Время без остановки идёт вперёд. Всё дальше и дальше уходит от нас время грозных боёв за свободу и независимость нашей Родины, уходят живые свидетели той войны, открываются архивы и снимаются грифы секретности с боевых документов. И чем больше мы узнаём о тех годах, тем ярче и объёмнее встаёт перед нами то поколение, которое в страшное время 1941–1945 годов буднично совершало свой великий Подвиг. Нам, нынешнему поколению, остаётся лишь восхищаться, гордиться и как можно дольше сохранять память о тех людях, о великих воинах и простых тружениках, чьим ратным и трудовым подвигом побеждена фашистская зараза на планете и благодаря которым мы 75 лет живём без воя бомб над головами….
На прошлой неделе, 19 ноября отмечается День ракетных войск и артиллерии. В нашем городе в честь героев-зенитчиков названа улица, в прошедшие советские годы в город приезжали ветераны 256-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона и рассказывали школьникам города о тех военных годах.
И сегодня ещё раз хотелось бы вспомнить о тех артиллеристах, артиллеристах-зенитчиках 256-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона (256 ОЗАД), о тех, кто закрывали в дни Великой Отечественной войны осташковское небо от гитлеровских самолётов.
В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне городской Совет ветеранов обратился в администрацию Осташковского городского округа с предложением об установке в парке города зенитного орудия образца времён Великой Отечественной войны.
Военную технику установить в качестве памятника войнам-зенитчикам, молоденьким девчатам и быстро возмужавшим парням, защищавшим небо Осташкова в 1941-1945 годах, с перспективой создания в районе Осташкова историко-туристического маршрута, посвященного воинам-зенитчикам.
Очень надеемся на нашу местную власть, на её помощь в решении вопроса в увековечивании памяти защитников осташковского неба.
И в качестве исторической справки о формировании, становлении и боевых действиях дивизиона зенитчиков, защищавших от немецких бомбёжек нашу родную землю мы хотим познакомить со статьёй подполковника запаса, ветерана Великой Отечественной войны И.А.
Мазуркевича, который в начале войны служил в 256-м ОЗАД и в период нахождения воинской части на боевых позициях на станции Осташков исполнял обязанности начальника штаба дивизиона (в сокращении).
Николай ФОМИН, председатель Осташковского отделения общероссийской организации ветеранов «Российский союз ветеранов»
Формирование 256-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона и начало боевых действий
После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и в связи с успешным наступлением Красной Армии на Западном и северо-западном направлениях возникла острая необходимость прикрытия ряда железнодорожных станций с воздуха. Это станции, через которые осуществлялось снабжение действующих против гитлеровских войск соединений и частей Красной Армии всеми видами довольствия и выгрузка прибывающих людских ресурсов, личного состава вновь поступающих армейских соединений. Следует в связи с этим отметить, что у противника в начале 1942 года преимущество в воздухе было ощутимо. Для этой задачи командование вместе с имеющимися формирует ряд зенитно-артиллерийских частей и направляет их в фронтовые тылы с задачей борьбы с авиацией противника.
256-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в ночь с 20 на 21 февраля 1942 года, совершив погрузку в эшелон на Ленинградском вокзале Москвы, был отправлен на выполнение боевой задачи. Недоукомплектованный дивизион не имел боевой подготовки, подразделения были только организованы и частично обучены обращению с зенитно-артиллерийскими системами.
Обстановка на фронтах продиктовала задачу формирования и боевой подготовки дивизиона в условиях фронта, в условиях боевых действий против авиации противника.
Эшелон прибыл в г. Калинин, затем на станцию Бологое и получил приказ на разгрузку. Среди развалин станции разгрузку эшелона противник не обнаружил. Станции в обычном понимании этого слова не было. Были обгоревшие остовы бывших зданий, разрушенные станционные постройки, ж. д. пути, разбитые разгрузочно-погрузочные платформы.
К утру дивизион занял указанные ему огневые позиции.
Там дивизион получил первое боевое крещение.
На защиту станции Осташков
С 29 сентября 1942 года на участке железной дороги Бологое — Соблаго авиация противника проявила боевую активность и нанесла по ряду станций, в том числе по ст. Осташков, массированные бомбовые удары. 3 октября с целью защиты этих станций дивизион частично передислоцировался: 2-я и 3-я батареи срочно снимаются с огневых позиций ст. Бологое и ночью перебрасываются в г. Осташков. Для руководства огнем этих батарей создается оперативная группа. Начальник группы — зам. командира дивизиона капитан Филиппов И.Т., начштаба группы ПНШ ст. лейтенант Велигорский А.Е.
4 октября на рассвете 2-я батарея заняла огневую позицию в 1500 м западнее ж.д. станции Осташков, а 3-я батарея 800 м восточнее ст. Осташков.
