После завершения Второй мировой войны известный полководец, маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян написал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
Статистика свидетельствует, что за годы войны в лечебных учреждениях всех наименований было учтено более 22 миллионов госпитализированных. Из них в строй возвращено 72,3 процентов раненых и 90,6 процентов больных солдат и офицеров. В абсолютных показателях эти данные впечатляют: продолжили сражаться против врага более 17 миллионов советских воинов. Опыт военного здравоохранения СССР приобрел мировое значение.
Доля женщин среди всех медицинских работников составляла 46 процентов. Среди фронтовых врачей женщин было 41 процент, среди военных хирургов – 43, санитарных инструкторов и санитарок – 40, медицинских сестер – 100 процентов.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. на территории СССР была сформирована обширная сеть эвакуационных госпиталей, в которых лечились эвакуированные с фронта больные и раненые солдаты, офицеры и генералы.

В начале войны перед медиками стояла задача создания системы, при которой лечение и эвакуация составляли бы единый и неразрывный процесс. Основная работа по восстановлению здоровья бойцов и командиров Красной Армии была возложена на тыловые эвакогоспитали (ЭГ).

Госпитали были продолжением фронта, здесь так же, как и там, сражались за жизнь. Медработники лечили, перевязывали, гипсовали, оперировали. Их работа, может быть, не была столь героической, как на поле боя, а результат — тысячи спасенных жизней!

Первый ЭГ №2069, который был открыт в Осташкове, располагался в здании городского театра. Госпиталь работал как сортировочный пункт. Поступивших бойцов отправляли в операционную госпиталя или в другие госпитали.

От военной комендатуры и райкома партии директорам городских учреждений поступали требования сдавать вещи и белье для организации госпиталей.

Раненых в город привозили на теплоходах, пароходах и поездах.
Из воспоминаний М.Г. Палагина (начальник пристани «Осташков» 1937-1945гг.): «… 28 июля 1942 года т/х «Совет», следовавший рейсом Свапуще — Осташков, имея на борту 200 тяжело раненых бойцов Красной Армии, подвергся нападению двух немецких тяжелых бомбардировщиков. На теплоход было сброшено несколько бомб, которые рвались в 50-60 метрах от судна, засыпая осколками палубу.

Под умелым командованием капитана судна — старейшего водника Плешанова Дмитрия Алексеевича судно выведено из-под обстрела, и все раненые бойцы были доставлены в Осташков для лечения в госпиталях».

Из воспоминаний Т.П. Павловой (Лининой) (уроженка д. Новинки Замошского сельсовета Осташковского района): «…Не забыть страшный эпизод войны на осташковской земле. На станцию прибыл санитарный поезд с ранеными солдатами, так сейчас же налетели немецкие самолеты и разбомбили весь состав. Погибли все раненые, что были в поезде…»

Госпитали находились не только в городе, но и на территории района.
Из воспоминаний Н.С. Анишиной (жительница д. Свапуще): «…Когда наши войска пошли в наступление и погнали немцев от деревни Свапуще, раненых из нашего дома отправили в госпиталь
в город. А сам госпиталь переехал в лес, за д. Свапуще. Я отправилась с госпиталем. В лесу мы сначала очистили поляну от деревьев, затем натянули две палатки, одна была для комсостава, а вторая – для размещения раненых на 70 человек. Раненые начали поступать в этот госпиталь. Мы их размещали, перевязывали, делали операции, некоторым приходилось ампутировать руки и ноги. Мне было 14 лет, и я жуткое зрелище видела своими глазами…»

Читая воспоминания врачей, медицинских сестер, младшего персонала, понимаешь, что работа в госпиталях была тяжелой, изнуряющей, требующей полной отдачи человеческих сил. Все старались облегчить страдания раненых.

Успех работы военных медиков во время войны был достигнут благодаря разработанной системе этапного лечения раненых и больных, эвакуированных с фронта.

