Полномочий моей героини Людмилы Ивановны Евсюковой – заслуженного работника культуры, почетного гражданина города Осташкова, увы, не хватает, чтобы победить этого местечкового мусорного монстра.
Начинаем с конца:
– Людмила Ивановна, а искусство спасает от грязи в широком понимании?
На секунду задумалась:
– Не всех. Не во всём. И не всегда. Но дает человеку иммунитет – не сомневаюсь.
Это – держать прямой спину. Не теряться и находить выход в любых обстоятельствах. Верить в поддержку партнеров и единомышленников и уметь находить общий язык с недоброжелателями. И смотреть на мир широко раскрытыми (но нет, не наивными!) глазами.
Этому её научил театр, которому она посвятила более полувека. Это она воспитывает в своих учениках.
Впрочем, не только театру она обязана качествам… Люся Василенко родилась в кубанской станице 14 июля 1941 года. Отец ушел на фронт, вскоре попал в плен. В их доме во время оккупации стояли немцы. «Я была очень маленькая, а вот сестра Нелли, старше меня на два года, та помнит, как она плакала от страха. В ее доме до сих пор хранятся тяжелые табуретки со следами утюга, оставленными оккупантами».
После четырехлетнего немецкого плена отца ожидало наказание и на родине: обменяли эшелон на эшелон с пленными немцами, и Иван Василенко вместе с такими же дважды наказанными оказался в Магнитогорске. Туда перебралась с благодатной Кубани семья, и этот уральский город должен стать бы для Людмилы второй родиной, но до конца так и не стал.
– Плен и несправедливость наложили отпечаток на характер отца. Даже после смерти Сталина и реабилитации он не смог простить обиды. Нас воспитывали в большой строгости. Из-за самолюбия я заставляла вести себя так, чтобы ко мне не было претензий.
Этой с детства выработанной самостоятельностью был продиктован и дальнейший ход жизни: добиваться всего самой, стремиться к идеалу.
Занималась в кружках, выступала – для советского детства это было естественно. Много читала. «У меня были хорошие педагоги. Ставили речь, учили держаться на сцене. Двух вещей только не могла осилить в юности – петь и танцевать».
Это и испугало Людмилу при вступительных экзаменах в ГИТИС: второй тур обещал быть именно танцевально-вокальным. И поступила в институт культуры (сейчас это Московский государственный университет культуры и искусств) на актерско-режиссерское отделение. Готовили параллельно актеров и режиссеров для народных театров. С курса только пятерым светил диплом режиссера. И надо же: хрупкая блондинка с голубыми глазами Люся Василенко, вполне успешно играющая на сцене, стала именно режиссером! Характер…
Он позвал ее не на Южный Урал, где в Домах культуры металлургов и театрах наверняка нашлось бы место для выпускницы столичного вуза, а в далёкое, неизведанное.
– Я практику проходила в Калинине, и там мне гарантировали трудоустройство. Но поняла, что перейду дорогу человеку, уже работавшему в коллективе. И попросилась – ну куда угодно.
Жребий пал на Осташков.
– Людмила Ивановна, а вы хоть знали, что едете в город с особыми, полуторавековыми театральными традициями?
– Да ничего я не знала! Когда я сошла с поезда, стала интересоваться, где тут трамваи ходят. Тогда, в 1965-м, даже нормальной дороги от станции до собственно города не было.
Зато был театр. К ее приезду сложилась труппа, и театр уже три с половиной года носил звание народного. Это был третий возраст осташковского театра. Напомним, что начало театральным традициям на селигерской земле было положено в 1805 году. В свое время ставили «Горе от ума» без цензурных вымарок. Особенно процветало театральное искусство в Осташкове под покровительством фабрикантов Савиных и в особенности – супруги городского головы, Прасковьи Ивановны Орловой-Савиной, в молодости блиставшей на подмостках императорских театров.
Не предали свою любовь к театру осташи и в советское время. А перед войной в городе даже был профессиональный свой театр, где одно время играл отец ведущего артиста Тверского театра драмы Константина Юченкова, Глеб Юченков.
