На улице Загородной, в той части, что ближе к выезду из города, несколько месяцев назад открылось кафе «Есть поесть». И менее чем за полгода жители округа и его гости оценили и качество блюд, предлагаемых в кафе, и гостеприимство, с которым встречает посетителей хозяйка заведения Наргис Трубицына.

Но, как оказалось, Наргис не только хороший повар, но и приятный собеседник. Она с удовольствием поделилась своей «life story» с читателями «Селигера».

— Я родилась в Осташкове. Корни по маминой линии — из деревни Красуха, где протекает река Серемха и стоит храм Пресвятой Троицы. Мою бабушку Елену Яковлевну Яковлеву в приходской школе грамоте учил отец Михаил — первый монах, который жил в деревне. Он называл бабушку черноглазкой. Бабушка окончила четыре класса, позже на долю молодой девушки выпали тяжёлые военные годы. Сквозь лихолетье бабушка прошла мужественно и с честью.

С детьми и внуком

После войны вышла замуж, родила дочь Сашеньку. Бабушка работала в магазинах райпо — в деревне Светлица в магазине, который местные называли «глазок»; в деревнях Пески, Заплавье, Красуха.

В Красухе у бабушки был родовой дом напополам с братом Петром. Он продал свою половину совхозу под магазин. В одной половине жили бабушка с дедушкой, а во вторую половину дома бабушка на работу ходила… через сени, — рассказывает Наргис.

Однажды случилось несчастье, круто изменившее жизнь Елены Яковлевны, её дочери и внучки. В один злосчастный день магазин сгорел вместе с домом. То было время суровое и беспощадное — за растрату имущества бабушку Наргис осудили и на четыре года отправили на вольное поселение в Волгоград.

— С отцом мама познакомилась в деревенском клубе, куда солдаты, проходившие срочную службу в деревне Новосёлово Новгородской области, приходили на танцы, — продолжает героиня материала. — Как-то, получив увольнительную, солдат-срочник Акиф Мехтиев вместе с сослуживцами пришёл в клуб в Красуху. Вот там и произошла встреча молодых людей.

Кстати, имя моё не с потолка взято. Мама была поклонницей индийских фильмов, впечатления от игры индийской актрисы Наргис не прошли бесследно — когда я родилась, мама назвала меня этим прекрасным именем.

Но, к сожалению, к моменту серьёзного испытания, мой отец уже не жил с нами, поэтому нам вдвоём пришлось принять удар судьбы.

Когда бабушка уехала отбывать наказание, дедушка уехал к себе на родину в деревню Заплавье, а я с мамой какое-то время жила в бане. Но зимой-то в бане не наживёшься, нужно было решать жилищные проблемы, и нас позвали родственники в посёлок Куженкино. Там мама устроилась на работу по профессии — поваром в воинскую часть, а я пошла в школу. В Куженкино нам дали финский домик, и мы начали обживаться.

Училась я в Спеховской средней школе, директором которой был Николай Иванович Кирбасов. Его супруга Вера Васильевна преподавала русский язык и литературу, а их дочь Ольга Николаевна была учителем истории и моим классным руководителем. Остались светлые воспоминания о школьной поре. Помню, как увлечённо играли в «Зарницу»; разучивали эстрадные танцы.

С мужем Дмитрием вместе уже 35 лет!

В клубе при воинской части с детьми занимался лейтенант Константин Горячев с супругой Еленой. Они обучали танцам — пасодобль, джайв, румба, ча-ча-ча. Мы занимались в спортивном зале под большой бабинный магнитофон.

Выступали с концертными номерами на смотрах художественной самодеятельности между цехами военного завода. А призом за победу была экскурсия в какой-нибудь город. Побеждали неоднократно и однажды даже съездили в Прибалтику.

У нас был дружный класс. И мы до сих пор общаемся, собираемся на выпускные вечера и с классным руководителем поддерживаем связь.
Золотым временем для меня были каникулы — на всё лето уезжала в Заплавье к дедушке и бабушке. Бабушка, вернувшись из Волгограда, помогла нам с мамой встать на ноги, мы кое-что с её помощью приобрели в дом, купили мебель получше, да приоделись помоднее.

