Одна из первых публикаций рубрики «Незабытая родина» была посвящена Зехново – деревушке у автомобильной дороги, по которой через Ржев на Селигер летом попадают тысячи туристов. Тогда в наш объектив впервые попал придорожный продуктовый магазин «Берёзка». Прошло полтора года и на торжественной церемонии чествования граждан Осташковского городского округа мы вновь про него услышали. Предприниматель Людмила Гучкова победила в номинации «Индивидуальный стиль и нестандартный подход», что и послужило поводом познакомить вас с ней, а также её супругом и партнёром по бизнесу Андреем.
У контрастирующего с привычным сельским окружением магазина «Березка» полным ходом шла разгрузка. Андрей работал в мастерской и, по всему было видно, времени даром там не терял. Территория вокруг магазина содержала признаки бурной деятельности, свидетельствующей о намерении хозяев масштабировать бизнес. Магазин оброс террасой. Позади появилась постройка, в которой, как мы позже выяснили, вскоре разместятся склад и офисное помещение. Рядом, судя по уже возведенному основательному фундаменту и горе строительных материалов, затевается еще какое-то строительство. В глубине участка на поле в специальных ёмкостях с подведённой оросительной системой — клубника и огурцы.
Прежде чем познакомить вас с Андреем и Людмилой, заглянем в магазин «Берёзка». За прилавком посетителей приветливо встречает молодой парень — Илья Сергеев. Он, как и главные герои этой публикации, перебрался на Селигер из Москвы.
— Это долгая история, — говорит Илья. — Сейчас мне 32, но впервые я оказался в этих краях в 10 лет. Родители брали меня с собой к друзьям в Нижние Котицы. Места эти нам так полюбились, что отец решил приобрети недвижимость. Взял недострой и лет пять доводил его до готовности. А недавно отец сообщил, что дом стоит без дела и его нужно продавать. Я же уже несколько лет обдумывал, как бы завести собаку и уехать подальше от шумной и душной Москвы. Гражданская жена это моё устремление полностью разделяла. Да, я коренной москвич, но всё мое нутро восстаёт против жизни там. Так в октябре прошлого года мы перебрались жить в отцовский дом в Нижних Котицах. Вот первую зиму пережили. Было непросто. Дом неутеплённый, а морозы были сами помните какие. Сейчас у меня очень много работы по обустройству дома, а магазин – это возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Нельзя же всё время что-то колотить и пилить. В Москве я успел поработать и директором магазина, и в логистике. Здесь эти навыки пришлись к месту, поскольку в деревне в принципе мало трудоспособного населения, желающего работать. И Людмиле, конечно, очень нелегко.
Заметим, что ассортимент магазина с патриотичным названием «Берёзка» отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных сельмагах. Рядом с привычной недорогой водкой и клюквенной настойкой, которым отдают предпочтение местные жители, стоят бутылки с ирландским виски и чешским травяным ликёром. В сезон основную выручку магазину обеспечивают туристы. Расположение всё же крайне удачное, а заданный государственной политикой тренд на внутренний туризм должен обеспечить устойчивое развитие бизнесу.
Прежде чем продолжить — маленькая ремарка. Сперва я познакомился и пообщался с Людмилой, и лишь затем с её мужем Андреем, но хронологически правильным будет сначала представить его рассказ. Тем более, что именно Андрей являлся главным инициатором переезда в Осташковский район. Так и поступим, воспользовавшись журналистским монтажом.
— На переезд из Москвы меня сподвигло нежелание жить в сумасшедшем городе, тратить время на стояние в пробках и дышать угарным газом, — без тени сомнений сообщил Андрей. — Немногие способны осознать всю ущербность положения жителей больших городов и потому, вероятно, из маленьких городов и сёл туда продолжают стремиться за материальными благами, оставляя за скобками всё действительно важное. Здесь мы наблюдаем закаты и рассветы, видим звёзды, дышим чистым воздухом…
Не будем отрицать, в этом рассуждении определенно есть здравый смысл, но, к сожалению, вырвавшиеся из провинции люди начинают осознавать его довольно поздно, когда треть жизни уже оставлена где-то в пробках по дороге от дома до работы и обратно.
— Но почему именно Селигер? — задаю вопрос Андрею.
— В 1984 году мы с младшим братом по путёвке на две недели впервые приехали на турбазу «Селигер», — рассказывает Андрей. И сразу влюбились в этот край! Погода была не очень, но мы ходили в поход на вёсельных лодках, купались, ловили рыбу, знакомились с историей… Помню, как накупили книг Владимира Исакова о Селигере и Осташкове.
Несколько месяцев братья жили впечатлениями от этой поездки, а зимой решили, что обязательно купят палатки, всё необходимое туристическое снаряжение и вернутся на Селигер!
