На днях директор Осташковского краеведческого музея Наталья Бодрова предложила взглянуть на афиши первых двух десятилетий XX века, которые передал в фонд почетный член президиума Осташковского районного общества охраны памятников истории и культуры С. Г. Пимешков. Мне показалось, что это отличный шанс познакомиться с культурной жизнью нашего города до и сразу после Октябрьской революции, а заодно попытаться считать контекст времени.

Серафим Григорьевич Пимешков — почетный член президиума Осташковского районного общества охраны памятников истории и культуры, активно вёл воспитательную и пропагандистскую работу среди молодежи. А ещё он 15 лет работал в театре осветителем и электромонтёром, писал об Осташковском театре и театральном художнике А.И. Пимешкове (вероятно, своём дяде, — прим. ред.). Александр Иванович много лет играл на сцене, был декоратором, гримёром, ставил спектакли и являлся распорядителем на многих представлениях. Также, судя по отметкам на афишах, владел типографией, в которой и были напечатаны на тончайшей бумаге некоторые объявления о предстоящих событиях.

Сразу подчеркну, что историческая оценка культурной жизни Осташкова в рассматриваемый нами период зачастую давалась уже глубоко пропитанными советской идеологией людьми. Так из публикации С.В. Михайлова «Пройденный путь», вышедшей в 1930 году, мы сначала узнаём, как, по его мнению, рождался осташковский театр: «Под страхом смертельной порки крепостные по приказанию барина мгновенно превращались в актёров, музыкантов, поэтов и живописцев». Затем у него же читаем, как следующее столетие жил «любительский буржуазный театр» и, наконец, упираемся в звучащие словно выстрелы укоры, что «Революция 1905 года прошла для театра незаметно…»; «Если в столичных театрах собирались митинги, читались со сцены революционные произведения, то с местной сцены в это время сыпались слова из старых затасканных пьес…»; «Осташковский театр имел ещё весьма неопределённые политические симпатии, считая, что задачи настоящего работника театра – служение чистому искусству…».

Дальше автор, торжествуя, сообщает: «История как будто ждала окончания срока и ровно через 12 лет Октябрьская революция железной метлой начисто вымела (из театра, — прим. ред.) всё «общественное» собрание в лице Ребиндеров, Толстых, Пилецких, Савиных и им подобных». А уже через пару страниц мы узнаём, что «Первые годы революции не принесли никакого обновления репертуару» и «Только в 30-е годы театр стал отражать в своём репертуаре вопросы сегодняшнего дня, дав возможность зрителю видеть такие пьесы, как «Темп», «Накал», «Ледолом» и др».

В общем довольно сложно доверять подобного рода оценкам, когда автор даже не пытается казаться непредвзятым. Куда более объективным кажется изложения тех же событий у С.Г. Пимешкова в его воспоминаниях «Театр в городе Осташкове». Он не пытался подчинить историю целям идеологической пропаганды, а нейтрально изложил факты. Противоречивые подходы к описанию одних и тех же событий лишь подогревали интерес к изучению темы. Но перейдём, наконец, к афишам…

Их в фонде порядка 100 штук. Первое, что обращает на себя внимание (возможно это что-то профессиональное), сколь содержательны могут быть афиши без иллюстраций. Самая старая афиша в музейном фонде датируется 1901 годом и является извещением любителей-конькобежцев, опубликованным с разрешения начальства, о том, что 11 ноября сего года (здесь и далее до 1918 года даты по старому стилю, — прим. ред.) в случае благоприятной погоды на пруду торговой площади будет открыт любительский каток на зимний сезон 1901-1902 гг. Открытие предполагается с музыкой, иллюминацией, бенгальскими огнями и фейерверком. В случае же неблагоприятной погоды открытие переносится до первого праздника с хорошей погодой. Далее следует сообщение, что для всех желающих посетить каток открыта подписка на абонемент и указана плата для разных граждан: мужчин – 3 р. 50 к., дам – 2 р. 50 к., семей не больше трёх лиц – 6 р., семей свыше трёх лиц – 75 к. за каждое лицо, двух дам – 4 р. 50 к., детский мужской – 2 р., детский дамский – 1 р. 50 к. Далее также указана столь же сложно дифференцированная плата за разовое посещение. Потом расписаны часы работы катка и указано, что открытие оного обозначается поднятием флага на павильоне. При какой температуре он работать не будет. Куда пойдёт сбор, и кто будет осуществлять содержание катка. Информативность по нынешним меркам просто запредельная.

