Профилактика нарушений миграционного законодательства, а также противодействие нелегальной миграции являются одним из основных направлений деятельности правоохранительных органов.
Прибыв на территорию России, мигранты обязаны исполнять требования миграционного законодательства, в том числе по миграционному учету, который представляет собой процедуру уведомления органа миграционного контроля о прибытии иностранца на территорию России.
По прибытию в место пребывания (проживания) иностранного гражданина, принимающая сторона обязана уведомить непосредственно орган миграционного учета представив утвержденный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Вместе с тем выявляются факты фиктивной постановки иностранцев на миграционный учет на территории Осташковского, Селижаровского муниципальных округов, без предоставления жилого помещения по месту регистрации, следственным отделом в текущем году в отношении одного жителя пгт. Селижарово Тверской области уголовное дело указанной категории уже направлено в суд для рассмотрения по существу.
Необходимо знать, что такая деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Так, за совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа вразмере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.
Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность, в том числе за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ); за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ); за нарушения в области трудовой миграции установлена также ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст.ст. 18.10, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ).
Кроме того, незаконная миграция ведет к росту преступности, так Осташковским межрайонным следственным отделом следственного управления СК России по Тверской области в текущем году в отношении мигранта, расследуетсяуголовное дело по факту свершения им преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ, мигрант совершивший преступления заключен под стражу. В 2024 году следственным отделом расследовалось 2 уголовных дела в отношении мигрантов, преступники были заключены под стражу и в настоящее время уже осуждены к реальным срокам лишения свободы.
Осташковский межрайонный следственный отдел следственного управления СК России по Тверской области