В дежурной части МО МВД России «Осташковский» ежесуточно раздаются десятки звонков. Это центр, куда стекаются сообщения о происшествиях, преступлениях и правонарушениях. Граждане обращаются сюда с разного рода заявлениями. Все они проходят тщательную проверку. Какой путь проделывает заявление с того момента, как оно оказывается в дежурной части, все ли обращения граждан регистрируются – об этом наш разговор с врио заместителя начальника МО МВД России «Осташковский» Олегом Гуренковым.

– Олег Германович, каким способом можно сообщить в полицию о совершенном преступлении или правонарушении? Является ли обязательным присутствие заявителя в отделе?

– Не всегда. Да, один из способов – это визит гражданина в отдел. Но в случае, если ситуация требует безотлагательного вмешательства сотрудников полиции, лучше сделать звонок в дежурную часть по номерам телефонов – 02, 5-71-02, чем тратить время на дорогу, теряя при этом драгоценные минуты. Можно набрать на мобильном телефоне – 112. Это единый номер вызова экстренных служб. Он является бесплатным.

В дежурной части принимают письменные заявления от граждан, устные сообщения. Ни одно обращение не останется без внимания. Но тут есть один нюанс, на котором я хотел бы сделать акцент, – анонимные обращения не регистрируются. Кроме того, принятые в дежурной части по телефону сообщения, не содержащие информацию о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, рассмотрению не подлежат.

Также заявление можно отправить в конверте через почту, указав на нем наш адрес – город Осташков, улица Володарского, д.36 (но следует учитывать, что этот процесс – небыстрый), а еще – через официальный сайт МВД РФ.

Если гражданин по какой-либо причине не может прийти в отдел, например, из-за болезни или преклонного возраста, то ему удобнее, конечно, воспользоваться дистанционным способом обращения в полицию.

– Что происходит дальше, после того, как человек позвонил в полицию и сделал заявление?

– Сотрудники дежурной части регистрируют телефонное сообщение, и далее к гражданину выдвигается следственно-оперативная группа, которая будет разбираться в произошедшем. Кстати, письменное заявление гражданин может вручить представителям этой группы. Если заявитель – человек с ограниченными возможностями здоровья или очень преклонного возраста, который не может самостоятельно написать заявление, то сотрудник полиции с его слов составляет протокол принятия устного заявления о преступлении.

– Как должен действовать заявитель при личном визите в отдел?

– Прежде напомню, что дежурная часть работает круглосуточно и звонки принимает тоже круглосуточно. Человек при посещении дежурной части должен озвучить причину своего визита, суть заявления. Потом он составляет заявление в письменной форме. Оно может быть, как кратким, так и развернутым. Кстати, каждого гражданина информируют о том, что за заведомо ложный донос о преступлении законом предусмотрена уголовная ответственность. Наказания за такого рода преступления обозначены в статье 306 Уголовного кодекса РФ.

После того, как сотрудник дежурной части регистрирует заявление, он выдает заявителю квитанцию о приеме заявления. Отмечу, что все действия сотрудников полиции по заявлению возможны только после его регистрации в дежурной части. Заявление зарегистрировано и теперь находится на учете. Кстати, гражданин в любой момент может позвонить (номер указан в квитанции) и узнать, на какой стадии рассмотрения оно находится, а также сообщить подробности дела, о которых вспомнил.

Все заявления и сообщения регистрируются в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Каждому заявлению и сообщению присваивается порядковый номер. Все этапы, которые проходит заявление, отражаются в Книге учета, также, как и вся поступающая по нему информация.

– Где-то закреплены эти нормы, которыми должен пользоваться сотрудник дежурной части в своей профессиональной деятельности?

– Приказом МВД России № 736 от 29 августа 2014 года утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Им и руководствуются сотрудники полиции.

В Инструкции, в частности, сказано, что «заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России».

– Вы говорили об этапах, которые проходит заявление. Какой процесс запускается благодаря заявлению или сообщению о преступлении, административном правонарушении?

– После регистрации заявления или сообщения оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования. Запускается определенный, хорошо отработанный механизм действий, закрепленный законодательно.

Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии – это проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверку зарегистрированного заявления или сообщения осуществляет сотрудник органов внутренних дел по поручению руководства отдела. Исполнитель обязан проверить действительность факта обращения, а также достоверность данных заявителя в части указания им фамилии, имени, отчества и своего адреса. Если имя, фамилия, адрес являются вымышленными, то заявление либо сообщение признаются анонимными.

По результатам рассмотрения заявления или сообщения о преступлении принимается решение либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении, либо о передаче по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд. Заявления и сообщения по административным правонарушениям подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Результатом рассмотрения может стать возбуждение дела об административном правонарушении, отказ в возбуждении дела. Должностное лицо может принять решение о передаче заявления и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, либо о передаче заявления и материалов в иной территориальный орган МВД по территориальности.

Когда по заявлению принято решение, то гражданину направляется уведомление о принятом решении. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

– На что вы еще хотите обратить внимание? О чем сообщить читателям районной газеты?

– Отдельно хочу остановиться на том, что в дежурной части ведется запись телефонных разговоров. Если звонящий ведет себя некорректно, допускает в своей речи нецензурную брань, дежурный вправе прекратить разговор. Ненормативная лексика в общении с представителем закона недопустима. Если человек хочет, чтобы его услышали, он должен держать себя в руках, иначе информация до сотрудника полиции будет доведена не в полном объеме.

Гражданин должен понимать, что объяснить причину звонка связно, четко, без брани – в его интересах. Поэтому необходимо справиться с волнением. Ежесуточно специально назначенный сотрудник прослушивает все записи речевого регистратора. Он уточняет данные, проверяет, чтобы ничего не было упущено, все ли зафиксировано.
И еще один момент. Каждый человек должен знать, что, если звонок в дежурную часть уже совершен, то его не отменить. Нельзя взять и передумать. Как я уже отмечал, запускается определенный механизм действий сотрудников полиции.

Обращаюсь к гражданам: если случилась беда, если стали свидетелем преступления, правонарушения, происшествия, звоните в дежурную часть незамедлительно. Если перечисленные события случились ночью, не надо ждать наступления утра, ведь дежурная часть работает круглосуточно.

Анастасия МАКАРОВА

Добавить комментарий