Последние жители несуществующего сельского округа
Из цикла «Незабытая родина»
На этой неделе отправились в административный центр ныне уже несуществующего Щучьенского сельского округа, расположенного на северо-восточной окраине Осташковского района. Там нам удалось пообщаться с последним главой территории, последним механизатором совхоза и последним трудоустроенным на некогда богатой и самодостаточной земле человеком.
По дороге вдоль красного кирпича
В село Щучье едем по зубодробительной дороге мимо деревень Сорога, Лещины и Гринино. За последней сворачиваем направо и уходим на грунтовку. Площадь Щучьенского сельского округа составляла немногим более 172 кв. км. Говорим о ней в прошедшем времени, потому что 28 марта 2013 года округ этот вошёл в состав Святосельского сельского поселения с центром в селе Святое. На исторической же территории и поныне размещаются девять населенных пунктов: д. Горовастица, пристанционный поселок Горовастица, деревни Заозерье, Лукьяново, Роги, Семеновщина, Сухая Нива, Чигориха и село Щучье.Особенностью её является то, что основная масса изб в населенных пунктах построена из кирпича, а не из дерева, как в других волостях уезда.
В 30-е годы здесь было организовано 7 колхозов. Кроме сельскохозяйственных работ занимались древолесозаготовками, производством саней и телег, изготавливались веревки, добывался торф. Почти в каждом населенном пункте были кузницы, в трёх — мельницы, в двух — шерстомойки и шерстобитки. Если посчитать сегодня всех постоянных жителей этих деревень, то едва наберется полсотни. За последнюю четверть века численность сократилась в шесть раз!
В пути мы дважды останавливались. Первый раз в Междуречье, чтобы сфотографировать аккуратную извилистую улочку со старыми кирпичными домиками, которые при этом построены так крепко, что простоят еще столетие и более. Пока делали снимки, убедились, что в дачный сезон деревенька полна жизни. Несколько человек изучали ассортимент прибывшей за пару минут до нас автолавки, а в некоторых огородах среди грядок угадывались спины в горизонтальном положении. Второй остановкой стала Семёновщина – тоже интересная деревушка, в которой нам особенно приглянулся перекресток с тремя домами, один из которых вполне можно назвать особняком. Руина из красного кирпича имела примечательный скруглённый угол, обращённый к перекрёстку. Такие вы наверняка вспомните и на улицах Осташкова.
Улица без названия
От Осташкова до Щучья чуть больше 40 км, но по разбитому асфальту и грунтовке ехали почти час. Село расположено на живописном холме между озерами Каменным и Щучьим. У въезда встретил вертлявый, словно флюгер, указатель населенного пункта, который тут же стыдливо от нас отвернулся. За ним старые постройки образуют одну улицу без названия, раздваивающуюся на южной и северной окраинах. Всего в селе около 50 строений в разном, преимущественно ветхом и полуразрушенном, состоянии. Неплохо сохранились кирпичные, а опустевшие без жильцов деревянные довольно скоро пришли в негодность и почти все — с ввалившимися во внутрь крышами.
Разрушены и совхозные постройки — сушилка, склады, элеватор, контора и прочие. Поля поросли кустарником и вездесущим борщевиком. Сейчас в это трудно поверить, но еще в начале 21-го столетия в селе работали администрация, школа, клуб, библиотека, магазин, медпункт и почта. До наших дней сохранилась лишь почта. В центре села на вершине холма высится полуразрушенная перед войной Успенская церковь.
Минуя всё описанное выше, мы подъезжаем к окраине, где расположился дом последнего главы несуществующего Щучьенского сельского округа. На участке — самодельный трактор, болотоход и другая полезная техника. Всё это богатство охраняет верный своему хозяину пёс.
Последний глава
— Родома я из Волгограда, а в Щучье приехал в 1982 году, — рассказывает Сергей Алексеевич Афанасьев. – В августе женили здесь моего друга. Невеста из местных. Я был приглашён свидетелем со стороны жениха, а со стороны невесты была Татьяна. Дальше всё по классике. Долго мы с ней не переписывались – уже 7 ноября того же года сыграли еще одну свадьбу. Сначала уехали с Татьяной в Волгоград, но ей не подошёл тамошний жаркий климат. Так вот летом мы вернулись в Щучье, да здесь и осели окончательно.
