Мне в 1941 было около трёх лет, я еще не понимала, что такое война, почему плакала мама и её подруги, провожая на войну наших отцов.

Когда уезжал мой отец, его призвали в августе 1941 года, мама плакала. Брат шёл молча. А мне было весело, ведь отец нес меня на руках. Мы спускались к железнодорожной насыпи. Было жарко. Цвели ромашки и колокольчики.

Так мы его проводили, а через месяц нам пришло письмо, в котором сообщалось, что Тихонов Иван Максимович пропал без вести в брянских лесах. С этого времени о нас некому было заботиться – была только мама. Я ходила в детский садик, брат — в школу, а мама работала на железной дороге.

К зиме стали прибывать эвакуированные из Москвы. Мама привозила их к нам «на квартиру». Они жили у нас по нескольку месяцев. Среди них были артисты, инженеры, высланные немцы. Среди них была Юлия Нордланд – она была хорошая портниха. Жила у нас долго. Я помогала ей шить одежду. Вышивать платья. У меня получалось. За работу она кормила меня конфетами.

А война шла. Бомбили Москву. Мама болела. Работала много. Была стрелочницей. Иногда нас будила воздушная тревога. Мы бежали в яму, которую специально вырыли для укрытия.

Когда кончилась война, это надо было видеть, как люди плакали от счастья, пели «Катюшу», собирались на площади. Это трудно описать. А потом стали возвращаться отцы и для многих вся последующая жизнь превратилась в ожидание. Мама не верила, что отец погиб. Услышав, что мужчина вернулся, она бежала, чтобы спросить у него, не видел ли он отца. Но, увы, он пропал без вести.

В 1946 году меня проводили в первый класс. Портфелей не было. Мама сшила мне сумку из брезента. В садике мы изготовили из оберточной бумаги тетради. Мы шли по парам, взявшись за руки и радовались. Нам выдали по пирожку, начиненному рисом.

Школьные дни я вспоминаю как самые лучшие в жизни. Чувствовалась забота государства. Давали одежду, продукты, хлеб. В школе работали кружки и всё, что тебе нравилось можно было выучить. Я любила поэзию. Мне нравилось выступать с приветствиями на сцене на торжествах. Говорить спасибо стране за наше счастливое детство, за то, что государство помогло маме выучить нас – детей без отцов. Дать нам высшее образование – мне и моему брату.

Мама позже заболела, но даже перед смертью она ждала нашего отца и не верила, что он убит.

Добавить комментарий