Великая русская река Волга  мать городов русских, берёт своё начало в северо-западной части Тверской области в небольшой отдалённой деревеньке Осташковского района под названием Волговерховье, известна каждому школьнику ещё с начальных классов.

Панорама деревни Волговерховье: вид на Ольгинский женский монастырь и Исток Волги. Фото: Алексей Алексеев

Панорама деревни Волговерховье: вид на Ольгинский женский монастырь и Исток Волги. Фото: Алексей Алексеев

Самая известная и большая река Европы берёт своё начало из небольшого ручейка, вытекающего из лесного болота. Ширина её в этом месте не более одного метра.

"С ручейка начинается Волга". Фото: Алексей Алексеев

«С ручейка начинается Волга». Фото: Алексей Алексеев

Сегодня это святое для каждого из нас место, где берёт своё начало Волга, является одним из посещаемых туристами и паломниками со всей нашей необъятной страны. Все мы наверняка видели на фото или открытках знаменитую причудливую избушку современного павильона на месте Истока Волги, ставшую одним из символов России, а многие и сами уже успели побывать на Верхневолжье. А ещё в сети можно встретить снимок небезызвестного фотографа дореволюционной эпохи Прокудина-Горского, который запечатлел ещё в начале ХХ века скромную и неброскую деревянную часовенку над Истоком Волги.

Как связаны между собой Исток великой русской реки Волги и железнодорожные войска?

Но мало кто знает, либо вообще даже не догадывается о том, какие события здесь произошли в первой половине ХХ века. А теперь немного углубимся в историю этого края и расскажем о том, о чём наверняка не говорят даже при изучении курса школьной программы.

Лето 1941 года, фашистская Германия без объявления войны 22 июня вторгается на территорию СССР и уверенно продвигается дальше на восток в глубь нашей территории. Уже к ноябрю 1941 года фашисты продвинулись далеко на северо-запад Калининской области, оккупировав значительную часть её территории, в том числе захватив и Волговерховье.

Немецкие захватчики позируют фотографу на фоне Истока Волги, осень 1941 года. Фото из Осташковского краеведческого музея

Немецкие захватчики позируют фотографу на фоне Истока Волги, осень 1941 года. Фото из Осташковского краеведческого музея

Прекрасно понимая, насколько важен для каждого из нас Исток Волги как символ всего, что очень тесно связано с русской культурой, историей и государственностью, фашисты совершили дерзкий акт вандализма, разрушив часовенку над Истоком Волги…

Но все мы хорошо знаем, что добро всегда побеждает зло, а справедливость восторжествует, так устроена наша жизнь. И здесь, в случае с Истоком Волги, произошло именно так. Не случайно ни Сабудай (полководец Чингисхана), ни печально знаменитая дивизия CC «Мёртвая голова» так и не смогли покорить эти земли, развернув свои войска вспять у Игнач Креста в обратном направлении.

Селигерский Игнач Крест. Точное местонахождение его неизвестно, но предположительно, что он находился на месте  слияния двух рек Циновли и Щеберихи. Фото из открытых источников в сети

Селигерский Игнач Крест. Точное местонахождение его неизвестно, но предположительно, что он находился на месте слияния двух рек Циновли и Щеберихи. Фото из открытых источников в сети

Почему произошло именно так — этого мы уже никогда достоверно не узнаем. Но в одной из летописей того времени написано об этом событии следующее:

“И поиде к Великому Новуграду, и за 100 верст не доходя возвратися, нападе на него страх, инии глаголют, яко Михаила Архангела виде с оружием путь ему возбраняющее”.

Однако не долго врагу суждено было топтать нашу землю. Уже с января 1942 года началось успешное и стремительное освобождение Осташковского района от немецко-фашистских захватчиков. А летом 1942 года, на уже освобожденной территории, в районе Волговерховья, советскими железножорожными войсками была проложена военно-полевая узкоколейная железная дорога (УЖД №311 с шириной колеи 750мм). Она предназначалась для обеспечения тылового снабжения наших частей, задействованных в демянской наступательной операции по окружению крупной группировки войск противника. Это был первый опыт советских войск во время Великой Отечественной войны по окружению такого количества сил противника.

