В каждой семье хранятся истории родственников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Время безжалостно — стремительно уходят участники той кровопролитной войны, вслед за ними уходят их дети. Долг ныне живущих — сохранить воспоминания родных о том страшном для нашей страны времени, чтобы не исказилась история, не зачерствели души.
В редакцию зашла Алевтина Васильевна Темирова, ей очень хочется, чтобы образ её матери – участницы Великой Отечественной войны сохранился на страницах «Селигера».
Коренная осташка Софья Васильевна Козочкина родилась в 1920 году. Из рассказов матери Алевтина Васильевна помнит, что очень голодно было в то время, и Софья двадцати одного года от роду, спасаясь от голода, в августе 41-го сама пришла в военкомат – проситься на фронт. Судьбой ей было уготовано служить радисткой в 26-м Гвардейском воздушно-десантном полку на Втором Украинском фронте.
Много горя увидела Софья Васильевна за время войны. Самым страшным было, когда молодые и красивые парни, не возвращались с задания. Она и сама не раз оказывалась на волоске от смерти.
Навсегда запомнились ей красные наливные яблоки, которые росли в заброшенных украинских садах. Как же ей и её боевым подругам хотелось набрать манящих своей спелостью и сочностью фруктов. Но путь к ним лежал через открытую местность, которую яростно обстреливали бандеровцы. Чуть заметят движение и – пулемётная очередь в сторону молоденьких радисток.
Почему-то ей запомнились эти яростные сторонники фашистов, которые неистово обстреливали с чердаков русских солдат. Так однажды пришлось долго просидеть в кукурузном поле, прежде чем добрались до пункта назначения. Чуть шевельнутся бойцы в зарослях кукурузы – и слышен звук автомата.
Среди потрясений военного времени было и такое – как-то во время одного из походов до места назначения, решили ночью сделать привал в заброшенном сарае. Уставшие, бойцы попадали вповалку и сразу же уснули. А когда утром проснулись, то увидели рядом с собой много мёртвых немцев.
Не раз доводилось молоденькой радистке прыгать с парашютом при переброске из одной местности в другую. На ней лежала огромная ответственность – обеспечивать бесперебойную связь. Во время одного из прыжков Софья повредила ногу – это была единственная травма, полученная во время войны. Бог миловал девушку.
На фронте Софья встретила отца Алевтины и в сентябре 44-го вернулась в Осташков, так как носила под сердцем дочку. После войны не захотела покидать родной город и переезжать к отцу дочери, осталась в Осташкове. Растила дочь, работала и очень редко вспоминала военное лихолетье, воспоминания ведь не из приятных.
За образцовое выполнение боевых заданий Софья Васильевна имела награды, в числе которых — медаль «За боевые заслуги». Позже, в ознаменование 40-летия Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР ей был вручён орден Отечественной войны второй степени.
Сама Алевтина Васильевна хорошо запомнила тяжелейшую послевоенную жизнь – как работала мама за копейки на разных работах, но всегда старалась побаловать дочку чем-нибудь сладеньким. А ещё из детства запомнились Алевтине Васильевне валенки – огромные для её детской ножки, потому что одну пару валенок мама делила с дочкой. Придёт с работы, снимет и – Але. А та, дождавшись маминого возвращения, прыгала в валенки на несколько размеров больше и бежала на улицу к подружкам. Валенки и пальто из «чёртовой» кожи – вот во что было одето послевоенное детство…
Немало горя выпало на долю советского народа в годы Великой Отечественной войны, миллионы советских людей сложили головы в грозные сороковые и хочется верить, что нынешнее и грядущие поколения будут достойны памяти своих предков, отстоявших мирную жизнь для потомков.
Ирина ТИНУС