Матвеева Нина Ивановна родилась в деревне Куряево Сиговского сельсовета Осташковского района в 1922 году. В 1938 году шестнадцатилетняя Нина в городе Бологое закончила фельдшерско-акушерскую школу и была направлена на станцию Хвойная, где и работала до начала Великой Отечественной войны. Вот как она вспоминала то время:

«Я была призвана в июне 1941 года на Ленинградский фронт. На пулковском направлении была ранена и отправлена в город Пушкин.

Затем была эвакуирована в Ленинград. Здесь лечилась, потом служила всю блокаду, все 900 дней и ночей. Раненые к нам доставлялись отовсюду. Их было так много, что не успевали долечивать, хотя работали день и ночь. Служила в госпитале старшей хирургической сестрой. Днем — в палатах отделения, а ночью — дежурство на крышах.

Девчонки в больших рукавицах с крыш сбрасывали зажигалки. О блокаде Ленинграда можно говорить очень много, и без слез не получается. Света не было, приходилось работать при коптилках. »
После снятия блокады распрощалась Нина Ивановна с Ленинградом. И трудными дорогами войны прошла от него аж до самой Румынии, где и услышала победные залпы 1945 года.

С 1949 года она работает старшей медсестрой. Жители города Осташкова, особенно старшее поколение, хорошо помнят Нину Ивановну как старшую медсестру городской поликлиники. Трудно себе представить поликлинику тех лет без этой энергичной женщины. Она организовывала работу медсестер, распределяла лекарства и медикаменты. Всегда улыбающаяся, чуткая, доброжелательная, она не один десяток лет оставалась верна своей профессии и пациентам. И всегда была образцом выполнения профессионального долга и примером для подражания молодым медсестрам.

Нина Ивановна была награждена орденом Отечественной войны, медалями — «За Победу над Германией», «За оборону Ленинграда» и другими многочисленными наградами.

Сельский доктор

Павел Петрович Комаров родился в 1922 году. В 1940-м по спецнабору был принят в военно-медицинскую академию. Но поучиться ему не довелось.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, был призван в армию и назначен начальником аптеки полка. Потом стал командиром санитарного взвода при стрелковом батальоне.

Медицинская служба военных частей была на передовой, на медиках были большие нагрузки по причине недоукомплектованности персоналом. В декабре 1941 года Павел Петрович получил ранение. Он долго лечился в госпитале, сначала в Череповце, потом в Вологде.

После госпиталя попал в первый стрелковый батальон, и осенью 1942 года был уже старшим фельдшером. Так и прошел он дорогами войны до самой победы. Но и после нее домой не вернулся, началась Русско-японская война, где ему тоже довелось повоевать.

За боевые заслуги ветеран был награжден орденом Великой Отечественной войны, медалями и другими наградами.

После войны Павел Петрович вернулся в Мошенку, откуда и уходил на войну. Здесь не один десяток лет до выхода на пенсию заведовал медпунктом. Правда, некоторое время поработал в Святосельской участковой больнице, но все же опять перебрался в родное село.

Всю свою жизнь этот интеллигентный человек, прекрасный профессионал служил людям, сохраняя им здоровье, а порой и спасая жизнь. Чего только не было в медицинской практике Комарова, доводилось и зубы лечить, и операции делать, и даже роды принимать. Он обладал знаниями, а главное, большим опытом во всех сферах медицины – педиатрии, хирургии, терапии.

А ведь это было то время, когда никакой «скорой помощи» не было. А больной мог находиться в деревне километров за десять. И тогда он брал инструменты и шел к больному пешком, по бездорожью, а бывало и ночью, если очень срочно надо.

Павла Петровича уже давно нет в живых, но до сих пор жители Мошенки и окрестных деревень с благодарностью и большим уважением вспоминают этого удивительного человека, которого можно по праву назвать сельским доктором с большой буквы.

Судьба была на всех одна

Трудовая биография Александры Степановны Шайкиной началась, когда ей исполнилось четырнадцать лет. Сгорел родительский дом и надо было помогать семье. Не очень-то тогда брали таких малолетних. Хорошо, сосед помог, жестянщик кожзавода. Приняли ее помощником жестянщика.

Началась война. Когда завод эвакуировали, двадцатилетняя Александра в городе осталась. С работой, впрочем, повезло, устроилась в госпиталь сестрой-хозяйкой. Сначала, правда, заведовала офицерской вещевой каптеркой.

С этим госпиталем она и прошла всю войну — от Осташкова до Восточной Пруссии. Менялись у госпиталя начальники, менялась нумерация, но главный профиль — лечить раненых и больных — не менялся.

Александра Степановна работала вольнонаемной, но все тяготы войны делила наравне с военнослужащими. Судьба была на всех одна.
Чем запомнилась ей война? Бомбежками. Начинается бомбежка — увеличивается поступление раненых в госпиталь.

Александра Степановна часто вспоминала уже после войны случай на станции Кринки в Белоруссии.

— Остановили нас, а кругом мины. И так немец бомбил нас, и крошил почем зря!.. Как сумели уцелеть, не знаю, — рассказывала она.

В госпитале, когда требовалось, была и поваром, и нянечкой, и санитаркой, и медсестрой. Одному поправить повязку, другому письмо написать, а кого-то накормить надо, утешить, успокоить, кому-то песню спеть. Сначала крови боялась, потом привыкла.

— Поступил к нам один раненый, называли его «самовар», — вспоминала Александра Степановна. — У него ни рук, ни ног не было. Его никак не могли покормить. Начальник госпиталя вызывает меня, говорит: «Ты маленькая, иди, покорми больного». Пошла, кормила потихоньку, не торопясь. Месяца два так и кормила. Однажды съел он первое, второе, пошла я за киселем, возвращаюсь — а он умер. Я так плакала, мне его так было жалко… Он шутил все, за жизнь цеплялся. Получил от жены письмо и говорит: «Еще неизвестно, буду ли я с ней жить». А сам без рук, без ног.

Как-то стояла Александра на посту. Требует пароль у проходящего командира. Не получив ответа, согласно уставу, делает предупредительный выстрел вверх. Отдача у винтовки такая, что Александра чуть не упала. Но страх не в том. Старшина подходит: «Ты что? Это же начальник караула!» «А он должен пароль знать», — не сдается Александра. Девчонки ахают: «Ой, что ты наделала!». А ей перед строем начальник госпиталя благодарность объявил за добросовестное несение караульной службы.

В четыре часа утра 9 мая неподалеку от Тильзита персонал госпиталя узнал, что кончилась война. Начался праздник, духовой оркестр появился. А в девять утра снова поступили раненые, с ними надо было работать, не до праздников. Потом госпиталь расформировали, и Александра Степановна сдавала имущество, инвентарь, сопровождала раненых, которых в другие госпитали отправляли.

В сентябре 1945 года Александра Степановна вернулась домой в Осташков. На войне она была при взрыве бомбы контужена, награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалью Жукова и другими наградами.

Подготовила Наталья Кабанова
На фото: Н.И. Матвева, П.П. Комаров

Добавить комментарий