Такую же подробнейшую детализацию можно обнаружить и на всех прочих афишах. Если это спектакль, то вы узнаете отнюдь не только, где, когда он состоится, как называется, к какому жанру относится и сколько будет стоить. Помимо этого, афиша проинформирует, кто исполнит роли, сколько будет действий и как называется каждое; чем можно будет полакомиться в буфете; кто подготовил декорации; какое дополнительное развлечение устроят до, после основного представления и во время антракта; на какое богоугодное дело будут направлены собранные средства и т.д. Да, стоит отдельно отметить, что на половине от общего числа афиш можно прочесть, что собранные средства будут направлены на те или иные нужды воспитанников учебных заведений, учреждений, военных и их семей и т.д.

Ещё одной характерной особенностью афиш того времени можно считать шрифтовые наборы. О, какое же наслаждение для всякого имеющего отношение к печатному делу рассматривать эти сложные художественные шрифты! Только основных, наиболее часто используемых, начертаний порядка 15! А как мастерски их обыгрывали печатники того времени?! Ну просто загляденье!

С 1901 по 1914 гг. мы, как правило, встречаем от одной до трёх афиш на каждый. Исключениями стали 1905, 1906 и 1908 годы, от которых фонду ничего не досталось. Но это не значит, что в этот период культурная жизнь в городе замерла. Просто в личной коллекции Серафима Григорьевича Пимешкова, разумеется, были не все афиши. Далее по годам коротко перечислим содержание нескольких афиш и подробнее остановимся на 1917 годе.

Как развлекались осташи в начале XX века?

21 февраля 1902 года в театре давали драму в пяти действиях «Парижские нищие».

9 октября 1903 года на сцене городского театра картину из альбома путешественника «Шалость» дополнила шутка в одном действии «Женская чепуха». В антракте играл оркестр бальной музыки.

21 ноября 1904 года в городском зимнем театре сыграна драма в четырёх действиях «Цыганка Занда», а сразу после — водевиль «В Сибирь на каторгу!». В антракте работал чайный и фруктовый буфет. Звучал оркестр.

4 ноября 1907 года Осташковский Уездный Комитет попечительства о народной трезвости с афиши анонсировал «Народные чтения с туманными картинами».

17 февраля 1908 года в пассажирском здании станции «Осташков» Николаевской железной дороги был устроен семейно-танцевальный вечер. Весь чистый сбор от него поступил в пользу общежития при железнодорожном училище. Играл любительский железнодорожный оркестр балалаечников.

1 августа 1910 года в театре общественного собрания показали фарс в трёх действиях «Княгиня Капучидзе».

22 июля 1911 года в имении Бобронниково на Большой Коше любители драматического искусства давали спектакль «Весёлый месяц май». По окончанию театрального действия организованы танцы.

14 декабря 1912 года по случаю 25-летия сценической деятельности артиста, декоратора и гримёра Александра Ивановича Пимешкова в театре общественного собрания любители сценического искусства показали комедию в четырёх действиях «Царь природы». Представлены и новые декорации юбиляра.

30 декабря 1913 года в Осташковском общественном собрании был назначен маскарадный вечер. Все граждане в масках пускались без рекомендаций с платою 50 копеек. Гости без масок пускались только с рекомендацией членов собрания и большей платой.

23 апреля 1914 года в народном доме показаны комедия в одном действии «На премию» и водевиль «Прежде скончались, потом повенчались». Перед началом спектакля оркестр исполнил гимн «Боже царя храни».

6 мая 1914 года в Набережном саду проводились народные гулянья. Сад был освещен иллюминацией. Пел хор народного дома, играл оркестр балалаечников. Подобные гуляния в разных местах и по разным поводам проводились с завидной регулярностью.

Среди прочих опубликованных в этот год афиш (их в фонде более 10), оповещающих население о предстоящих гуляниях, лотереях, водевилях, комедиях и танцах, обращает на себя вынимание следующая.

