«…Рассмотрено протоколов столько-то.., привлечено к ответственности столько-то.., дан штраф тому-то и тому-то…». В этот раз заместитель главы районной администрации, председатель комиссии по делам несовершеннолетних Светлана Романова пригласила корреспондента газеты прийти на заседание комиссии и, так сказать, свежим взглядом оценить происходящее.
В то время, когда обездоленным детям не хватает самого главного – любви и поддержки родителей, нечистоплотные и, как оказалось, корыстолюбивые, взрослые наживают себе блага за их счет. Речь идет об опекунах. Первой на заседании рассматривался протокол в отношении гражданки К., опекуна несовершеннолетнего подростка. Члены комиссии попросили представить ее отчет о расходуемых на опекаемого ребенка деньгах, который, К. должна была представить еще в феврале. Опекунша не смогла толком объяснить, на что она тратила деньги, выделяемые государством на подростка. На вопрос о месте работы К. также ничего внятного ответить не смогла.
Она путалась в своем рассказе о мистическом месте работы. Хотя всем присутствующим было понятно, для чего К. идти работать, если она и так получает немаленькую сумму на опекаемого ею подростка, которую тратит на свое усмотрение.
Я смотрела на пришедшего вместе со своим опекуном 16-летнего подростка. Кроме жалости и сочувствия к нему, возникло чувство страха за его дальнейшую жизнь, а ведь его неблагополучное будущее уже просматривается. Мальчик попробовал спиртное в 14 лет, и примером, скорее всего, послужил образ жизни его опекунши, любительницы горячительных напитков. Но если его опекунша паразитирует за счет денежного пособия, то у подростка такой возможности не будет. А к труду и на данный момент к учебе ему никто не привил ни любовь, ни усердие. Как он будет вступать во взрослую жизнь членам комиссии, к сожалению, очень хорошо представляется. Члены комиссии посовещались и решили: за злостное неисполнение обязательств по содержанию опекаемого ребенка вынести неблагополучной опекунше К. наказание в виде штрафа в 500 рублей. Только вот кого наказали в этот раз — ведущую асоциальный образ жизни опекуншу или того же подростка, из денежного пособия которого и заплатит опекаемая его К. штраф?
Аналогичная ситуация с опекунством сложилась и в отношении двух других подростков четырнадцати и девяти лет. Опекун Г. с внешним видом, характерным для людей, злоупотребляющих спиртными напитками, также не смог ответить, на что он тратит денежное пособие, получаемое на двоих опекаемых им детей, а это больше16 тысяч в месяц. Но члены комиссии напомнили опекуну Г., что он в течение года не перечислял деньги на одного из детей родственнице, которой и был «сплавлен» опекуном ребенок. На свои кровные, причем, очень небольшие, четырнадцатилетнего подростка вынуждена содержать его бабушка, в то время как пособие пропивалось и проживалось его опекуном.
Члены комиссии обязали Г. выплатить денежное пособие подростку за то время, которое ребенок не получал деньги. Притихший опекун не смог внятно ответить, как и когда он вернет ребенку деньги, ведь потраченная сумма немаленькая. Большим минусом для неблагополучного опекуна стал и тот факт, что он вместе со своими родственниками проживает в квартире опекаемых подростков, в то время как один из детей и вовсе там не появляется. Этим вопросом присутствующие на комиссии также заинтересовались. Штраф в пятьсот рублей и вердикт комиссии – за неблагополучным опекуном будет установлен контроль. В ближайшее время Г. должен предоставить отчет о потраченных «детских» деньгах, «завязать» с алкоголем, в противном случае ему грозит снятие опекунских обязанностей, что, конечно же, Г. материально невыгодно, так как горе-опекун нигде не работает.
Сразу два ходатайства из средней школы № 3 пришлось рассмотреть членам комиссии. Неуспевающие в учебе подростки просили о переводе их на очно-заочную форму обучения, а проще – в «вечернюю» школу, которая существует в этом же учебном заведении. На строгие вопросы секретаря комиссии Лидии Николаевны Мазяр подростки твердо и уверенно отвечали заранее заготовленными и хорошо заученными фразами. Семнадцатилетнему подростку нужны деньги на жизнь, которых мать ему дать не может, поэтому он решил перейти на вечернюю систему обучения. Планы у него большие – по окончании школы поедет поступать в Тверь на автомеханика. И вообще он работать любит и хочет, а вот с учебой у него как-то не получается.
Второй подросток, не мудрствуя лукаво, сказал, что ему утром трудно вставать на занятия и поэтому он постоянно просыпает начало уроков, отсюда и систематические опоздания. А в вечернюю смену он опаздывать не будет, так как будет высыпаться. Члены комиссии подробно расспросили подростка о его режиме и образе жизни и выяснили, что мальчик ежедневно ложится спать в час ночи, отсюда и недосып. А с прогулки он приходит в 10-11 часов вечера. Придя домой, он пытается сделать уроки, что в столь позднее время ему плохо удается. В те дни, когда он все же посещает школу, придя домой в час дня, он тут же убегает на улицу. «Вот перейду в вечернюю смену, и все изменится», — заверил подросток. В чем все присутствующие сильно усомнились. Мать же попросту расписалась в своем бессилии.