Потом она уехала к дедушке в Заплавье, а я на всё лето к ним приезжала. Они многому меня научили, но, пожалуй, самая большая их заслуга — моя бесконечная любовь к родине.

Из Куженкино я доезжала на поезде, его называли «горбатый», до станции Чёрный Дор, где меня встречала бабушка, и мы шли с ней пешком сорок километров по дороге, ведущей в сторону Ореховки.

Помню, бабушка говорила: «Я-то, наверное, не дождусь, когда дорогу сделают, а ты, внученька, уж точно дождёшься». И вот уже своим внукам я говорю, что они-то уж точно дождутся, когда отремонтируют дорогу до Ореховки.

В 1989 году вышла замуж, родила дочь Аню. И поехали мы с супругом искать счастья в Москву. Не потому, что очень в столицу хотелось, а потому, что старались выжить в непростые девяностые. В Москве возможностей для этого было значительно больше.

Сняли жильё и начали искать своё место в большом городе. Мне повезло через биржу труда устроиться в аэропорт «Шереметьево» продавцом в небольшой магазинчик. Заметив усердие и любознательность к делу, которым занималась, руководство предложило мне место в рабочей столовой коренщиком. Так поднялась по карьерной лестнице на одну ступеньку. А вернее, на один этаж, так как столовая находилась на втором этаже.

Позже меня направили на курсы, где обучилась на помощника повара, а спустя время и вовсе стала поваром. Работать было очень интересно. В Москве родился сын Митя.

В столице не сразу всё сложилось. Были непростые моменты, которые стойко переживали с мужем. Например, были дни, когда сидела дома с дочерью и с нетерпением ждала с работы супруга. А всё потому, что не было в доме ни крошки. Дмитрий с работы придёт, переоденется и в машину — таксовать. Заработает денежку и сразу в магазин. И принесёт в дом продуктов. Так и жили.

Супруг поначалу работал в Москве монтажником — устанавливал окна. Позже перешёл в транспортно-строительную компанию водителем, где и проработал до выхода на заслуженный отдых.

Тем временем, сын подрастал и ему требовалось всё больше внимания. Я уволилась из столовой, чтобы заниматься воспитанием сына. Но и работать не перестала. И тут мне снова повезло — нашла подработку у женщины — владелицы ресторана. Подработка устраивала по всем показателям — и деньги зарабатывала и сыну время уделяла. Моей обязанностью в ресторане была сервировка свадебных столов.

Потом хозяйка ресторана уехала жить в Америку и оставила меня заведовать ресторанным бизнесом с условием, что за год выплачу все кредиты, взятые на развитие бизнеса. Я согласилась и, действительно, за год все кредиты выплатила.

Мама Наргис — Александра Алексеевна

Как только это произошло, Елена Дмитриевна предложила мне выкупить ресторанный бизнес. И снова я согласилась, взяв кредит. На тот момент была не только управляющим, но и поваром. Несколько лет у меня был свой ресторан, а потом произошли события, в результате которых пришлось закрыть бизнес.

Был в жизни период, когда два года кормила город Торопец. А именно, пять школьных столовых обеспечивала, выполняя условия выигранного тендера. Когда приехала и увидела, что за хозяйство мне досталось, то пришлось проделать немалую работу — обновила коллектив поваров, отправив их на курсы повышения квалификации, в Роспотребнадзоре утвердила новое меню.

Работать было интересно, коллектив трудился добросовестно. Но через два года начавшийся ковид внёс свои изменения. Школы перешли на удалёнку, и для меня работы не было. А так как не знала, насколько это затянется, решила, что надо что-то менять в жизни.

Муж, как только вышел на заслуженный отдых, вернулся в Осташков, а вернее, в Красуху, где к тому моменту мы купили дом. Вот я к мужу и перебралась.

Завели гусей, индюков, кур, поросят. На данный момент у нас в хозяйстве — утки, два поросёнка, несколько пород курочек и большой огород. Дмитрий занимается хозяйством, а я открыла своё дело, о котором мечтала.

Но ещё раньше состоялось моё знакомство с отцом Алексеем, который стал моим первым духовником, благодаря этому человеку я сделала первый шаг в православие.

Отец Яков из Ниловой пустыни попросил поработать в обители поваром, потом познакомил с семьёй фермеров Куликовых и отцом Аркадием. И со временем я стала управляющим в столовой «Трактир».