23 ноября 1914 года Осташковский уездный комитет Всероссийского земского союза с разрешения господина тверского губернатора в городе Осташкове и его уезде объявил однодневный кружечный сбор с продажей союзных национальных флажков в пользу раненных воинов: «На полях злейших наших врагов Австрии, Германии и Турции за честь и достоинство дорогой нашей родины и ради нашего благополучия проливают свою кровь миллионы наших братьев-воинов, поэтому в этом святом и дорогом для нас деле, и мы не должны оставаться безучастными. На нас, оставшихся здесь у своих очагов, лежит священная обязанность позаботиться об обеспечении наших раненных воинов».

В период с 1915 по 1917 год культурная жизнь осташей каких-либо существенных изменений не претерпела. Слегка изменился лишь репертуар. В афише наряду с привычными водевилями, комедиями и драмами стали звучать анонсы спектаклей на военную тему «В окопах доброволец Гриша», «Ополченец» и др. В лёгких жанрах высмеивались нравы неприятеля. Сборы шли в пользу воинов — на подарки, табак и бельё; а также на пособия их семьям. Уже существенно реже — нуждающимся ученикам и ученицам.

Культура в революционный год

Многочисленные дошедшие до нас афиши 1917 года свидетельствуют о том, что Осташков действительно был ментально оторван от революционных событий и продолжал жить своей насыщенный культурной жизнью. Возможно, никто еще не мог поверить в неотвратимость грядущих перемен, которые вскоре изменят всё. А может культура делала всё возможное, чтобы отвлечь и развлечь умы граждан, когда на смену одной системе приходила другая и последствия казались непредсказуемыми.

1 января была дана комедия с оригинальным названием «Живые покойники»; 2 февраля в постановке «Не всё коту масленица» показаны сцены из московской жизни; 5 февраля – комедия «Говорящий немой»; 5 апреля – «Комедия на бойком месте»; 20 апреля состоялся польский вечер с музыкой, спектаклем, декламацией и танцами (средства направлены в пользу детского приюта); 30 апреля показана комедия «По духовному завещанию»; 2 мая — шутки по авторским литературным произведениям и танцы; 9 мая – комедия «Не в свои сани не садись»; 14 мая – драматический этюд «В окопах»; 18 июня – большое гулянье с военным оркестром, фокусниками, акробатами и клоунами; 29 июня – спектакль-бал «По красному зверю»; 9 июля – комедия-фарс «Сыщик»; ну и так далее, с примерно той же частотой вплоть до конца года.

Настала пора перемен

Немногие дошедшие до нас афиши 1918 выполнены в прежней стилистике – всё такие же красивые, с витиеватыми шрифтами и графическими элементами. Танцевальные вечера и сборы в пользу учащихся продолжались. А вот последняя и самая свежая из подборки афиша, датированная самым началом 1919 года, уже отличается существенно. Претерпели изменения шрифтовые наборы. Из текстов исчезли «ять» и «ер» (нарком просвещения А.В. Луначарский уже провёл реформу русской орфографии).

1 января 1919 года пролеткульт (бывший городской театр) приглашал на постановку «Трагедия авиатора». Чистый сбор от этого спектакля направлен на усиление средств Уездного Комитета партии коммунистов. Билеты предписывалось сохранять для предъявления патрулю. Оркестр духовой музыки всё ещё играл. И были танцы…

Послесловие

История Осташковского общественного театра, к которой нас отсылает большая часть афиш из фонда, продолжается уже больше двух веков и включает в себя множество знаменательных событий. К сожалению, о событиях этих нам зачастую приходится судить со слов тех, кто уже очаровался той или иной идеологией и пропагандой. Часто ей бывала подчинена и сама культура. Так в определённый период истории мы читаем о каком-то человеке со слов его современника, что это был высочайший гуманист и бескорыстный благотворитель, а полвека спустя уже другие люди его же обвиняют во всех смертных грехах, называя деспотом и самодуром. Выводы каждый живущий волен делать сам, опираясь на те данные, какие ему доступны.

Андрей Рябочкин
Фото — «Осташковское историческое общество»
Коллаж — Евгений Крылов

Добавить комментарий