Здесь налицо невыполнение родительских обязанностей. Пятнадцатилетнего сына, злоупотребляющего в нереальных для подростка объемах спиртными напитками, уже давно следовало бы отвести на прием к наркологу и психологу. Лидия Николаевна спросила подростка, каким он видит свое будущее в ближайший год. Ответа не последовало. Страшно представить, что у этого ребенка уже нет будущего. Просьбу подростков удовлетворили, но предупредили, что если они в вечерней школе учиться не будут, им грозит отчисление. А после этого какое уж будущее?
Не менее трагичным было рассмотрение вопроса о неисполнении родительских обязанностей в отношении своих детей гражданкой С. Сразу скажем, что старший ребенок у С. находится в закрытом спецучреждении, куда он был направлен инспекторами по делам несовершеннолетних. Горе-мамаша уходит в запой и сутками не бывает дома, ребенком в это время занимаются родственники. Младшему ребенку год и семь месяцев, а он до сих пор нигде не прописан, соответственно, на него не оформлено детское пособие. Полное равнодушие к судьбе своего ребенка, асоциальный образ жизни, злоупотребление С. спиртными напитками заставило членов комиссии поднять вопрос о лишении гражданки С. родительских прав. Ей было вынесено последнее предупреждение и дан минимальный срок, в который она должна решить вопрос с пропиской и детским пособием на ребенка.
Еще на комиссии было рассмотрено несколько дел, касающихся пьянства подростков. Как бы это цинично ни звучало, но ничего интересного и нового в таких вопросах нет. Все старо, как мир. Подростки пьют, пьют много, в разное время суток, пьют, не зная меры. Одного из рассматриваемых, например, полицейский патруль подобрал на улице, лежавшего на земле и в «усмерть» напившегося. Сам он идти был не в состоянии. Этот подросток в свои семнадцать лет уже в который раз пытается освоить программу восьмого класса. Да и на свои семнадцать он явно не выглядит. Замедленное физическое и психическое развитие налицо. Заторможенность речи говорит о его плачевно-запущенном состоянии здоровья. Можно задаться вопросом: куда смотрит мать?
Ответ на этот вопрос может быть совершенно неожиданным… Однажды мне довелось пообщаться с подростком, похожим на вышеописанного. Пытаясь как-то поддержать мальчишку, я сказала, что надо время, что все еще наладится, что ему сейчас не везет, но зато потом обязательно повезет. На что подросток сказал: «Мне никогда не повезет. Мне не повезло уже в том, что я родился. Лучше б я не родился вовсе». Здесь, как говорится: «без комментариев».
Еще одним рассматриваемым «делом» стал побег десятилетнего ребенка из дома, которого полицейские обнаружили в Торжке. А мать, объяснявшая членам комиссии, как такое могло случиться, спокойно отвечала, что ей за всем не уследить, что у нее еще младшая дочь, и она тоже требует внимания. На вопрос, почему дети не ходят в летний лагерь, мамаша ответила, что ей отказали в приеме детей. Она явно слукавила, отказать в приеме детей в лагерь не имеют права. Стоит добиваться своих прав. Не углубляясь в проблему, скажем, что редко благополучные мамаши попадают на заседания комиссии по делам несовершеннолетних. Как правило, постоянными посетителями заседаний становятся родители детей и подростков, ведущие асоциальный образ жизни и вопросы, касающиеся воспитания детей и выполнения родительских обязанностей в таких семьях очевидны, вернее, очевидны ответы на эти вопросы.
Можно много и долго рассуждать о корнях зла вышеописанных ситуаций. Можно винить несовершенное законодательство, которое до последнего, порой трагического момента, запрещает лишать горе-родителей родительских прав. Порой ребенка отдают в руки деградирующим опекунам, лишь бы не в детский дом. Но я все чаще задаюсь вопросом: а на самом деле все ли возможное выполняют взрослые, призванные защищать права несовершеннолетних? Все ли возможное делают психологи и социальные педагоги в школах?
Очень часто приходилось слышать фразы типа «Я не знаю, что с этим ребенком делать!», «А, из него уже ничего хорошего не выйдет», «Я сделал все, что мог». А может все-таки не все делается, может, где-то упускается мизерная возможность схватить за рукав утопающего в асоциальном болоте ребенка? Помните фильм «Пацаны» с Валерием Приемыховым в роли начальника спортивно – трудового лагеря для трудных подростков? Этот фильм – яркий пример бесконечного труда и веры взрослого в то, что даже из последнего хулигана можно сделать человека, если рядом окажется взрослый, которому этот человек будет нужен.
Жизнь показывает, что для спасения судьбы, а порой и жизни подростка, не всегда достаточно банальных и избитых временем мер – наказания, поучительной беседы, лишения компьютера. Давно пора придумать что-то новое или вспомнить хорошо забытое старое. Создать те же трудовые лагеря, куда можно привлечь трудных подростков перспективой на хорошее, достойное человека будущее. Только для этого нужны смелые, интересные, энергичные и, в хорошем смысле этого слова, сумасшедшие люди. Только тогда у обездоленных подростков появится шанс на будущее.
А пока, по словам члена комиссии, начальника ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Осташковского района Татьяны Козловой, из 87 ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в лагеря отправились только восемь человек. Родители отказываются отправлять своих детей в лагеря, где детки отдохнут, будут накормлены и под присмотром взрослых, чего многим детям не хватает. Члены комиссии были единодушны – принудить родителей к отправке детей в лагеря. Ведь такая принудительная мера принудительна только в отношении безответственных родителей, а детям она пойдет лишь на пользу. И это несомненно.
Ирина ТИНУС
Фото из Интернета