А через два года решила, что смогу вести бизнес самостоятельно и, подыскав подходящее помещение, в декабре прошлого года открыла кафе-столовую «Есть поесть».

У меня остались незабываемые впечатления из детства, ведь много времени проводила в Заплавье. А, как известно, Заплавье — деревня рыбаков. Основной едой у местных жителей была рыба: рыбные беляши, пельмени, пироги, уха, котлеты, а какой был ароматный снеток!

Всё это, не имея поварского образования, совершенно изумительно готовила бабушка. Мама принимала самое активное участие в составлении домашнего меню и в приготовлении блюд.

Поэтому в меню кафе присутствуют блюда моего детства, например, рыбные ленивые пельмени — фирменное блюдо. На пласт тонко раскатанного теста выкладываем рыбный фарш. Скатываем в колбаску, нарезаем маленькими пятачками и — на сковородку. Подаём со сметанным соусом. А ещё в меню обязательно — квашеная капуста, солёные огурчики, серые щи из крошева. Многим полюбилась и вкуснейшая рыбная солянка.

Чудесные юные годы у бабушки с дедушкой в Заплавье

Когда работаешь на себя — чётко понимаешь что делаешь и для чего. Дом моей прабабушки Анны Никаноровны Яковлевой стоял на перепутье дорог — на Новгородчину и в сторону Ореховки. И так повелось, что уставшие путники всегда останавливались в доме прабабушки. Лошадей привяжут и в дом — за стол.

Бабушка всех старалась накормить. Ставила на стол большой самовар, угощения разные и начинались душевные разговоры. Порой так увлекались разговорами, что дело до еды не доходило. Наговорившись, стелили себе на полу и ложились спать. В прямом смысле слова были сыты разговорами. Так что дом прабабушки служил в каком-то роде постоялым двором. Может, моё желание всех накормить — из далёкого прошлого родни?

Хочу сказать несколько тёплых слов об Антонине Алексеевне Грушиной. Она долгие годы трудилась в заведениях осташковского общепита. Повар с отличной памятью хранит в голове рецепты блюд, о которых нынешняя молодёжь и не слышала. Она с лёту может рассказать, как приготовить эскалоп, антрекот, бефстроганов.

Профессионал от Бога, ветеран поварского дела печёт самые вкусные пирожки на свете! Здоровья ей крепкого и большое спасибо за труд в кафе. У неё всегда найдётся чему поучиться, даже мне — повару с большим стажем работы.

Дочь Аня и сын Дима — самостоятельные, грамотные, добрые, совестливые, готовые в любую минуту оказать помощь и поддержку. Для меня они не только дети, но и надёжные друзья. Сын и дочь живут и работают в Москве.

Елена Яковлевна Яковлева на рабочем месте

В семье мужа, соблюдая традицию, из поколения в поколение мужчин называли именем Дмитрий. Носителем этого славного имени в четвёртом поколении стал наш сын Дима. Когда сыну было четыре года, я привела его в хоккейную секцию, и с тех пор он не расстаётся с этим видом спорта, и занимается хоккеем вполне профессионально.

Этот год у нас с мужем — юбилейный. 35 лет идём по жизни вместе. И я благодарна судьбе за то, что все эти годы со мной рядом был преданный, любящий и неравнодушный человек.

Господь меня ведёт на выбранном пути, а значит, куда-нибудь да приведёт. И с Божьей помощью всё получится. Планов много, а цель моего труда — вкусно накормить посетителей, которые приходят в кафе. Чтобы им было здесь уютно и тепло, и я имею в виду не только температурный режим, но и тепло души, частичку которой вкладываю, когда готовлю блюда. Стараюсь для людей, и некоторые уже стали постоянными клиентами, оценив качество блюд и гостеприимство. Вот так мы и дополняем друг друга. Ведь, как известно, человек человеком жив.

Пожелаем же Наргис, чтобы её же желание — вкусно и душевно кормить людей, не угасало. А трудолюбие, усердие, доброта и энергия пусть всегда будут добрыми помощниками в благом деле.

Ирина ТИНУС
Фото из семейного архива Наргис Трубицыной

Добавить комментарий