Осташков — город верных обычаям своих отцов и дедов ремесленников. Любой школяр, отвечая на вопрос: «Какими ремеслами славился наш город в прошлом?», вспомнит рыбаков и кожевников. При этом, почти наверняка, незаслуженно забытыми останутся кузнецы. А ведь по меркам истории совсем недавно без этих суровых, плечистых и сильных духом мужиков невозможно было представить жизнь ни в одном селении. Мы сумели найти продолжателей этого ремесла и сегодня.

Ещё в досоветскую эпоху хозяйственную жизнь Осташкова в большей степени определяли даже не рыбаки, а кожевенники и кузнецы. Про первых написано довольно много. Кожевенный завод, слава Богу, по сей день существует и обеспечивает рабочими местами множество осташей.

О том, что в Осташкове было не менее развито и кузнечное дело, можно узнать из «Историко-статистического описания города Осташкова», изданного в 1880 году в Твери. Из него следует, что около десятой части населения в позапрошлом веке находило в этом промысле средства к существованию.

Целые кварталы были заняты кузницами, в которых с утра до позднего вечера раздавался стук молотов. Для того же рыбного промысла всегда были нужны скобы, якоря, гвозди и прочее. На осташковских кузницах также выделывались топоры, косы, серпы, кирки, мотыги, подковы, шилья, крюки, ножи, ножницы и другой инструмент. Всего в Осташкове насчитывалось около сотни кузниц, некоторые из которых имели от двух до четырёх горнов.

Вернемся в наши дни. Приступив к поискам кузнеца, мы были убеждены в не безуспешности этой затеи. Откуда такая уверенность? А вы прогуляйтесь по городу, например по Ленинскому проспекту, и увидите множество кованых изделий: изгороди, ворота, навесы, урны – многое произведено уже нашими современниками! Можно было бы допустить, что оно привозное, но, твёрдо помня о славных традициях прошлого, мы отказывались в это верить. И не ошиблись. В Осташкове по сей день успешно работают две кузницы!

Мы отправились в ту, что располагается на улице Спартака в бывшей котельной близ автовокзала. Этой мастерской художественной ковки заправляют Александр Алексеев и его сын Павел. Называется она просто — «Селигерская кузница». В качестве креативной рекламы на старом кирпичном здании висит кованая вывеска с силуэтом кузнеца за наковальней и надписью на чём-то вроде геральдического щита «Всё покую» (в слух лучше не читать, может получиться неловко, — прим. ред.).

В кузнице нас встретил Павел и предложил пройти в кабинет. Наличие оного стало первым разрывом шаблонов. Вторым оказалось доброжелательность и воспитанность самих мастеров. Забегая вперёд, скажу, что ни одного крепкого словца за всё время интервью мы не услышали. В кабинете знакомимся с Александром.

— До армии я трудился токарем на «Звезде», — рассказывает Алексеев старший. – При этом имел врожденную тягу к изобразительному искусству.

Как ни странно, тяга эта получила своё развитие именно в армии, где случай свёл меня с профессионалами, предоставив возможность развивать имеющиеся навыки. После службы, на протяжении более чем десяти лет, я работал художником-оформителем на разных предприятиях. Раньше такой специалист был нужен в каждом цехе — оформлять стенды, рисовать плакаты на демонстрации… При этом по-прежнему умел и любил работать с металлом, что вскоре мне пригодилось.

Далее из рассказа Александра мы узнаем, что в 1992 году он пришёл работать на осташковский участок ГУП «Тверьреставрация». Всего у этой организации было 14 таких участков по всему региону. Осташковский значился под номером три и базировался на улице Печатникова в здании Воскресенской церкви. Там же располагалась и кузница.
— На участке работало много людей, — вспоминает Александр, — маляры, плотники, каменщики, кузнецы. Мы изготавливали кресты для церквей, перила, лестницы, подкупольные конструкции. Часто занимались реставрацией. Так нам, осташам, удалось восстановить Троицкий собор – памятник храмовой архитектуры.

В начале двухтысячных, вскоре после службы в армии, в ГУП «Тверьреставрация» к Александру пришёл работать и его сын Павел.
— Я окончил осташковский электромеханический техникум, — рассказывает уже Павел. — Познакомился с технологией металлообработки, станками, свойствами металлов. Затем была служба в армии. Вернувшись на гражданку, два года работал водителем. А потом понял, что хочу помогать отцу в кузнице. Это был 2002 год, и он в ту пору, как раз, работал один.

Работа в кузнице при «Тверьреставрации» Алексеевым нравилась. Павел в 2006 году получил высшее образование и специальность «инженер-технолог машиностроения». Дело спорилось, мастерство росло, работа приносила моральное удовлетворение. Что еще желать работающим плечом к плечу отцу и сыну?

