Как и любой мальчишка, в детстве Юра Веселов мечтал о путешествиях, большой дороге и приключениях. Поэтому, окончив школу в Нелидове, откуда родом, поступил в железнодорожное техническое училище во Ржеве. Училище это выбрал, чтобы исполнить мечту детства.
Во время прохождения учебной практики на железнодорожной станции Осташкова, он с головой окунулся в производственный процесс, вкусил железнодорожной романтики и прочувствовал на себе нюансы дела, которым ему суждено было заниматься всю трудовую жизнь.
Из училища вышел с дипломом помощника машиниста паровозов и тепловозов. По распределению был направлен в Осташков, который за время прохождения практики стал ему родным. Начал трудовую деятельность, а через полгода его призвали в армию. Служил в ракетных войсках в Германии.
В 1972 году вернулся в Осташков под крыло старшего коллеги и товарища Ивана Александровича Широкова, с которым поддерживал связь, пока проходил срочную службу. Юрий рассказывал о солдатских буднях, а машинист делился трудовыми успехами железнодорожников.
![](https://seliger-news.ru/wp-content/uploads/2024/08/image_1-17-728x1024.jpg)
Отдав воинский долг Родине, Юрий вернулся в Осташков и продолжил работать помощником машиниста паровоза. А через полтора года руководство направило его на курсы машинистов паровоза и через семь месяцев Юрий получил права.
Помнит свой первый рейс с инструктором, который внимательно следил за молодым машинистом. Сделали обкатку по участкам Осташков-Бологое, Осташков-Великие Луки, Осташков-Торжок. Инструктор Геннадий Иванович Шебин, после обкатки и проверки теоретических знаний, выдал положительное заключение. С того момента и началась у Юрия Анатольевича новая жизнь.
И эта новая жизнь предполагала новые свершения и достижения. До 1975 года железнодорожный транспорт был на паровозной тяге, а в 75-м перешёл на тепловозную, а для этого потребовалось переобучение всего коллектива машинистов. А таковых тогда было в Осташкове около сорока человек!
Было решено поочерёдно направлять машинистов на переобучение. А так как у Юрия Анатольевича был диплом ржевского училища, в котором, напомним, значилось: «Помощник машиниста паровозов и тепловозов», то он вместо одиннадцати, положенных на переобучение месяцев, вернулся в Осташков через четыре. Молодых машинистов переучивали в короткие сроки, так как работы на железнодорожной станции было много.
У руководства железной дороги на молодого и перспективного машиниста были свои планы, а потому через год машинист тепловоза третьего класса прошёл курсы повышения квалификации и стал машинистом второго класса, а потом и первого.
А через некоторое время начальство и вовсе предложило Юрию Анатольевичу должность инструктора. Тогда в депо было три колонны — грузовая, пассажирская и маневровая. В одной только грузовой колонне было тридцать бригад по два человека в каждой, да в маневровой и пассажирской колоннах по 15 и 40 человек соответственно. И работу каждого работника контролировал инструктор.
Садился рядом с машинистом и следил, как тот выполняет профессиональные обязанности, а выводы записывал в формуляр. Если были нарушения незначительные, то они оставались в формуляре да в памяти машиниста, а за грубые нарушения — к начальнику на предметный разговор.
Со временем руководство направило усердного работника за дополнительными знаниями в Великолукский железнодорожный техникум, который он успешно окончил.
Юрий Анатольевич неоднократно становился героем материалов корреспондентов газеты «Заря коммунизма». В номере от 17 января 1980 года Олег Северов писал:
«Молодой коммунист, машинист тепловоза Юрий Анатольевич Веселов вместе с помощником Сергеем Алексеевым добиваются высоких результатов в социалистическом соревновании. Успехи приходят к ним за счёт крепкой трудовой дисциплины, хорошей технической подготовки. Оба они успешно учатся на заочном отделении Великолукского техникума. Веселов является лучшим общественным инспектором по контролю за безопасностью движения поездов».
