Мария Михайловна Творогова родилась 4 августа 1920 года в деревне Бородино Осташковского района. Когда объявили войну, пошла на курсы сандружинниц при Красном Кресте. Она, как и ее сверстники, рвалась на фронт, но надо было еще многому научиться.

Дочь Марии Михайловны Наталья Капустина вспоминает, что на вопрос внука, зачем она пошла на войну, ведь девочек же не брали, ответила: «Не могла представить, что ребята будут лежать израненными на поле боя, а значит мы, девушки, должны идти и спасать мальчишек».

Хорошо усвоила Мария медицинскую науку, которой учила на курсах врач-терапевт А.В. Петрова. И после курсов получила назначение в 35-й медсанбат при 33-й стрелковой дивизии третьей ударной армии, который стоял в деревне Сухая Нива Щучьенского сельсовета. Служила в этом батальоне по февраль 1942 года, а потом попросилась на передовую, уверенная в том, что там она нужнее.

Попала в 1-ю стрелковую роту 73-го стрелкового полка. Под обстрелами и бомбардировками храбрая Мария оказывала помощь раненым прямо на поле боя, на себе тащила полуживых бойцов в медсанбат. Рискуя жизнью, порой, совершая невозможное. Скольким бойцам, ставшим родными и близкими, она спасла жизнь! Любила их как братьев, и они отвечали тем же.

Навсегда остался в памяти Марии Твороговой день 3 февраля 1943 года. Был большой бой. Вот выписка из наградных документов: «2-3 февраля 1944 года в наступательном бою на дер. Мал. Воево и Дроздово ефрейтор Творогова в атаках шла в боевых порядках роты, показывая пример мужества и отваги. За два дня боев Творогова вынесла с поля боя около 20 раненых. В бою Творогова была тяжело ранена (взрывом снаряда оторвало ногу). За вынос с поля боя двадцати раненых, личную смелость и мужество представить ефрейтора Творогову к награждении орденом Красной Звезды.

Когда разрывные пули ударили по ногам, она упала на февральский снег, истекая кровью. Лежала там до темноты, рискуя замерзнуть, не в силах шевельнуться, то приходя в сознание, то теряя его. Уже к ночи ее нашли бойцы, вынесли с поля боя и отправили в медсанбат. А потом был госпиталь в Осташкове. Когда Мария пришла в себя и поняла, что находится в госпитале, постаралась что-то вспомнить, и не смогла.

Потом бросила взгляд на одеяло, и догадалась, правая нога… Ампутация сначала испугала, но ведь счастье, что осталась жива. И уже потом, в мирной жизни, когда мучили страшные фантомные боли, часто вспоминала Василия Теркина и повторяла «Я солдат еще живой!»
Марии не довелось дойти до Берлина. Зато дошла ее сестра, Софья, и расписалась за двоих на поверженном Рейхстаге.

Мария очень близка была с сестрой, и особенно любила вспоминать, как та с группой разведчиков спасла 90 детей, которых фашисты собирались заживо сжечь в сарае.

Мария Михайловна Творогова за ратный труд отмечена орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, множеством других наград. Храбро сражался на Дальневосточном фронте, сдерживая японских милитаристов, и ее муж Иван Александрович Капустин, кавалер орденов Ленина и Боевого Красного знамени.

Уже после войны Творогова закончила партшколу в Калинине по специальности библиотечное дело, так как до войны была хорошим избачом. До выхода на пенсию много лет отработала в библиотеке горкома партии.

А еще она всю жизнь занималась военно-патриотической работой. Рассказывала на встречах с молодежью, что такое война, как защищали Родину, не щадя своих сил и жизней, ее боевые друзья, однополчане. И, несмотря на то, что война сделала ее инвалидом, всегда оставалась оптимистом, и была беззаветно преданным идеалам своего времени человеком.

Наталья КАБАНОВА

Добавить комментарий