12 декабря прошлого года на городском кладбище военно-патриотическим клубом «Память» была демонтирована памятная стела с братского захоронения железнодорожников восстановительного поезда, погибших в 1942 году при налёте вражеской авиации на станцию «Осташков». Члены клуба под руководством Алексея Шевчука решили отреставрировать обветшавшую со временем стелу. А сам Алексей обратился в Осташковский краеведческий музей с просьбой найти информацию о восстановительном поезде.

Научные сотрудники музея Татьяна Миронова и Наталья Артюхова внимательно изучили предоставленные Алексеем фотографии стелы. Главной зацепкой на них стала фамилия одного из погибших работников — Брондин Н.П.

Сотрудники музея с интересом взялись за очередную исследовательскую работу. Внимательно изучив фондовые музейные материалы, обнаружили в них документы, составленные К.П. Брондиной, в том числе касающиеся деятельности восстановительного поезда. Как удалось выяснить, К.П. Брондина являлась сестрой погибшего железнодорожника.

— История восстановительных поездов берёт свое начало в 1936 году. Наркомом путей сообщения СССР Л.М. Кагановичем был подписан приказ №168Ц «О перестройке работы восстановительных поездов». Появление этого документа было обусловлено неудовлетворительной работой существовавших до того момента вспомогательных составов и привело к созданию восстановительных поездов в системе наркомата путей сообщения.

Ликвидация последствий серьёзных аварий на железной дороге, как по причине техногенных катастроф, так и вызванных последствиями природных стихийных бедствий (столкновения и сходы с путей железнодорожных составов, восстановление повреждённого железнодорожного полотна, контактной сети железной дороги и другие), была и остаётся основной задачей восстановительных поездов.

В годы Великой Отечественной войны вражеская авиация ставила перед собой задачу парализовать работу железнодорожного транспорта. Несмотря на все усилия, врагу не удавалось выполнение задуманного, так как всегда на помощь приходили бригады восстановительных поездов. Продолжительность перерыва движения поездов после каждого разрушительного налета составляла в среднем около 6 часов. Железнодорожники самоотверженно трудились по 12-16 часов в сутки, а порой и несколько суток не уходили со своих постов, чтобы наладить работу необходимого участка дороги, — рассказала Татьяна Александровна.

На станции «Осташков» функционировал восстановительный поезд №4035, начальником которого был Терентий Арефьевич Трофимов. Восстановительный поезд ходил по маршруту от станции «Осташков» до станции «Бологое», а также в сторону станции «Пено» до станции «Великие Луки», иногда и по другим направлениям.

«Ветераны-железнодорожники с большим уважением вспоминали особо тяжелый и опасный труд работников восстановительного поезда. Под бомбежками, пользуясь короткими промежутками между налетами фашистской авиации, они расчищали путь для бесперебойного движения железнодорожных составов с военной техникой, боеприпасами, ранеными, эвакуированными людьми.

Жители Осташкова, которые проживали в городе во время войны, рассказывают об особенно сильной бомбежке станции «Осташков» 22 февраля 1942 года. В этот день погибли сразу пять работников восстановительного поезда: Скопцов Александр Яковлевич, помощник механика крана; Брондин Николай Петрович, автогенщик; Моисеев Николай Александрович, машинист крана; Фуфлыгин Иван Васильевич, тракторист; Моисеев Александр Александрович, слесарь. Все похоронены в братской могиле на городском кладбище». (Из воспоминаний К.П. Брондиной).

Восстановительный поезд № 4035 в 1949 году был расформирован. С 1945 по 1953 годы был сформирован новый восстановительный поезд №5035.

Во вторник 22 февраля состоялось торжественное возвращение отреставрированной стелы на захоронение железнодорожников. Почтить память и ещё раз вспомнить о подвиге земляков на городское кладбище пришли члены городского совета ветеранов, представители администрации округа, председатель ветеранской организации железнодорожников, воспитанники юнармейского отряда «Селигер» во главе с руководителем А.В. Евдокимовым, другие, неравнодушные к важному событию, граждане.

В своём обращении к присутствующим член городского совета ветеранов Николай Фомин говорил о героизме и мужестве русского народа, благодаря которым и была достигнута победа над фашистскими захватчиками.

Научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Татьяна Миронова рассказала о восстановительном поезде, действующем в годы войны на железнодорожной станции «Осташков».

Руководитель ВПК «Память» Алексей Шевчук поведал о проделанной работе по восстановлению стелы.

В конце митинга была объявлена минута молчания, по окончании которой с железнодорожной станции донёсся гудок тепловоза, прозвучавший в память о погибших в годы войны осташах.

Алексей Шевчук благодарит ООО «Землеустроитель» за предоставленные для реставрации стелы отделочные материалы.

Ирина ТИНУС
Фото Олега Северова

Добавить комментарий