Мне было четыре года, когда немецкие солдаты, фашистские самолеты, пушки, танки ворвались в нашу мирную жизнь, чтобы нас убить, ограбить, разрушить, уничтожить.
Я совсем маленькая, но помню: мой шестилетний братик гонит своих любимых гусей из пруда домой, а у крыльца фашисты хватают его гусей, сворачивают им головы и бросают в свои мотоциклы. А дальше грабят, хозяйничают, сгоняют молодежь, чтобы отправить в рабство на работы в фашистскую Германию. Но наши молодые люди уходили в партизаны и помогали уничтожать фашистов, у которых земля горела под ногами – они очень боялись партизан. Наша старшая сестра Мария была партизанкой.
А старший брат Петр бил врага на фронте – он был танкистом. От него нечасто приходили письма-треугольники, где он писал, что борется с фашистской нечистью, подбадривал, как умел. Но вот похоронка – Петр погиб в Орловско-Курском сражении. Его друзья-танкисты прислали фотографии, письма, гармонь, которую он возил в танке. Как убивалась мама, молилась, не верила, что ее сыночка – умного, доброго, талантливого — никогда больше не увидит! Также как и мы все, ее дети, — мал мала меньше.
Наша местность была на передовой линии фронта, переходила из рук в руки. Сколько здесь было убито молодых парней! Сколько их, как и моих родных, умирало от ран и лишений! Кровь, потери, горе… Беглый огонь артиллерии, бомбежки; воронки были такие, что в каждой мог уместиться большой дом. Все разрушено. И только наш дом, как заговоренный, стоял невредим. В нем собирались уцелевшие погорельцы. Но большинство жило в землянках, вырытых в оврагах, поросших кустарником. Разруха, опустошение кругом, где когда-то жили люди. Вот что натворили фашисты!
Нас эвакуировали в Калинин (теперь г. Тверь). Вскоре умерли папа, двадцатилетняя старшая сестра. Остались мы с мамой пятеро, самому старшему 10 лет, младший еще не умел ходить – четыре брата и я. Но все подрастали – детский сад, школа, помощь государства. Все учились старательно, после уроков и на каникулах работали на пригородных полях, стройках – восстанавливали разрушенное войной. Это те, которых сейчас принято называть «дети войны». Будто и детьми не были.
Я закончила педагогическое училище, по распределению получила направление на работу в Талицкую восьмилетнюю школу Селижаровского района. Потом — институт, средняя школа №1 в Селижарове.
В 1963 году произошло объединение Селижаровского, Осташковского и Пеновского районов, и мы с мужем были направлены в город Осташков. Поступила в среднюю школу №2, где и работала до пенсии.
Вера Ивановна Березина, ветеран педагогического труда, вдова ветерана войны