— В 1985 году мама, папа, я, брат Иван, двоюродная сестра, наша с ней общая бабушка и кокер-спаниель на поезде приехали в Осташков, — продолжает рассказ глава семьи. — Сели на теплоход и отправились в Заплавье, где был организован прокат туристического снаряжения и лодок. Так мы отправились в 25-дневную маленькую селигерскую кругосветку…
Эти впечатления юности сформировали эстетические предпочтения Андрея и понимание подлинных ценностей. С тех пор каждый год он ждал возвращения в живописный озёрный край, где дышится так легко и ощущается размеренное течение времени. На Селигер он приезжал в составе разных групп. Много, где успел побывать. Прошёл все протоки, увидел озёра, плёсы и впитал истории этих мест. О здешней природе Андрей говорит с необычайной любовью и очень заразительно. И это важно отметить для понимания того, как он сам, а за ним и Людмила отважились на этот шаг и переехали из Москвы в далёкую деревню, кардинально поменяв свою жизнь.
— Родом из Подмосковья, но много лет до окончательного переезда в Осташковский район жила в столице, — рассказывает уже Людмила. — В Москве Андрей занимался оптовыми продажами алкоголя, а я работала в области финансов. При этом всё свободное время мы старались проводить на Селигере в палатках. Летом в выходные дни закидывали мотор, лодку, прочий скарб и мчались сюда… Когда подошли к семейной жизни, поняли, что мотаться вот так с вещами больше не можем. Решили приобрести недвижимость, и к 2007 году у нас появился земельный участок в Нижних Котицах. Первая база отдыха, которая там открылась, была наша. Она и сейчас там существует, но уже с другими владельцами. Мы же закрепились в Зехново. Деревня эта мне очень нравилась. Она производила впечатление живой и ухоженной. Когда появилась возможность купить здесь дом, мы, не задумываясь, это сделали. Это был соседний от магазина дом, а через год купили уже и этот с недостроенным кафетерием на первом этаже.
Собственно, изначально Андрей и Людмила планировали также открыть кафе, но затем, всё взвесив, от этой иди отказались. Решили открыть магазин, так как это более понятный и предсказуемый бизнес. Пять лет шло строительство и ремонт, а в мае 2021 года двери магазина «Берёзка» открылись для первых посетителей. Впрочем, от идеи с кафе наши герои окончательно не отказались и уверенно идут к своей цели. Помните про упомянутую вначале террасу?
— Это терраса нашего будущего сезонного кафе, — пояснила Людмила. — Потребность в нём мы ощущаем. — Местные жители хотят иметь место для неформального общения. Отдыхающие тоже, в том числе с баз отдыха из соседних деревень. Но в этот сезон мы, к сожалению, не откроемся. Всё упирается в самую большую для нас проблему – человеческие ресурсы. Даже второго продавца в магазин найти не можем. Работы много. В сезон смена с 9 утра до 10 вечера. Работаем с компьютером. Требуется мобильность. И вот получается, что пожилым людям с этим просто не справиться, а молодые или уже давно трудоустроены, или такие, что просто не хотят работать. Что же касается кафе, то мы с мужем ещё не определились окончательно с его концепцией. Он склоняется к традиционному придорожному формату, а мне бы хотелось чего-то более эксклюзивного, чтобы это место притягивало людей.
Если вы уже ознакомились с номинантами церемонии чествования жителей Осташковского городского округа, то должны быть в курсе, что Андрей и Людмила вовлечены в жизнь деревни и оказывают финансовую поддержку при проведении культурно-массовых мероприятий. Кроме того, как юридическое лицо, их магазин ежегодно участвует в Программе поддержки местных инициатив, помогая развитию территории. В общем, в настоящее время семья тесно интегрировалась в местное сообщество. Мне же было любопытно узнать, как приезжих приняли изначально.
— Сейчас местных жителей знаем практически всех поименно, — говорит Людмила. А когда только приехали в Зехново, нас уже некоторые знали по работе на базе отдыха. Никто негативных эмоций в отношении нас не проявлял. Мы приехали честно жить и работать, потому всё как-то сложилось. Считаю, что надо просто много работать, а люди со временем сами дадут оценку тебе и твоему труду. Я всем довольна и ни о чём не жалею. Хотелось бы только, чтобы деревня активнее развивалась.
Сейчас у Андрея и Людмилы очень много сил и времени уходит на развитие бизнеса. На Андрее — ворох мужских дел, включая строительство. Людмила же ведёт бухгалтерию, занимается поставками, и сама выходит к прилавку. Отдача – благодарные жители и туристы. Победа в номинации для Людмилы стала приятной неожиданностью. Мне же кажется, что она вполне заслужена.
Завершая публикацию, хочу пожелать нашим героям поскорее наладить рабочий процесс так, чтобы иметь хотя бы один выходной в неделю и выбираться в походы и маленькие путешествия по Селигеру. Сейчас они об этом только мечтают.
Андрей РЯБОЧКИН