160 лет пристани «Осташков»

Послевоенное восстановление

Закончилась война. Началась тяжелая восстановительная работа. После войны эти мальчики, ставшие капитанами, работая в большинстве бесплатно, получая лишь небольшое количество хлеба и картошки.

Из воспоминаний М.И. Щеголева, начальника пристани:

«Флот — морально устаревший, маломощный, работал на твердом топливе (дровах). Несамоходный флот — деревянный, требующий ежегодных затрат на ремонт. В Новых Ельцах велось строительство новых барж. Погрузочно-разгрузочной техники не было. Дрова загружались на пароходы на тачках силами команд.

Ремонтная база — морально устаревший парк. Остров Фомино — отстойный пункт несамоходного флота. Остров Вороний — топливный склад (дров).

Заготовку леса для строительства барж и дров для работы пароходов приходилось вести в районе деревень Свапуще, Залучье, Игнашовка, Крапивня, Старое Село, Кулатово, Зехново…. Четыре автомашины часто выходили из строя, а одна лошадь справиться с трелевкой не могла. Приходилось нанимать бычков в колхозе.

Путевое хозяйство при переходе в ведение Главречтранса — путевая обстановка, планы дноуглубительных, дноочистительных, штат бакенщиков на озерах Селигер, Пено, Вселуг, реках Селижаровка и Волга были переданы пристани. Пассажирские перевозки из года в год сохранялись на одном уровне, но к середине 50-х годов наметился рост перевозок на единственную в то время туристическую базу в Новых Ельцах. Кроме того, в дни массового отдыха на Кличен флотом пристани перевозилось в оба конца до 20 тыс. человек».

Новые суда, новые люди

Время шло. Внесли свежую струю прибывшие специалисты Т.Д. Шубина (Ходова), З.Толкачева, техник-строитель М. Пантелеева. Начался перевод пароходов на двигатели внутреннего сгорания, где самое деятельное участие принял А.А. Огнев; он был и конструктором и техническим руководителем.

Пристань из Управления малых рек передана Московскому речному пароходству. Начинается пополнение флота новыми судами, перегон которых был сопряжен с большими трудностями.

Как писал начальник пристани А.А. Огнев:

«Во время перегона пройдено более 50 порогов. 32 человека принимали участие в экспедиции. Особенно отмечена работа лоцмана Н.М. Лебедева. В 1960-61 годах пришли новые, комфортные теплоходы: МО-15, МО- 32, МО-33, буксирный «Валдай», «Тихвин»; катера «Щелково», «Межа». А в 1962 годы получена пассажирская веранда-прицеп, которая вмещает 250 человек. Здесь предусмотрены все удобства: есть танцевальная площадка, сцена для выступлений. Она в основном курсировала по маршруту Осташков-Кличен и для вечерних прогулок. Прибыл на пристань трехпалубный 50-метровый теплоход ВТУ-315, позднее переименованный в «Иван Григорьев». Кстати, в ночное время он использовался как гостиница».

Пристань ведет строительство домов для работников пристани. В 60-е годы идет добыча сапропеля для колхозов и перевозка сельскохозяйственных грузов.

В 1963 году обслуживается девять пассажирских линий, 12 экскурсионных маршрутов. По воскресеньям ходит теплоход на реку Княжу. На остров Кличен перевозки в сезон составляют около 40 тыс. человек. К слову: в поселке Пено была пристань, которая входила в состав пристани «Осташков». Теплоходы ходили по Верхневолжским озерам и обслуживали пассажиров по линии Пено – Коковкино.

В 1963 году получена ледорезная машина, которая облегчала условия труда по околке судов ото льда. На пристани была пилорама, для распиловки древесины самой пристани и нужд промышленных предприятий города. В летнее время возле пристани работал филиал рынка. Кстати, в 50-е годы пристань занималась заготовкой льда для ресторана на железнодорожном вокзале и для пивзавода. Так что не только водные, но и другие услуги пристань оказывала городу.

В 1964 году получают два катера на подводных крыльях, которые использовали как водное такси, где капитаном работал В.С. Егоров. Капитаны судов имеют уже специальное образование. В зимнее время работает школа командного состава, которой руководит начальник пристани Господарев. Посещали занятия 33 человека.

В 1963 году на пристани висел лаконичный плакат: «Работай так, как экипажи Плешанова, Воронцова, Коробкова!»

Пополняется флот, пополняются специалистами и кадры. Приехала Т.М. Федосенко — специалист с высшим образованием. Получает высшее образование и Ю.И. Кошелев. Приходят работать на пристань много молодых кадров, которые решили связать свою судьбу с флотом. Они учатся без отрыва от производства в Рыбинском речном училище им. Калашникова.

Годы труда, годы успехов

В 1966 году сдан в эксплуатацию пассажирский вокзал на 50 мест. Проведена реконструкция пристани со строительством металлического больверка, реконструкция причалов, где могли швартоваться одновременно девять теплоходов.

В 1969 году флот пополнился двумя новыми пассажирскими теплоходами ПТ-161 и ПТ-124.

1974 год – получен теплоход «Москва-19» (в дальнейшем переименованный в «Алексей Родин»), вместимостью 243 человека.
1975 год — на пристань пришел новый теплоход «Москва – 23», получивший имя «Лиза Чайкина».

1976 год пристань получила теплоход типа «Заря», вместимостью 63 человека и скоростью 43 км в час.

В период с 1978 по 1982 годы было построено новое современное здание речного вокзала из стекла и бетона; позднее на его фасаде с южной стороны появилась скульптурная композиция. Она олицетворяет тесную связь Селигера и Волги, как брата и сестры.