Батареи еще не были оборудованы окопами и укрытиями для личного состава, а в 14.35 4 октября 1942 года 26 самолетов гитлеровцев нанесли бомбовый удар по ж.д. станции Осташков. Батареи обстреляли самолеты и помешали прицельному бомбометанию. В 16.30 того же дня вторая группа из 26 НЕ-111 сбросила на ж.д. станцию более 100 фугасных авиабомб — прицельного бомбометания не получилось, а один самолет НЕ-111 огнем батарей сбит, экипаж погиб, на месте падения самолета обнаружена лодка.
6 сентября фашисты тактику изменили. Налёты организованы эшелонами. Причем, часть самолетов в каждом эшелоне направляется на подавление огня батарей. Так, в третьем налете, 6 октября в 9.13 из группы в 13 самолетов (9 Ю-88 и 4 МЕ-109). Пять Ю-88 сбросили свой бомбовый груз на позицию 3-й батареи. Взорвалось более 20 фугасных авиабомб, из них три на огневой позиции. Убит командир приборного отделения сержант Петров Василий, ранены прибористы ефрейтор Агаева А.Г. и ефрейтор Межевских Т., разбиты приборы.
В четвертом налете участие принимало 75 самолетов. И снова бомбят не только станцию, но и огневые позиции батарей. В этом бою сбит ещё один самолет фашистов.
7 октября налеты продолжаются. Батареями сильно повреждено два самолета.
В течение всего октября налеты продолжались ежедневно и в ночное время. Интенсивность бомбометания резко снижается, а прицельность по-прежнему очень низкая.
В ноябре авиация фашистов снова активизируется. 7 ноября предпринят налет на мост через реку Селижаровку и ж.д. станцию Осташков; огнем батарей сбито 2 НЕ-111.
В дальнейшем активность авиации гитлеровцев заметно снизилась, видимо, фрицам было не до жиру, ибо 15 ноября началось грандиозное избиение фашистов у стен Сталинграда. В районе Бологое, где дислоцировалась I батарея и штаб дивизиона противником велась только воздушная разведка, налеты отсутствовали.
Новые задачи
20 января 1943 года дивизиону приказано передислоцироваться. Штаб, управление, службы поставили в г. Осташков, а 1-я батарея — севернее станции Соблаго; 4-ю батарею — в районе Бологое (д. Огрызково). Передислокация дивизиона осуществлена 21-22 января. Штаб и управление размещены в доме на восточной окраине города Осташкова (в настоящее время гостиница «Селигер»). Все службы — в 300-400 метрах. Пулеметная рота — на охране моста через реку Селижаровку.
В начале 1943 года, с февраля через Осташков идет поток наземных войск, танковых и артиллерийских соединений, поэтому авиация противника ведет активную разведку, наносит бомбовые удары по коммуникациям, станциям разгрузки.
В связи с этим на ст. Осташков в отдельные периоды при разгрузке эшелонов с личным составов и с техникой на огневые позиции становились целые зенитно-артиллерийские соединения, которые оперативно в огневом отношении были подчинены 256-му ОЗАД.
Это потребовало от штаба дивизиона разработки документации планирования защитного огня не только для батарей дивизиона, но и для батарей, придающихся воинским частям, которые непрерывно ведут бой с авиацией противника. Например, 10 сентября 1943 года огнем батарей дивизиона и приданных ему частей подбито два самолета, а группы Ю-88 бомбы сбросили не прицельно, в основном в окрестные болота.
В связи с тем, что станция Соблаго стала крупным разгрузочным пунктом войск Красной Армии, в феврале 1943 года ее охрану усиливают передислокацией 4-й батареи МЗА дивизиона южнее Соблаго в 400 метрах.
В дальнейшем в течение 1943 года дивизион вел огонь по разведчикам противника сопроводительный днем, заградительный — ночью. Например, 10 марта 1943 года заградительным огнем над Осташковом 2-й и 3-й батареями был сбит разведчик Дорнье-217. Пилот и штурман убиты. Радист попал в плен, был задержан наблюдателем-разведчиком 2-й батареи ефрейтором Шестаковой П.И.
С 1 июня 1943 года в командование дивизионом вступил капитан Писаренко, а заместителем командира дивизиона назначают меня, к тому времени уже капитана. Новый командир нашел дивизион в хорошем состоянии как в плане боевой, так и политической подготовки.
В апреле, мае, июне дивизион ведет огонь только по разделывательной авиации. В это время войска уходят все дальше и дальше. Авиация противника пассивна.
Я убыл на должность командира дивизиона на новое формирование 20.06.1943 г., а 256-й ОЗАД до конца осени 1943 года находился в районе ст. Осташков с задачей — исключить воздушные нападения на такие объекты, как ст. Осташков, мосты через реку Селижаровку, Сорогу, ж.д. узел Соблаго, железнодорожную линию Осташков – Бологое.
В декабре 1943 года 256-й ОЗАД был направлен в район города Невель с целью защиты от авиации противника станций снабжения 2-го Прибалтийского фронта ст. Орша, ст. Невель-1 и ст. Невель-2. Здесь он и встретил долгожданный день Победы.