Устроился работать в совхозе «Передовик», где меня определили водителем и автослесарем. Тут же дали новую машину! Совхоз был большой. Держали крупный рогатый скот, овец, лошадей… Все поля были засеяны. Одних рабочих, вместе с привлечёнными из города, в сезон было до 700 человек.
В совхозе работал до 2008 года. В 1992 году был впервые избран председателем местного совета депутатов. Второй раз уже в 2008 году. Тогда же из совета депутатов меня избрали председателем Думы и главой поселения. До 2013 года я руководил территорией, а потом нас объединили со Святосельским сельским поселением, потому как всякая хозяйственная деятельность к тому времени уже была загублена.
С 2013 по 2016 год был заместителем главы в Святосельском поселении. В тот же период пошёл получать высшее образование. Ну а в 2016 году меня сократили. С 2018 года работаю в Комплексном центре социального обслуживания населения социальным работником. Ухаживаю за двумя бабушками.
Массовый отток населения из Щучья пришелся на период после 2007 года, — продолжает вспоминать Сергей Афанасьев. – Тогда в селе закрыли школу, в которой еще оставалось 17 учеников. Решили, что содержать её нерентабельно. Уехали последние молодые семьи. Пошла цепная реакция. Следом закрылись магазины и всё остальное. Появились проблемы с дорогами, их попросту перестали ремонтировать, и транспортным сообщением. И вот однажды у моей супруги случился инсульт. Скорая помощь из Осташкова приехала через час. С подозрением на инсульт возят во Ржев. Это ещё три часа. Она не выдержала. Так не стало Татьяны и с тех пор я живу один.
Экономист Зинаида Жукова
Из рассказа Сергея Афанасьева о жизни совхоза мы узнали, что селение было богатое и самодостаточное. Здесь выращивали, сушили и дробили зерно. Работали хлебопекарня и маслозавод. Этот сельский округ вполне мог существовать автономно, обходясь вообще без города, но при этом он сдавал каждый месяц государству мясо, шерсть и прочее, что производил с излишком. Чтобы подробнее узнать о совхозной жизни, мы отправились к Зинаиде Николаевне Жуковой.
— Я устраивалась еще в колхоз, — рассказывает Зинаида Николаевна. – Это был 1968 год. На этот период и приходится его преобразование в совхоз. Нам предстояла огромная бумажная работа…
— 300-350 коров, 250 свиней, 600 овец, да еще лошади, — обозначив переходный этап от колхоза к совхозу, экономист попыталась провести в своей памяти инвентаризацию. – Много всего было! Все поля засеяны! Активнее всего работали с мая по сентябрь – горячая пора!
Совхозу «Передовик» мясомолочного направления было отведено 10,6 тыс. га земли. В 1992 году на его базе было создано коллективно-долевое сельскохозяйственное предприятие «Свобода». Территория Щучьенского сельского округа держалась дольше других, но в 2004 году и здесь началась делёжка и активная продажа паёв.
— Мы, конечно, понимали к чему всё идёт, — продолжают Сергей Афанасьев и Зинаида Жукова. – Наш директор Шкуропатов съездил к себе на родину на Кубань, посмотрел, как там происходит, и заключил, что то же будет и у нас. А что мы могли поделать? Совхоз уже не платил зарплату. Начали резать скот и возить мясо в город, чтобы было чем выплачивать. Из одной фермы в Семёновщине 200 голов так перевезли. Потом люди получили паи и ваучеры, ну а дальше вы знаете…
Начальник почтового отделения
Эту важную и, по сути, единственную сохранившуюся в Щучьем должность занимает Александр Михайлович Андреев (брат супруги Сергея Афанасьева). Почта расположена в том же здании, в котором прежде располагалась сельская администрация. У прилавка мы даже застали небольшую очередь. Откуда она берется на почтах даже в глухих и забытых селениях – еще одна загадка нашей великой и сложной страны. Начальник строго запретил нам фотографировать что-либо в помещении, и мы вышли дожидаться его у крылечка.
По слухам, которыми славится любое село, почтовое отделение хотят закрывать. И, если это случится, то уже со всякой жизнью здесь будет покончено, потому как именно здесь получают пенсию немногие оставшиеся в Щучье жители. Продуктовая лавка не примет банковскую карточку, да и сеть тут не ловит почти. Как купить еды и вещи первой необходимости?
— На почте работаю уже 30 лет, — говорит Александр Андреев. — Продаём разный товар, выдаём пенсию, оформляем подписку.На газету «Селигер» вот у нас подписаны 13 человек. Читают её! Узнают про жизнь в районе. Местные собираются только у автолавки и по большим праздникам, а так живут все обособленно.