Через три года в номере от 12 ноября 1983 года была опубликована ещё одна небольшая заметка о труженике стальных магистралей.
![](https://seliger-news.ru/wp-content/uploads/2024/08/20240729_132811-768x1024.jpg)
«…Квалифицированный машинист, настоящий мастер своего дела, влюблённый в профессию. За его плечами — техникум железнодорожного транспорта, работа помощником машиниста. Сам он уверенно водит по стальным магистралям скоростные красавцы-локомотивы. Юрий Анатольевич постоянно в числе лидеров социалистического соревнования машинистов. Оправдывает этим высокое звание ударника коммунистического труда. Заслуги Веселова отмечены наградой Родины — медалью «За трудовую доблесть».
Юрий Анатольевич любил свою профессию и она отвечала взаимностью. Горожане могли увидеть фотографию труженика на доске почёта, которая несколько десятилетий назад была оформлена на Екатерининском бульваре, являя городу людей труда.
В семье всё сложилось благополучно. Супругу Юрий привёз с родины. Наталья Андреевна Веселова преподавала в гимназии географию, сейчас обучает ребятишек в Житенном монастыре.
В семье родились сын Александр и дочь Елена. Юрий Анатольевич очень хотел, чтобы Александр стал железнодорожником. Но сын выбрал не менее важную и нужную профессию — лечить людей. Александр работает хирургом и живёт в Андреаполе. Дочь Елена, окончив финансовый техникум, продолжила получать образование в Калуге в академии финансов. Сейчас живёт и работает в Подмосковье.
У сына родилась дочь Сашенька, которая, выросла, создала семью и подарила родителям внучку Соню. Так что Юрий Анатольевич — ещё и прадедушка.
Сейчас всё внимание — одиннадцатилетней внучке Есении, которая гостит в Осташкове у бабушки с дедушкой. Есения радует родных отличными оценками, к тому же она — талантливая художница.
Вместе с бабушкой и дедушкой с удовольствием ходит в лес за ягодами. Уже несколько раз сходили за земляникой и малиной, черникой, собрав приличный урожай ягод.
Юрий Анатольевич добрым словом вспоминает коллег. Машинисты тепловоза Николай Алексеевич Фокин, Василий Иванович Сорокин, Вениамин Александрович Чижов, Виктор Алексеевич Иванов, инструкторы Виктор Александрович Устинов, Александр Владимирович Андреев, расшифровщица Галина Васильевна Марина, главный инженер ШЧ-25 Александр Константинович Круглов — с ними и другими коллегами машинисту Веселову работалось легко и комфортно.
Всех, кого вспомнил и тех, чьи имена не попали на страницы газеты, Юрий Анатольевич поздравляет с наступающим профессиональным праздником — Днём железнодорожника. Желает крепкого здоровья, энергии и долгих лет жизни.
К сожалению, со временем большое предприятие развалилось и на заслуженный отдых уходил из подменного пункта в Бологом. А так как пенсия была льготная, то потом отработал ещё десять лет на железной дороге.
Профессия, которую когда-то выбрал, — не из лёгких. Порой возвращался из рейса, а времени хватало только на то, чтобы выспаться. В экстренных случаях, не считаясь с трудовым режимом и личным временем, снова вызывали на работу. Но, несмотря на специфику и трудности, Юрий Анатольевич по праву считает, что профессия железнодорожника — одна из самых нужных людям и стране.
Профессия эта всегда пользовалась заслуженным уважением и почётом и сегодня объединяет сотни тысяч людей, которые своим трудом обеспечивают круглосуточную доставку грузов и перевозку пассажиров.
У железнодорожной станции Осташков есть своя история и есть реальные трудовые будни. И каждый, кто работал и работает сейчас — профессионал, глубоко преданный своему делу. И пусть опыт, мастерство, ответственное отношение к работе помогают труженикам стальных магистралей выполнять намеченные планы и добиваться новых успехов.
Ирина ТИНУС
Фотографии предоставлены Ю.А. Веселовым