Нина Васильевна Силкина (в девичестве Голованова) 1923 года рождения, уроженка Осташковского района.

В 1940 году она окончила Осташковскую медицинскую школу и начала трудовую деятельность в Санитарно-техническом институте на острове Городомля. В 1941 году институт был эвакуирован в Саратов. И она вернулась домой. Осенью враг подошел к городу. Часть сельских населенных пунктов западного берега Селигера заняли немцы, а ее родная деревня Ботово была сожжена. Нина вместе с семьей перебралась в Осташков. Она сначала работала в госпитале №1429 в средней школе №1, но, как и все сверстники, очень хотела пойти добро-вольцем на фронт. И, прибавив себе год, она добилась призвания в армию. Так что фактический год ее рождения 1924-й. Изначально Нина была назначена на курсы снайперов. Но когда узнали о ее медицинском образовании, направили в хирургический полевой передвижной госпиталь №2235 четвертой ударной армии, в составе которого она дошла до Германии. Он формировался в городе Вышний Волочек, затем путь его следовал через деревню Дуброво под Западной Двиной, в Старую Торопу и дальше за фронтом.

Во время войны функционировала целая система госпиталей. Они были разные — полевые, эвакуационные, передвижные, тыловые, в зависимости от их целей и задач. ХППГ следовали непосредственно за войсками, и осуществляли сортировку раненых, поступающих с поля боя, оказывали им самую первую оперативную помощь. Поэтому на плечи медицинского персонала ложилась вся тяжесть военной обстановки, обстрелы, бомбежки, элементарная бытовая неустроенность, нехватка медикаментов и перевязочного материала. Сейчас трудно представить, как хрупкие девочки, в числе которых была и Нина, на своих плечах переносили раненых, вес которых превышал собственный, и, рискуя жизнью, спасали бойцов. Во время одной из бомбежек получила ранение в плечо и Нина Васильевна, и, подлечившись, снова вернулась в строй.

В первые годы войны оснащение армии и медицинских госпиталей было недостаточное. Остро ощущалась не только нехватка медикаментов, но и обмундирования. Уже после войны Нина Васильевна рассказывала своим детям, что ей поначалу достались сапоги чуть ли не 45-го размера, а что делать, сапог ее размера не было. Из лекарств в достатке был только морфий, врачевали всем, чем могли, в том числе и народными, подручными средствами. Перевязочных бинтов не хватало, поэтому их приходилось кипятить и использовать неоднократно. Бойцов, вынесенных с поля боя, порой клали просто на сено или еловый лапник, потому что не хватало коек в госпитале. Да и сам госпиталь нередко располагался в лесу, в полевых условиях. Не всегда в достатке были котелки, чашки. И тогда сваренную солдатскую кашу раскладывали на кусочки бумаги. Медперсонал работал в авральном режиме. Только разберутся в ранеными: с легкими ранениями — на фронт, а «тяжелых» отправляли в медсанбат для дальнейшего лечения, а тут опять наступление, и снова поток раненых, снова кровь, перевязки, работа без отдыха.

В этих фронтовых условиях, которые требовали срочного операционного вмешательства, часто не хватало хирургического медперсонала. И Нина Васильевна была назначена операционной сестрой, ассистировала врачам. Со своим госпиталем она прошла всю войну, которую закончила в звании старшины медицинской службы. Воевала на Северо-Западном фронте, Прибалтийском, потом и в Германии.

Победу Нина Васильевна встретила в Кенигсберге. До Берлина не дошла, но уже после окончания войны побывала там и оставила свою подпись на рейхстаге. В декабре 1945 года она вернулась в Осташков. В 1949 году вышла замуж за кадрового военного Василия Ивановича Силкина. И вместе с мужем уехала на Дальний Восток в Китай. Она и там работала в госпитале, за что вместе с мужем была награждена китайским орденом. Супруги вырастили двоих достойных сыновей, которые тоже выбрали военную службу. Анатолия Васильевича и Евгения Васильевича Силкиных хорошо знают осташи. Но не только детям, но их внукам передались в наследство лучшие черты характеров Нины Васильевны и Василия Ивановича. Их добрый след на земле продолжается уже в следующих поколениях.

Для сыновей родители всегда были примером и образцом служения своему долгу, настоящего патриотизма. А мама — самой лучшей, и заботливой. Вспоминают о ней с большой благодарностью и уважением.

— Она нас всегда оберегала, — вспоминают они. — Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на ее долю, оставалась очень нежной и внимательной. И даже уже когда совсем плохо себя чувствовала, думала не о себе, а о том, как наши дела, как здоровье и тепло ли мы одеты…

Война для нее до последних дней жизни была очень болезненным воспоминанием. И когда 9 мая она вместе со своими друзьями вспоминала то время, то всегда плакала.

Нина Васильевна всю жизнь была верна однажды выбранной профессии медработника. Ее медицинский стаж составляет более пятидесяти лет. После войны работала в Осташковской районной больнице операционной сестрой, а затем медсестрой в инфекционном отделении. Там она продолжала трудиться, и уже получив право на пенсию, потому что не могла себе представить жизни без дела и любимой профессии. Доброжелательный, внимательный к людям человек, за плечами которого большой профессиональный и жизненный опыт, она всегда пользовалась заслуженным авторитетом и уважением коллег, пациентов.

За ратный и мирный труд отмечена многими наградами и благодарностями. Но особенно дороги были ее сердцу военные награды — медаль «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орден Великой Отечественной войны. Нина Васильевна прожила большую и достойную жизнь, скончалась в феврале 2008 года.

Наталья КАБАНОВА

Добавить комментарий