Семь лет поисковых работ увенчались успехом

Сводный отряд Поискового движения России установил место гибели и могилу Петра Еремеева, совершившего первый в истории советской военной авиации ночной таран. Теперь точно известно, что лётчик погиб во время боя с превосходящими силами противника в районе деревни Красуха.

Похоронен он (предположительно местными жителями) в семнадцати метрах от места падения — в безымянной могиле. Утверждать, что это могила именно старшего лейтенанта Петра Еремеева, позволяет найденный при раскопке останков смертный медальон со всеми личными данными пилота.
В понедельник член поискового движения и руководитель отряда «Тверичи» Валерий Смирнов встретился с главой Осташковского городского округа Алексеем Титовым. Обсуждались дальнейшие действия, связанные с обнаружением останков Героя Российской Федерации.

Обнаруженный с останками лётчика медальон передан в центр современной истории на полную его прочитку, — сообщил главе Валерий Смирнов. — Также запланировано проведение антропологической экспертизы. Когда все документы будут оформлены, решать судьбу останков будут родственники погибшего героя. Есть несколько вариантов. Лётчик может быть похоронен в Мытищах, где находится Федеральное военное мемориальное кладбище. Также останки могу быть погребены на родине Еремеева в Челябинской области. Третий вариант – на месте гибели в Осташковском городском округе.

После встречи с главой нам удалось пообщаться с поисковиком и разузнать подробности об обнаружении захоронения.

На поисковых работах в Красухе трудился сводный поисковый отряд, специализирующийся на авиации, — сообщил редакции Валерий Смирнов. — В группу вошли три отряда: «Тверичи», «Исток» (руководитель Сергей Сергеев) и «Русь» (Валерий Фрыгин). В числе одиннадцати поисковиков работали и осташи. В их числе Анатолий Лукашов, Алексей Наследников и Игорь Лукашов.

Ночной таран, который стал первым в истории, заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного полка Петр Еремеев совершил 29 июля 1941 года в боях под Истрой (Московская область), «вычеркнув» из советского неба немецкий бомбардировщик «Ю-88». Из того боя он вернулся живым – выпрыгнул из разваливающегося после удара «МИГ-3».

Летчик погиб в воздушном бою 2 октября 1941 года над районом деревни Красуха (Осташковский район нынешней Тверской области). В боевом донесении записано: самолет горел, летчик погиб. И указан район падения самолета «МИГ-3».

В подмосковной Истре первый самолёт Петра Еремеева поднял поисковик и историк советской военной авиации Сергей Катков, — продолжил свой рассказ Валерий Смирнов. — У него же была информация из боевых донесений о месте гибели лётчика. Это было более семи лет назад. Поисковики долго пытались найти место захоронения. Предполагали, что могила должна быть на Серемухе. И вот осташковские поисковики нашли жителя деревни Красуха, который рассказал, что ему отец показывал место падения самолёта. Тот ли это был самолёт, наверняка мы не знали, но вышли на разведку с приборами. В указанном месте нам во множестве стали попадаться мелкие дюралевые фрагменты. Было выявлено место падения самолёта. Метрах в 70 от него я обнаружил штурвал. Рядом фрагмент с номером. Сразу же связались с Сергеем Катковым и передали полученные сведения. Он всё проверил и сообщил, что с 99% вероятностью это самолёт Петра Еремеева.
На второй день работ поисковик Сергей Сергеев в 20 метрах от места падения обнаружил захоронение.

Исследуя территорию вокруг воронки, образовавшейся после удара горящей машины о землю, специальный металлический щуп просто провалился в землю, — позже расскажет журналистам Сергей Сергеев. — Это верный признак, что когда-то в этом месте копали. Заложили шурф и на глубине в полтора метра наткнулись на фрагмент кожаной куртки. Стали копать дальше. Выяснилось, что под форменным летным регланом лежат останки человека. Кроме реглана в могиле был и шлемофон летчика. Но самое главное – в останках мы нашли смертный медальон с личными данными. Сомнений не осталось – это Петр Еремеев.

Вскоре после подвига Петра Еремеева полк был расформирован в связи с тем, что в нем не осталось боевых машин. Наградные документы затерялись. Справедливость восторжествовала лишь в 90-е годы, когда президент РФ Борис Ельцин своим указом присвоил Петру Еремееву звание «Герой России». За время боев летчик совершил более семидесяти боевых вылетов, пятьдесят из них – ночью.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий