Продолжение. Начало в №7

В 1977 году, когда я впервые вышла со школьниками в поход, наш Осташковский район был еще «живой». Заброшенных деревень было мало – Межники, Люшино, Глазуны, Борутино. В остальных еще доживали свой век бабушки и дедушки, и когда ребята с рюкзаками входили в деревни, они нас встречали, как родных.

Отряд имени героя-разведчика

В советской школе каждый пионерский отряд – с 4 по 7 класс – носил имя героя Великой Отечественной войны. Мои четвероклассники выбрали имя Саши Акимова. Ежегодно мы готовились к дню памяти его гибели – 4 декабря. Наш шеф – кожзавод – выделял нам автобус, и мы всем классом ехали в Старые Села. Приехав в деревню, мальчишки убирали территорию места казни и могилу, девочки бежали по домам и приглашали местных жителей на митинг.

Собирались люди у березы – тогда еще это было огромное старое сухое дерево, один сук которого нависал над деревенской улицей. Многие люди стояли серьезные – они еще помнили эту казнь. Одна из женщин показала нам на сук. Это был тот самый сук, с которого тогда свисали петли и под которым подростки – Саша и Вася стояли в последние минуты своей жизни. Берег замерзшего озера, почерневшие, занесенные снегом избы. Чем так напугали фашистов пареньки в свои 17 и 15 лет?

О Васе Иванове знаем только то, что он родом из Максатихи, оттуда его рекомендовали в разведку, в бригаду Литвиненко. Саша Акимов только что окончил 10-й класс. Вся жизнь впереди! В школьные годы стал комсомольцем, активно участвовал в жизни своей школы и во многих городских мероприятиях, спортивных соревнованиях, особенно в лыжных гонках. Увлекался авиамоделированием; для пятиклассников своей школы вел кружок по авиамодельному спорту. В разведку Литвиненко взял Сашу сразу – смышленый, спортивный парень.

Партизанский отпор захватчикам

Вторая особая партизанская бригада формировалась в Осташкове (Ленинский проспект, д. 112) в самый трудный период войны. Осенью 1941 года озверелые фашисты рвались к Москве. Противник наступал на Калинин со стороны Медного, намереваясь выйти к Бологое и тем самым парализовать действия войск Северо-Западного фронта — организовать в селигерских лесах и болотах «котел». В создавшейся ситуации особое значение приобретала диверсионная работа в тылу врага.

Вторая особая партизанская бригада Литвиненко одной из первых в стране стала крупным партизанским соединением. Бригада подчинялась штабу Северо-Западного фронта, который возглавлял Николай Федорович Ватутин. Проведением операций партизаны блокировали активные действия немецко-фашистских соединений на стыке 9-й (группа армий «Центр») и 16-й (группа армий «Север»), железнодорожных линий Пено – Торопец. Бригада одной из первых в истории Великой Отечественной войны совершила глубокий рейд по тылам врага.

Дерзости командиру бригады Алексею Михайловичу Литвиненко было не занимать. В тылу у немцев он решил в ознаменование 24-й годовщины Красной Армии провести парад партизанской бригады. Был издан приказ и развешан во многих деревнях. В приказе сказано, что 23 февраля 1942 года Вторая особая партизанская бригада выбьет немецких карателей из д. Скоково и в ней проведет парад. Немецкое командование подтягивает к Скокову большие силы. А в это время в деревне Чурилово с утра готовятся к параду. Всё было как в мирное время – знамена, речи, связь по радиостанции с поздравлениями. Под громкое «Ура!» колонны – партизанские отряды шли мимо «трибуны», и комбриг Литвиненко лично принимал парад.

Это будет, но позже. И уже в мирное время, в 1971 году переулок Огородный в Осташкове был назван в честь комбрига Литвиненко.
А пока Вторая особая партизанская бригада готовится перейти линию фронта в районе озера Селигер. Сделать это незаметно – проникнуть на территорию, занятую врагом, для нескольких сот человек с обозом, кухней, медсанчастью – задача сложная. Надо определить наиболее выгодное место для пересечения линии фронта. Нужна разведка.