В 1962 году, пережив послевоенное возрождение, кружок артистов из народа снова стал статусным. Людмила Василенко (впрочем, вскоре она встретила здесь, на берегах Селигера свою судьбу и стала Евсюковой) стала вторым его режиссером после уехавшей Любови Сокуровой. И началась, без преувеличения, история побед. Мы можем потешаться над образом режиссера народного театра, который так гротесково воплотил Евгений Евстигнеев в фильме «Берегись автомобиля», но да – замахивались! И не только на «Вильяма нашего Шекспира». Была классика – Островский, была современная драматургия – Вампилов, Розов, Афиногенов. Более 40 различных по жанру постановок осуществлено под руководством Евсюковой! В 1970 году Осташковский народный театр показывает на сцене одного из московских театров спектакль «Константин Заслонов» по пьесе А. Мавзона и становится лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. Успех повторен в 1977-м, теперь уже с остро актуальной пьесой «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова.
Постановки для детей, скетчи – по-настоящему хорошая театральная шумиха. Да плюс любительский театр при Доме культуры кожзавода, агитбригада, работа на радио…
– Ваша профессиональная жизнь делится как бы на три этапа: режиссерско-актерский, административно-управленческий, педагогический. Какой, на ваш взгляд, был наиболее плодотворным?
– Во-первых, это деление очень условное: будучи режиссером, приходилось быть и организатором, и педагогом – именно тогда со сцены народного театра сначала поступили в театральные вузы Валентина Виноградова и Владимир Фунтусов, а потом заняли достойное место в профессиональном пространстве северной столицы. Занимая должность заведующей отделом культуры района, не могла окончательно расстаться со сценой. Сначала поставила один спектакль, затем второй, потом как-то сложился театральный коллектив, ставший со временем образцовым. А теперь под моим художественным руководством их уже два – детско-юношеский «Дебют» и взрослый «Магия». Что касается успешности, то на каждом этапе были свои победы.
Но разговор то и дело сворачивает на ее воспитанников. Вчерашних, сегодняшних… По завершении карьеры управленца культурной сферой (должность заведующего отделом Людмила Евсюкова исполняла 15 лет) наша героиня стала преподавать в Детской школе искусств, взяв на себя театральное отделение. В 1993 году она набрала первый класс.
– Мама, я хочу записаться в театральный класс…
– Лена, что ты? Ты только что поступила на художественное отделение. И Сан Саныч тебя хвалит… В школе и так с проблемами учишься.
– Ну можно я попробую?
В те годы жилось особенно тяжело. Ни одеть, ни обуть. Дочь ходила в моих протекающих сапогах. Едут с постановкой куда-нибудь – и дать в дорогу особенно нечего. В какой-то момент театр стал пересиливать художку. И тогда педагог милостию Божьей Галина Викторовна Смелко пошла на неординарный шаг: к премьере спектакля по Федерико Гарсиа Лорке «Любовь дона Перлимплина», где наши девчонки играли небольшие роли, сделала выставку их ученических работ. Стало стыдно, хвосты были сданы, свидетельства об окончании двух отделений получены одновременно.
В 1998 году Лена сыграла роль Агнии в постановке «Не все коту масленица», после которого вскоре — так вышло! – театр стал образцовым… Моя дочь не стала ни актрисой, ни художником. Но уроки «прямой спины, уверенности в любой ситуации» ее педагога Людмилы Ивановны Евсюковой помогали и помогают, как и, пожалуй, всем ее ученикам. Из нашего набора все-таки некоторые ребята связали жизнь со сферой культуры. Окончила Тверской колледж культуры Лена Веселова, Сережа Павлов получил диплом университета культуры (правда, он стал юристом в этой сфере, но и опыт лицедейства ему пригождался в жизни); Надей Панченко не в профессии, так в хобби востребованы сценические уроки.

Сегодня одна из лучших выпускниц Людмилы Евсюковой, Юлия Бубненкова, – студентка Московского государственного университета культуры и искусств. Успешно занимается и там. «Юля – ищущий человек, у нее должно многое получиться в профессии», – уверена педагог.