В 1980 и 1982 году на пристань пришли два новых теплохода «Москва-86» и «Москва-128», капитанами на которых много лет отработали Александр Васильевич Казин и Виктор Александрович Емельянов

В 1988 году Совет Министров РСФСР принял решение о присвоении имен героев – водников теплоходам: «Капитан Марков» и «Капитан Хоробрых».

В 1980-х годах пристань имела шесть пассажирских линий.
В 70-х годах активно расстраивался город и район. Пристань в это время ведет добычу песка для строительства. В Пено «Зарница» обслуживает линию Пено-Коковкино. Для удобства обслуживания пассажиров теплоходы оборудованы носовыми трапами.

В 1988 годах пристань получает новый грузовой флот, механизацию, баржи для увеличения грузовых перевозок. И уже по итогам навигации 1990 года видны результаты. Намного увеличились объемы добычи песка, началась добыча песчано-гравийной смеси, сапропеля. Впервые пристань из планово- убыточного предприятия вышла на прибыль.

Пассажиров заменили туристы

Но время вносит свои коррективы. Со строительством дорог вокруг озера отпадает необходимость в рейсовых перевозках. Начинается перестройка. Уменьшаются грузовые перевозки. Диспетчерскому аппарату совместно с организаторами экскурсий пришлось разрабатывать новые экскурсионные маршруты. Теперь это основной вид деятельности пристани. Теплоход «Алексей Родин» переоборудован под плавучий ресторан для проведения мероприятий. По требованиям транспортной безопасности закрыт доступ на территорию пристани.

В 1995 году закрываются линии по маршрутам Осташков-Свапуще, Осташков – Полново. В 2002 году закрыта последняя линия по маршруту Осташков-Заплавье. На этом, к сожалению, полностью прекращен основной вид деятельности, которым жила пристань — пригородные перевозки. Теплоход «Лиза Чайкина» передан в Тверской порт.

Несколько лет пытались перегнать для продажи теплоход «Алексей Родин». Но природа сама распорядилась: не было необходимого уровня воды в реке. А у коллектива не было предела радости, что теплоход остался на пристани.

Впереди навигация,
и вовсю ледоход,
На Осташковском
плесе видим «Родин» идет.
Ой ты, Родин Алеша,
что ж нам делать с тобой?
Видно сердцем мы держим,
теплоход дорогой…

Династии селигерских водников

Пристань — такой коллектив, в котором работали семьями. В этой статье невозможно перечислить всех проработавших не один десяток лет. Я хотела донести краткую историю предприятия, которое связано с жителями города и района. У кого-то работали родственники, кто-то пользовался услугами флота. Я сама отработала на пристани 42 года.

Будучи председателем профкома организовывала ежегодно для детей работников поездки в цирк; коллективу — поездки на экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, Таллин, Новгород. Каждый год с семьями выезжали на природу в День морского и речного флота и закрытия навигации. У нас на пристани была своя футбольная команда «Водник», которую организовал Александр Казин.

А с приходом моей дочери Натальи Китаниной все наши мероприятия стали еще интереснее. Она у нас возглавляла культмассовый сектор. В новогодние праздники проводила театрализованные представления для детей, где артистами выступали свои же работники. Подготовила и провела празднование 150-летнего юбилея пристани «Осташков» и 160-летие Тверского порта, которое проводилось в областном ТЮЗе . Кстати, опять же силами коллектива. И это событие было отмечено губернатором Тверской области на высоком уровне. К этому юбилею Наталья написала книгу, в которой есть глава о пристани «Осташков». У нас была очень насыщенная и интересная жизнь коллектива.

Все волны похожи одна на другую, но двух одинаковых нет. Так и в Речном флоте нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб. Разными путями мы приходим к воде. Разные специальности манят нас, разные корабли встречают, разных карьерных высот добиваемся. Кто-то уходит, не выдержав трудностей, а другие – встречают на мостике свой последний час… Одни командуют флотом, вторые — совершают трудовые подвиги, третьи — честно и скромно работают всю жизнь на своем месте. Но все волны, похожие и разные, вместе составляют озеро. Так и мы с вами, коллеги и друзья, составляем один единый коллектив пристани «Осташков».

Вот неполный список династий, работавших в разное время на пристани:
Братья Марковы Александр и Иван, в честь одного из них носит имя теплоход; Сургучев Евгений и племянник Кошелев Юрий; Жуков, его сыновья Анатолий и Леонид, внук Павел, супруга Павла Ирина (Шорина); Бедюхова Клавдия и ее сыновья Юрий и Александр; Бочманов
Василий и его дочь Екатерина (Трусова); Бурушкин Алексей и его дочь Генриэтта (Рыженкова); Гарголина Нина, муж Павел и сын Анатолий; Хрусталев Василий, дочь Галина (Матвеева), сын Александр, внук Александр; Шубина Тамара, ее дочь Елена (Казина), зять Александр Казин; Королев Василий и его сын Николай; Васильев Николай, его сын Андрей; Иванов Дмитрий и его внук Дмитрий; Быстрова Людмила, её отец Александр Егоров, дочь Наталья (Китанина), внучка Анастасия (Китанина); Суворов Николай и его сын Александр; Ефимов Юрий и его жена Анна; Огнев Александр и его дочь Людмила; Яковлев Александр и его сын Виктор.

В заключение хочется пожелать ныне работающему коллективу влияния свежих энергичных специалистов, чтобы наладились грузовые перевозки и чтобы кран КПЛ-5 с горделиво поднятой стрелой не стоял в раздумьях: «То ли буду работать, то ли разрежут на металлом?»
Пусть бурлит жизнь на пристани, как в былые времена!

Людмила Александровна Быстрова,
ветеран труда ОАО Тверской порт

Добавить комментарий