«Вместе вернёмся или погибнем»

Саша с Васей под видом деревенских мальчишек идут вдоль берега озера. У них легенда – отгоняли колхозное стадо в тыл на восток, теперь идут в свою деревню. В райне деревни Старое Село с берега их обстрелял немецкий патруль. Саша был ранен в ногу. Мальчишек доставили в деревню в штаб на допрос. Первоначально легенда не вызвала сомнений: скот из прифронтовых районов действительно угоняли на восток. Но неожиданно фашисты круто поменяли свое отношение к ребятам. Начались повторные допросы, избиения, пытки.

На ночь парней отводили в холодный сарай. Саша уговаривал Васю бежать – сам он не мог, ранение не давало шансов уйти. Вася ответил: «Вместе пошли на задание, вместе вернемся или погибнем. Я тебя здесь не брошу». Ничего не узнав о Второй особой партизанской бригаде, её планах на прорыв вглубь территории, занятой немцами, утром 4 декабря 1941 года мальчишек вывели на казнь.

Согнали жителей для устрашения. Никто не вспомнил их последних слов. Плечом к плечу, поддерживая друг друга, Саша с Васей делали последние шаги по родной земле – к той точке, к тому мгновению, туда, где копошатся фашисты, навешивая две петли на суку березы. Пацаны держались гордо. Саше было особенно трудно, он почти не мог опираться на раненую ногу, но старался не стонать. Вася, как мог, помогал ему. Вместе ушли – вместе и погибли. Тела казненных подростков долго висели на березе – фашисты не давали их снять и похоронить.

Еще раньше, 11 октября 1941 года, в старом здании веттехникума партизаны Второй особой давали клятву на верность Родине. «Я, красный партизан, даю клятву перед своими боевыми товарищами – партизанами, что буду смелым, дисциплинированным, решительным и беспощадным к врагам нашего народа. Я клянусь, что никогда не выдам своего отряда, своих командиров и товарищей – партизан, буду хранить партизанскую тайну, если бы это даже стоило моей жизни. Я буду верным до конца своей жизни Родине, партии. Если я нарушу эту священную партизанскую клятву, то пусть меня постигнет суровая кара». И уходили навсегда. Самые лучшие.

Мужество не знает возраста

Уже в 1981 году, когда в средней школе №1 появилась молодой активный директор – Елена Владимировна Вовк, было решено найти и пригласить выпускников 1941 года в родную школу. Я вела поиск бывших выпускников по всей стране – письма, звонки шли отовсюду. 8 мая наша школа во главе с бывшим классным руководителем 10 «Б» класса Василием Дмитриевичем Мишановым встречала своих немолодых воспитанников.

Собрался класс, где учился Саша Акимов. Комсоргом класса была Шурочка Суворова, Александра Михайловна, с которой я тесно общалась еще при подготовке встречи. Какое это было поколение, я поняла из её фразы: «Мои сыновья носят фамилию своего деда – партизана Михаила Михайловича Суворова. Который погиб у деревни Ясенское, когда их партизанский отряд возвращался с боевого задания – они подорвали немецкий эшелона ветке Охват – Селижарово. Все внуки и правнуки также будут Суворовы. Я так сразу и сказала мужу. Он не возражал».
Александра Михайловна сплотила класс и через сорок лет.

Одноклассники вспоминали Сашу, и в своих разговорах пришли к выводу: старостой деревни Старое Село был отец одной из девочек класса. Он хорошо знал одноклассника дочери и сказал немцам, что Саша не тот, за кого себя выдает. Предательство старосты стоило жизни двум подросткам. Что смогли совершить пацаны в свои 17 и 15 лет? Не убили ни одного немца, с первого же задания не вернулись. Просто их будут помнить. Всегда.

Сегодня они смотрят с фотографий на памятнике на то место, где когда-то стояла береза. Местных жителей почти не осталось, в деревне очень много приезжих. У некоторых из них возникает вопрос: «И чего тут делает этот памятник у нашего красивого забора?». Отвечаем: стоял, стоит и будет стоять!

«В ознаменовании 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1965 года за мужество и отвагу, проявленную в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, посмертно наградить медалью «За отвагу» Акимова Александра Михайловича и Иванова Василия Ивановича».

Елена Моисеева, руководитель научно-исторического военно-патриотического отряда «Поиск»

Добавить комментарий