и на кухонный стол, и на шкаф для одежды, и на холодильник, и на стиральную машину. Всем остальным молодые обживались по ходу их таёжного романа.

Когда дело шло к пополнению семейства, Лосевым предоставили отдельную квартиру, якобы улучшенной планировки, но опять же в доме барачного типа. И самое главное — с печным отоплением, без воды и туалетом на улице.

И вот 17 октября 1976 года в 23.15 на свет появилась дочь Надежда. Врачи и медсёстры родильного отделения к этому времени едва таскали ноги. Шутка ли сказать, в тот самый день материнское счастье выпало на долю почти двадцати рожениц. А главное, что этот демографический взрыв происходил в обычном таёжном рабочем поселке.

Зять Иван, Надежда, внучка Полина, мама Александра Семеновна и дочь героини материала Надежда

Чтобы искупать малышку, например, приходилось наколоть льда в специальной бочке для воды, растопить его и нагреть на печке. В этой же воде после купания стирали пелёнки и распашонки.

Зато торговля на БАМе работала на пять с плюсом. Мясо, колбасы, сыры, сладости и многое другое не исчезали с прилавков магазинов никогда. На высоте была и обеспеченность бамовцев промышленными товарами.

Надежда Александровна, даже спустя десятилетия, испытывает неподдельную радость за страну и за непосредственное отношение к строительству самой уникальной во многих отношениях железной магистрали России.

— В моей жизни было два события, навсегда оставивших добрый след в памяти. Так, на моих глазах укладывалось первое звено на нашем участке. А, спустя годы, по нему прошёл первый поезд от станции Лена до станции Звёздная. Постепенно маршрут удлинялся.

Вторым трогательным событием в трудовой биографии было торжественное награждение строителей БАМа за сдачу западного участка железной дороги в 1982 году. Сначала на сцену переполненного зала приглашали тружеников с большой буквы для вручения Звёзд Героя Социалистического Труда и орденов Дружбы народов. А потом очередь дошла и до меня, молоденькой девчонки. Пока шла до сцены, перед глазами промелькнула вся моя короткая жизнь. От страха тряслись ноги и руки. Так я получила свою первую награду Родины — медаль «За трудовое отличие». Указ об этом подписал сам секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Георгадзе.

А через пару лет после этого в семье Лосевых родилась ещё одна дочь Наталья. Вместе с ней, но по служебной лестнице, росла и Надежда Александровна. Сначала к её должности приёмосдатчика прибавилось слово «Старший», потом Лосеву утвердили дежурной по станции, а затем — в должности заместителя начальника станции Улькан. Чуть позже её опыт работы и высокие профессиональные знания отметили в Управлении, назначив финансовым ревизором в отдел Восточно-Сибирской железной дороги, где она проработала почти десять лет. А под занавес трудовой карьеры заняла кресло начальника станции Улькан.

И все эти годы она опиралась на крепкое и надежное плечо любимого супруга Александра Алексеевича, который был палочкой-выручалочкой и в семейном тылу, и на его передовой.

В связи с болезнью мамы Надежды Лосевым пришлось коренным образом менять привычный уклад жизни, а все сбережения направить на покупку кооперативной квартиры «Ангарстроя» в Осташкове. И, преодолев многочисленные чиновничьи коллизии, они начали новую жизнь в тихом провинциальном городке.

Учили уму-разуму детей, помогали ставить на ноги внуков. Обзавелись скромным домиком с окнами в сад, где теперь Надежда Александровна не может представить свою жизнь без щедрых урожаев огурцов, помидоров, ягод.

Супруг же, поменяв горные сибирские реки на Селигер, продолжает всё также возвращаться домой с солидными уловами. Качество рыбы, конечно, не то, но для истинного рыболова-любителя важен сам процесс.

Но, даже осев в наших краях, Александр Алексеевич ещё долгое время отправлялся на БАМ, чтобы, как говорят в народе, «подчистить хвосты», пусть и вахтовым методом. А это значит, что строитель БАМа — это навсегда!

Профессию железнодорожника уже в третьем поколении унаследовала старшая дочь Лосевых Надежда. После окончания в Москве института железнодорожного транспорта она трудится в Управлении Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге. Её супруг Иван — тоже дипломированный железнодорожник, только сменивший открытые магистрали на питерский метрополитен.

Дочь Наталья после окончания саратовской школы МВД некоторое время работала в осташковском отделе полиции, а недавно уехала по контракту в многострадальный Донецк. Там же в Росгвардии служит и внучка Полина. А суровая сибирская закалка помогает им преодолевать трудности и проблемы.

Олег СЕВЕРОВ
Фото из архива семьи Лосевых

Добавить комментарий