За немногим более чем 20 лет Евсюкова-педагог выпустила около 100 воспитанников. Многие из них становились лауреатами конкурсов, стипендиатами губернаторских стипендий.

Вот что интересно: сейчас дети так увлечены компьютерами, да и в школе нагрузки возросли. И, тем не менее, все равно бегут в театральный!
– Эта потребность у человека будет всегда; по крайне мере, у части человечества, – проявить себя как творческую личность. И никакие войны, катаклизмы, компьютерные соблазны этому не будут помехой. Что касается последнего, то мы, взрослые, виноваты в изоляции ребенка от окружающего мира посредством компьютера. На самом деле, это Интернет должен не замыкать, а расширять рамки его мира, объем его полезных для жизни познаний.
Я хочу вернуть Людмилу Ивановну на ход назад, к деятельности ее на посту заведующей отделом культуры. Она почему-то скучнеет. А ведь кому-кому, а ей есть что предъявить как созидателю: при руководстве сферой Евсюковой в культурном пространстве Осташкова произошли существенные изменения. Музыкальная школа переехала в отремонтированное здание и после открытия художественного, театрального и хореографических отделений преобразована в школу искусств. Построена новая библиотека. Возводились Дома культуры на селе. И, наконец, дан старт фестивалю классической музыки «Музыкальные вечера на Селигере», который стал явлением не только областной, но и национальной культуры. Какие же невероятные организационные усилия пришлось предпринимать, чтобы его запустить, а потом не дать зачахнуть как экзотическому растению на скудной почве!
– Радовало, что работали в сфере культуры люди самоотверженные, пусть часто и любители. Благодарна Льву Савельевичу Бейлину (поклон и поздравления с юбилеем!), самодеятельной певице Ольге Ивановне Александровой, художнику Юрию Никандровичу Полякову. Моим, увы, уже ушедшим коллегам Евгению Евгеньевичу Збруеву, Александру Евгеньевичу Румянцеву, Юрию Ивановичу Ананьеву. Как не вспомнить тружеников в сельских Домах культуры, библиотеках – Людмилу Николаевну Толмачеву из Рогожи, Валентину Николаевну Орлову из Свапуще? Смотрите, школа творчества Святосельского дома культуры не прерывает деятельность, а совершенствуется, выдавая на-гора новые таланты из народа. Продолжает трудиться в городской библиотеке Элеонора Викторовна Дубова – образец профессионализма, культуры, самоотверженности.
А огорчало… Ни одно хорошее дело не обходилось без ненужной нервотрепки. Кстати, я ведь так и не подписала акт приемки школы искусств, которую сдали с существенными нарушениями! Было всегда обидно выслушивать претензии о правонарушениях в учреждениях культуры, о примитивных туалетах… А теперь нет ни туалетов, ни клубов. Что там клубы: кинофикация ликвидирована как вид культурного досуга на территории района.
Но снова глаза загораются: вспоминает, как с агитбригадами ездили по району, как писала оригинальные сценарии, как выступали на рабочих площадках, на фермах.
– В конце концов, мы – сфера обслуживания и просвещения людей, которые что-то производят руками, головой. Сейчас исчезло само понятие – человек труда. И в самой культуре от ощущения самодостаточности, в ее отрыве от человека-потребителя (зрителя, слушателя, читателя), происходят необратимые изменения. Вот это опасно…
– Сегодня я смотрю на своих учеников и мысленно прикидываю: кто бы из них впоследствии мог занять мое место, взять театральные коллективы. И вижу в одном из них задатки! Но вместе с тем спрашиваю себя: а вправе ли я заманивать молодого человека, будущего главу семейства, на этот путь? Путь малых денег, вечной занятости, оторванности от семьи, иллюзии известности? Однако верю, что искусство, культура, театр для кого-то из них останутся не просто детским увлечением, а станут судьбой. И все повторится.
***
В дни, когда статья готовилась к печати, были подведены итоги ежегодного регионального конкурса «Женщина года», который проводит Женская ассамблея Тверской области. Людмила Ивановна Евсюкова стала дипломантом в номинации «Наставник».
Наталья Николаева

Добавить комментарий