Карта-схема УЖД №311 из атласа «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году

Карта-схема УЖД №311 из атласа «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году

История строительства УЖД №311 полна примеров доблести и мужества воинов-железнодорожников, связанных с проложением дороги в этих глухих заболоченных местах и её восстановлением после регулярных авианалетов Люфтваффе. Но один из них, описанный полковником М.Л. Карнауховым, заслуживает нашего особого внимания:

«С волнением я вспоминаю один эпизод. Часть трассы узкоколейки проходила в пятистах метрах от истока Волги. Командир батальона майор И.И. Соложенцев доложил, что старинная часовня над срубом колодца, откуда берёт начало Волга, разрушена фашистами и бойцы просят разрешения поставить на этом месте беседку.

Деревня Волговерховье, август 1942 года. Советские воины у разрушенной часовенки  Истока Волги. Фото из Осташковского краеведческого музея

Деревня Волговерховье, август 1942 года. Советские воины у разрушенной часовенки Истока Волги. Фото из Осташковского краеведческого музея

За короткий срок 14 плотников из 2-го батальона восстановили сруб, а над ним по своим чертежам построили беседку с резными узорами. Она простояла свыше 20 лет. Теперь на этом месте выстроен павильон. Но в моей памяти скромная беседка осталась символом великой души нашего солдата, его любви к Родине».

Отрывок из книги «Южнее озера Ильмень: Сборник воспоминаний/сост. В.С. Кислинский.-Л.: Лениздат,1985.»

Фото из Осташковского краеведческого музея

Фото из Осташковского краеведческого музея

Отстроенный воинами-железнодорожниками на месте Истока Волги временный павильон простоял до первой половины 60-х прошлого века, пока не был заменён на современный, тот который мы все привыкли сегодня видеть и знаем по многочисленным фотоснимкам и открыткам.

Исток Волги в наши дни. Июль 2022. Фото: Алексей Алексеев

Исток Волги в наши дни. Июль 2022. Фото: Алексей Алексеев

В 1998 году, в память о нелёгком труде воинов 30-й отдельной железнодорожной бригады, проложивших в войну эту узкоколейку, в дачном поселке Любимка недалеко от Осташкова, был установлен памятный мемориал в виде креста, выполненного из куска узкоколейного рельса и металлической шпалы.

Памятный мемориал воинам-железнодорожникам УЖД №311 у дачного посёлка Любимка, Осташковский р-н, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Памятный мемориал воинам-железнодорожникам УЖД №311 у дачного посёлка Любимка, Осташковский р-н, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Символично, что памятник установлен на месте бывшей насыпи УЖД №311, вблизи когда-то располагавшегося здесь одноимённого раздельного пункта Любимка (см. карту 1943 года, представленную выше).

Фото: Алексей Алексеев

Фото: Алексей Алексеев

В июле этого года я в очередной раз побывал на Истоке Волге, а компанию мне в этой поездке составил ни кто иной, а совсем небезызвестный и всесторонне развитый, уважаемый Алексей Борисович Вульфов — самый главный у нас в стране любитель железных дорог, историк, писатель, режиссёр и музыкант.

Селфи с дрона с Алексеем Борисовичем Вульфовым, сделанное на Истоке Волге. Июль 2022

Селфи с дрона с Алексеем Борисовичем Вульфовым, сделанное на Истоке Волге. Июль 2022

Как связаны между собой Исток великой русской реки Волги и железнодорожные войска?

Алексей Алексеев, профессиональный машинист, фотограф, автор блога «Заповедная магистраль» на Яндекс. Дзен

https://dzen.ru/zapovednayadoroga

Добавить комментарий