Но вот к 2010 году предприятие обанкротилось и прекратило свое существование. Некоторое время Алексеевы надеялись, что такая нужная и важная для окруженного памятникам архитектуры города организация в каком-то виде возродится. Но этого не случилось.

— Мы ждали и надеялись, — не без сожаления вспоминают Александр и Павел, — параллельно продолжали работать уже с частными заказами. – Ну а когда поняли, что ждать уже нечего – приняли окончательное решение открыть свою кузницу. Четыре года назад приобрели здание бывшей котельной. Оборудовали её и продолжили заниматься любимым делом. Теперь уже семейным.

Мы попросили провести для нас небольшую экскурсию, продолжив беседу по ходу. На стене рядом с кабинетом, оформлена небольшая выставочная зона. Рассматриваем изящные кованые балясины, декоративные элементы, вроде винограда и роз из металла, сельскохозяйственный инструмент, разного рода скобяные изделия — петли, ручки, кольца и многое другое.

Проходим в следующее помещение, где обычно ведутся сварочные работы. Здесь же представлены образцы уже более крупных кованых изделий – решетки, перила, ограждения и даже роскошная лестница, ведущая в еще один небольшой кабинет под потолком.

— Мы выполняем художественную ковку высшего качества, учитывая все пожелания клиента и доставляем изделия в любой регион. Делаем замеры, разрабатываем чертежи, изготавливаем и, при необходимости, производим монтаж. В основном работаем на субподряде у строительных организаций, многие из которых выполняют госзаказ. Недавно изготавливали для Спасо-Преображенского собора в Торжке кресты. Туда же, в Торжок, но уже для Борисоглебского монастыря, делали реставрацию решеток и крестов. Жители частного сектора заказывают ворота, заборы, навесы, скамьи, мангалы, украшения для сада. В период активного строительства турбаз на Селигере бизнесмены заказывали у нас самые разные конструктивные и декоративные элементы.

Мы продвигаемся дальше. В самое сердце кузницы. Здесь располагается горн и наковальня! Они практически не изменились за столетия развития кузнечного ремесла. Но что-то всё же поменялось?
— А это сердце кузницы – горн! Может показаться, что за столетия наше ремесло технологически не эволюционировало, но это, конечно, не так. Неизменной основой остались горн, наковальня, молот и душа мастера. Наряду с этим появился ручной электроинструмент, который облегчил и ускорил работу. А вот здоровенный пресс для оттяжки метала – очень удобная и полезная вещь!

По ходу нашей экскурсии, мы осмотрели еще два помещения. На складе металла выяснили, что сырьё в этом году подорожало примерно на 70%, что сказывается на цене конечной продукции. Она, кстати, зависит от сложности заказа. Тот же мангал может стоить от трёх тысяч за корыто на ножках и до… Верхнюю планку кузнецы нам не озвучили, но справедливо заметили: «Мясо будет одинаково вкусным в любом хорошем мангале, но за произведения искусства приходится платить». Вторым помещением оказался цех металлообработки со станками. Здесь мы поинтересовались, какой работой более всего гордятся мастера.

— Мы гордимся каждой своей работой! Но если попытаться вспомнить наиболее сложную, то таковой, пожалуй, можно считать десятиметровую винтовую лестницу для часовенки в Москве. Требовалось точное соблюдение геометрии. Малейшая ошибка могла стоить многих дней труда.

Завершая нашу экскурсию по кузнице, мы попросили сделать несколько фотографий мастеров за работой. В горне моментально вспыхнули угольки. Погруженный в всполохи искр прут за несколько секунд накалился до красна, став податливым. Перенеся пруток на наковальню, Александр точными ударами пятикилограммового молота быстро придал ему новую форму. И вот уже Павел, взяв в руки еще какой-то инструмент, несколькими точными ударами рассек сплющенное основание заготовки. Получился ломик. Наблюдая за процессом, мы сделали последнее открытие – оба кузнеца — и отец, и сын, следуя традиции сказа Николая Лескова, держат инструмент в левой руке! Жаль механической нимфозории для проверки теории под рукой не оказалось.

Упомянем еще один любопытный факт. Помните пёстрый домик на улице Гагарина с резными воротами, витыми наличниками на окнах и сложной композицией из деревянных резных деталей на фронтоне? В моё школьное детство к нему экскурсии водили. Так вот, это дело рук Михаила Осиповича Алексеева – отца Александра и, соответственно, дедушки Павла. Нет никаких сомнений, Алексеевы – это настоящая династия осташковских мастеров и верных хранителей лучших ремесленных традиций!

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий