Своего прадеда, Михаила Николаевича Варваркина (1901 год рождения), я не застал. Он участвовал в Великой Отечественной войне. Скупые сведения, которые сохранили документы и воспоминания родных, свидетельствуют о том, что он был, с одной стороны, скромным тружеником войны, с другой — легендарной личностью.
В газетной статье «Боец-гарибальдиец» («Селигер», 2005 год) двоюродная тетя моего отца, Людмила Сергеевна Федорова, кратко описала родословную семьи Варваркиных. Они – коренные осташи, профессии были разные: кузнецы, рыбаки, пожарные. Даже сохранились сведения о том, что наш предок, Нил Дмитриевич, состоял в первой добровольной пожарной дружине Осташкова.
Знаю, что мой прадед жил на улице Малая Рябочкина, работал на кожевенном заводе. Михаил Николаевич был призван в действующую армию 14 июля 1941 года, уходил на фронт вместе с братом, Сергеем Николаевичем. Вернее, уходил брат, а прадед ехал за баранкой кожзаводской полуторки.
Проехав дорогами войны до самого Берлина, он и вернулся на ней на завод. Правда, крылья автомобиля были уже прикручены проволокой. А Сергей Николаевич после бегства из немецкого плена партизанил во Франции, участвовал в операциях на территории Италии.
Кроме этой информации, было мало что известно о боевом пути Михаила Николаевича. И только пожелтевшие, стертые на сгибах грамоты военных времен и удостоверения к наградам свидетельствовали о том, каким трудным маршрутом со своей полуторкой он добирался до Победы, и о том, что мой прадедушка был отважным бойцом. В его арсенале — медали «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу в Великой Отечественной войне»…
Открытые архивы позволили расшифровать, за какие подвиги были вручены медали (причем, только две из вышеперечисленных).
«На связной машине проявил себя в боях стойким мужественным воином социалистической Родины. В течение всех боев, начиная с 5 июля 1943 года, водитель Варваркин работал на своей машине по обеспечению связи. Его машина не имела ни одной аварии и поломки. В любую минуту была на ходу, что обеспечивало быстроту обеспечения в бою». За это награждён медалью «За боевые заслуги».
«Представляется к правительственной награде за то, что, водя автомашину ГАЗ-АА с пробегом свыше 120 тыс. км, работает на ней без капитального ремонта и аварий. При переезде в боевой операции за Одером 19. 04. 45 г. в районе Ной-Ханденберг его машина была обстреляна минометным огнем группой немцев, засевших в лесу. Осколком была перебита гитара переднего моста машины.
Варваркин, рискуя жизнью, исправил повреждение и вывел машину с людьми из-под огня и доставил ее на место назначения. Достоин правительственной награды — медалью «За отвагу».
Кроме того, мы также узнали из наградных листков, что Михаил Николаевич Варваркин участвовал еще в Гражданской войне, воевал на Западном фронте. А с июля 1941-го он — гвардии рядовой, шофер батареи управления 2-й гвардейской зенитно-артиллерийской Барановической Краснознаменной ордена Александра Невского дивизии в составе Донского, Центрального Белорусского и 1-го Белорусского фронтов.
Вернулся с войны на кожевенный завод. Вырастил сыновей – Бориса и Евгения. Умер рано – в 1963 году.
Я горжусь своим прадедом. И уверен, что мои сыновья также будут достойны носить фамилию своего прапрадеда – скромного труженика, отважного солдата.
Георгий Варваркин, врач анестезиолог-реаниматолог