Большое значение в успешной лечебной работе эвакогоспиталей имели принципы комплексного лечения, т.е. объединения вспомогательных средств и приемов (трудотерапии, механотерапии, аэротерапии, лечебного питания, лечебной физкультуры).

Важное значение в организации работы по эвакуации и лечению раненых имело Постановление Государственного Комитета обороны №701 от 22 сентября 1941 г.

«Об улучшении медицинского обслуживания раненых бойцов и командиров Красной Армии», а также приказ народного Комиссара здравоохранения и Начальника главного Военно-санитарного управления Красной Армии №0382/474 от 30.09.1941 года «О передаче эвакогоспиталей в полное подчинение НКЗ СССР в соответствии с Постановлением ГКО №701 от 22 сентября 1941года».

В соответствии с вышеуказанными документами, во всех эвакогоспиталях велась работа, направленная на скорейшее восстановление боеспособности раненых и больных.

Несмотря на занятость медицинского персонала, в госпиталях была организована культурно-просветительская работа.

Незаменимыми помощниками медицинского персонала были санитарки, нянечки, комсомольцы, школьники – осташи. Коллективы школ, учреждений и предприятий помогали госпиталям в обеспечении всем необходимым для успешного лечения воинов.

Из воспоминаний С.В. Ланенковой (уроженка города Осташков):
«… Мы, комсомольцы, работали на копке рвов, окопов, а вечером шли в госпитали, помогали сестрам, нянечкам ухаживать за ранеными, дежурили в палатах…». Школьники всегда были желанными, любимыми гостями раненых.

Из воспоминаний В.Г. Никитиной (уроженка города Осташков):
«… Мне было 11 лет в 1941 году… Несмотря на все тяготы войны, мы ходили в школу, порою и в бомбежки попадали, но старались помогать взрослым. У моей тети квартировали врачи из военного госпиталя. Я посещала тетю, они меня подкармливали и часто брали с собой в госпиталь. Я помогала ухаживать за ранеными, писала письма. Мы устраивали для раненых концерты: кто пел, кто читал стихи. Кто даже танцевал бальные танцы. Солдаты были очень довольны…».

Историей работы госпиталей в Осташковском районе интересовались всегда и ветераны, и работники музея, и краеведы, и воспитанники станции юных туристов. По крупицам собирали материал. В результате поисковой работы СЮТур (директор и куратор поисковой деятельности В.И. Николаева) были установлены имена более 300 работников госпиталей. С ними встречались юные исследователи, записывали их воспоминания, вели переписку, помогали установить архивные данные. Благодаря им были установлены ранее не известные адреса трех госпиталей, а также создан музей боевой и трудовой Славы. И сегодня госпитальная тема остается актуальной.

Благодаря современным системам поиска информации, есть возможность расширить и систематизировать информацию, которую когда-то записали воспитанники станции юных туристов, краеведы. Ранее было установлено, что на территории Осташковского района во время Великой Отечественной войны работало 63 госпиталя.

Мною проведена работа по уточнению перечня госпиталей, дислоцировавшихся в городе Осташкове и районе в годы Великой Отечественной войны. Перечень на сегодняшний день насчитывает 82 госпиталя. Но еще нужно провести огромную работу, проверить, перепроверить, соединить воедино разнящиеся данные из разных источников, работать с поисковиками. Собранная информация позволяет определить имена раненых бойцов, проходивших лечение в госпиталях. Имена бойцов, умерших в госпиталях, места их захоронения.

Полученная информация необходима – ведь она поможет поисковым отрядам уточнить количество солдат в госпитальных захоронениях, а главное установить их имена.

По крупицам продолжаю собирать информацию о судьбах тех людей, которые работали в госпиталях, документы и фотоматериалы.

Установлена связь с коллегами из Алчевского городского исторического музея (Луганская народная республика) по истории ЭГ №1827.
Поисково-исследовательская работа продолжается.

Т.А. Миронова, научный сотрудник Осташковского краеведческого музея
На фото: личный состав ЭГ №1827 (средняя школа №1)

Добавить комментарий