27 ноября в статье «Защитники неба над Осташковом» опубликованы воспоминания И.А. Мазуркевича, который служил в 256-м особом зенитно-артиллерийском дивизионе и в период нахождения воинской части на боевых позициях на станции Осташков исполнял обязанности начальника штаба дивизиона. В мемуарах есть и слова о роли женщин, которыми комплектовались батареи, защищавшие Селигерский рубеж.

12 мая 1942 года в командование дивизионом вступил подполковник Ломков, а 18 мая дивизион получил пополнение. Девушки-добровольцы Урала прибыли сменить мужчин, направляемых на формирование новых частей (в каждой новой части нужен костяк знающих воинов).

101 уральская девушка из Челябинска и Челябинской области. Всех разместили в домах деревни Огрызково. Для прохождения курса молодого бойца, изучения уставов, стрелкового оружия и обязанностей по штатному расписанию на батареях, службах, в штабе дивизиона создан отряд под командованием техника-лейтенанта Оноприенко Якова Яковлевича (острословы из отряда назвали его «Як-2»).

Об этом периоде жизни дивизиона на встрече однополчан в 1965 году командир дальномерного отделения I батареи Нина Александровна Морозова говорит так:

«Вспомнить все сейчас должны
Как бойцами стали мы:
Бологое, там отряды,
Первые наши парады…
Там без мамы и отца
Изучали курс бойца.
Там мы пушки изучали,
Там «крещенье» получали.
Помните, «Як-2» там был,
Он занятья проводил.
Там присягу принимали,
Там обмотки надевали,
Там всему мы научились,
Там в боях мы закалились!»

Появление женщин на фронте вызвало много сложностей. Часть из них оказались лишь кажущимися, а часть, действительно, затрудняло положение. Например, женским обмундированием склады не располагали. Женщин одевали и обували в мужскую одежду и обувь. Если одежду кое-как можно переделать самому, то обувь во фронтовых условиях не перешьешь. Сплошь и рядом вместо обуви 33-го размера девушка-боец получала 42 размер — других просто нет. Связисту, имея за плечами телефонную тяжелую катушку, бежать в такой обуви с телефонным аппаратом сбоку задача, скажем, совсем нелегкая.

Аналогичных задач пришлось решать много и командирам, и самим девушкам-солдатам. Обмундирование дня женщин стало поступать лишь через несколько месяцев.

К концу обучения все они прошли проверку на остроту и стереоскопичность зрения и слуховых данных. Нужно сказать, что хорошей стереоскопичностью зрения вообще мало людей обладает.

Поэтому выявить таких на зенитно-артиллерийской батарее всегда стараются прежде всего. Зенитчику хороший слух также крайне необходим. В те времена чаще всего самолет противника обнаруживали разведчики, наводчики по слуху. На 1 батарее, например, этим отличался наводчик-приборист, сержант Иван Рыбаков.

После окончания курса молодого бойца и проверок девушки были распределены на должности разведчиков, связистов, дальномерщиков, прибористов, пулеметчиков, орудийных номеров, санинструкторов, поваров, писарей, завскладами и направлены из деревни Огрызково к месту выполнения своих вновь полученных обязанностей. На новом месте они прошли стажировку под руководством убывающих в другие части солдат, в течение недели.

Служба женщин в частях была взята под контроль высшим командованием. Положение со снабжением женщин-военнослужащих резко изменилось после посещения и проверки дел на местах заместителем командующего Северо-Западным направлением тов. Мерецковым.

В период, когда девушки проходили курс молодого бойца, авиация противника вела активную деятельность: проводилась активная воздушная разведка на Северо-Западном фронте, наносились бомбовые удары как ночью, так и днем. Например, 26 и 27 мая 1942 года ночью гитлеровцы осуществляли звездные налеты на район Бологое.

Самолеты с разных направлений, стараясь преодолеть заградительный огонь батарей дивизиона, бомбили объекты Бологое в течение всей ночи. Напряжение боя было очень высоким — стрельба без перерывов всю ночь.

Девушки-бойцы по своей инициативе, по тревоге прибежали из деревни Огрызково на огневые позиции батарей и оказывали помощь в ведении огня (подача и доставка снарядов весом до 16 кг, уборка стреляных гильз, дублирование команд — в грохоте боя не всегда слышны команды и распоряжения; и все, что возникало в боевой ситуации). Это было несомненное проявление смелости и чувства ответственности. Этот и другие боевые эпизоды заставили многочисленных скептиков изменить негативное отношение к появлению добровольцев-девушек в фронтовых порядках артиллеристов.

И.А. Мазуркевич

Добавить комментарий