Николай Васильевич Пушкин
Когда мы узнали, что в Щучье проживает человек, носящий фамилию главного русского классика и имя отчество другого знаменитого писателя золотого века, то попросили непременно с ним познакомить, хоть и были предупреждены, что тот крайне скромен и малообщителен.
У дома Николая Васильевича нас дружелюбно облаял молодой пёс по кличке Жук. За забором помимо Жука можно было рассмотреть синий трактор, на котором много лет и работал Пушкин. Трактор ему достался в наследство от совхоза, как последнему механизатору. Вскоре в дверном проёме показался сам хозяин. Он попытался от нас отмахнуться, но гости оказались навязчивыми и уходить отказались.
— Нас Пушкиных было много! – заявил вышедший за калитку в носках Николай Васильевич. – Вот и в Семёновщине есть Пушкин – брательник мой, тоже механизатор, между прочим. С детства я здесь – в Щучьем. Со школы уже работал. То лён таскали, то картошку копали в совхозе. Сидеть было некогда. А сейчас только кота и собаку содержу. Куда мне уже?! В 72-то года… Хоть бы поднимали деревню-то! Последние вон уезжают. Была у нас девка – 72 года, так и та уехала в Завидово… Как жить-то?!
На деле Николай Васильевич Пушкин оказался приятным и доброжелательным собеседником. Рассказал, что вчера ездил на рыбалку и вернулся «с окуньём и подлещиками». На вопрос про трактор решительно и даже немного возмутившись, ответил: «На ходу!» Тест на механизатора был пройден!
Успенская церковь и погост
Пройти мимо этой главной достопримечательности села мы не могли. Строительство Успенской церкви началось вскоре после того, как в 1778 году сгорела деревянная. Строилась она в несколько этапов вплоть до 1864 года. Старожилы говорят, что кирпич изготавливали во всех ближайших деревнях, вплоть до Малого Веретья. Невысокая каменная ограда вокруг церкви со святыми воротами появилась в самом конце XVIII или в начале XIX столетия.
По композиции Успенская церковь отличается от осташковских построек этого времени. Тип храма — восьмерик на двусветном четверике, с граненой апсидой и трапезной с южным приделом — остается в рамках традиций, а приземистые пропорции и особенное убранство — совершенно иные, нежели у тех зданий, которые приходилось видеть прежде. Объемы церкви подчеркнуто массивные, преобладают строгие прямые линии. Храм венчала широкая приплюснутая глава на тонком барабане.Успенская церковь, ограда с воротами и башней включены в список объектов культурного наследия Осташковского района.
Такое описание мы встречаем в книгах, а в реальности перед нами предстаёт картина, от которой душа рвётся на части. У главных ворот каменной ограды ужасающая свалка в два человеческих роста. Сама ограда и церковь находятся в руинированном состоянии. Купал обвалился 15 декабря 2015 года. Настенная роспись сбита камнями, стены осыпаются…
Сергей Афанасьев рассказал, что в 30-х годах в церкви этой служил отец Сергий. В 1936 году он собирался ехать на службу Лукьяново, но был арестован по доносу. Доносчик сообщил, что священник ведёт агитацию против колхозов. Сергия принародно расстреляли прям у церковной стены. Вероятно, с тех самых пор и поныне церковь эта только разрушалась. А когда-то в праздничные дни её призывный колокольный звон был слышан аж до Чёрного Дора…
Из истории
Попрощавшись с жителями Щучья, мы по пыльной дороге отправились обратно в Осташков. Вместо традиционного послесловия хочется обратиться к истории. Известно, что в XVII веке село Щучье принадлежало боярину Ивану Романовичу.
В 30-е годы XX века здесь был организован колхоз «Свобода». После войны в 1950 году в селе проживало 227 человек. В эти годы в Щучьем работали клуб и библиотека и восьмилетняя школа. В 1969 году на базе местных колхозов организован совхоз «Передовик». В 1977 году село Щучье вошло в перечень перспективных деревень, рекомендуемых для первоочередного размещения производственного и жилищного строительства, создания инфраструктуры. После этого началось формирование центральной усадьбы совхоза «Передовик». Что было дальше мы рассказали.
Грустно. Очень грустно и обидно за эту некогда богатую и развитую деревню. За несколько лет её разорили, разворовали и обрекли на деградацию и вымирание.
Андрей РЯБОЧКИН